Почему у запорожских казаков не было жён?

Apr 03, 2021 13:04





В середине XIX века вышла книга «История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского», известного историка и этнографа Аполлона Скальковского. Её лейтмотивом стало сопоставление запорожских казаков с монахами рыцарских орденов. И одним из аргументов уместности такого сравнения стало безбрачие запорожцев. Интересно, что имея доступ к архивам Запорожской Сечи, Аполлон Скальковский обнаружил, что в тысячах документах нет ни одного упоминания о женщинах.



В историографии принято считать, что только давшие обет безбрачия казаки считались истинным запорожским войском - «товариществом». Как пишет, А. Скальковский только они могли участвовать в «войсковых подвигах» и получать военные должности и звания.

Как пишет А.Скальковский, женщинам «навсегда было запрещено посещать Сечь». Более того - укрывательство женщины, по мнению автора, считалось на Сечи уголовным преступлением, за которое следовало суровое наказание (вплоть до казни).



Жена - обуза

Как пишет И. Ерохин в статье «Казачий национализм» и государственная идея: мифы и реальность», в Запорожскую Сечь «женщинам ходу не было». Семейная жизнь отрицалась в принципе, ведь она отвлекала казака от ратного дела, усложняла рядовые будни, наносила непоправимый вред и препятствовала неустанным демонстрациям воинских доблестей. В книге С. Белякова «Тень Мазепы» вспоминается народная песня о гетмане Сагайдачном, который променял жену на табак и трубку, и тем самым показал пример «правильного поведения» истинного казака. Запорожцы говорили, что «от женщин и в раю человеку житья не было», а на Сечи ей и подавно делать нечего.



Отсутствие «следов женского присутствия» отдельные исследователи Запорожской Сечи объясняли «полупренебрежительным» отношением к слабому полу и «крепкой мужской дружбой», бытовавшей среди козаков. «Сечевики», пишет И. Ерохин, пренебрежительно относились к женщине, считая ее обузой. И хотя во время набегов на турок, татар или черкесов казаки нередко захватывали в плен женщин, в отношения с ними они никогда не вступали.



Более того - у С. Белякова приводится доказательство того, что приезжать женщинам в Сечь было опасно. Автор вспоминает о прибытии в 1738 году русского подполковника Глебова, который привез с собой жену и женскую прислугу. Окружившие его палатку казаки возмутились. И только выставленные бочки с горилкой остудили пыл казаков.

Ахахах:-)©



судьба и образ, Україна, сказочные_долбаебы, исконные лулзы, история, ликбез для свидомых, тряхнем стариной., Етнографія/Этнография/Этнаграфія, треск пуканов раздавайся, Світ, это_какой_то_позор

Previous post Next post
Up