(Не)украинская традиция

Jan 20, 2021 17:57


Я всегда говорил, что украинская мова сырая и недоделанная, но вчерашний праздник Крещения Господня и связанные с ним сетевые споры лишний раз показали, что вна Украине и помимо мовы очень многое что и осталось сырым и недоделанным - в частности, украинцы до сих пор не разобрались по поводу того что именно является украинской народной традицией, а что не является.

Вы можете представить, что каждую весну русские националисты между собой жарко спорили по поводу того, существует ли у русского народа такой праздник как Масленница или же этот праздник русским "подкинули враги"? Или спорили о том, навязали ли русским традицию именования человека по имени и отчеству, либо же это собственно русский обычай. Вот и я не могу. А у украинцев каждую весну разгорается срач: Масленница (Масниця) со всеми её традициями - это собственно  украинский обычай, который русские потом украли у украинцев, или же "финно-угорскую" (!) Масленницу несчастным украинцам навязал русский колонизатор? Идут споры по поводу отчеств - если в России всем очевидно, что именование человека по формуле "имя+отчество" это многовековая русская традиция, но вна Украине так до конца и не определились: одни укры убеждены что это собственно украинская традиция, которую "московиты" - кто бы сомневался! - украли у украинцев, другие укры, напротив, столь же твёрдо убеждены, что это чужая "азиатская традиция", которую русские навязали украинцам. На Пасху в уанете разгорается срач по поводу паски и кулича, периодически спорят по поводу матерщины - считать ли оную частью украинской мовы, или матюки украинцам опять-таки навязали русские; параллельно уже несколько лет (!)  идёт срач по поводу шароваров - украинцы до конца не определись считать ли шаровары частью украинского народного костюма или же шаровары им подкинули русские в XVIII веке.
А на Крещение разгораются споры по поводу традиции крещенских купаний в проруби. О том, что сия традиция существует в совеременной Украине уже никто не спорит, спорят о том считать ли оную традицию собственно украинской или же украинцы по-привычке начали подражать русской народной традиции. На одной стороне ринга украинская Википедия - она настаивает на том, что это собственно украинский обычай - , и отдельные исследователи фольклора. На другой стороне ринга СЦУ, она же ЕПУЦ - "священнослужители" оной категорически отказываются считать эту традицию украинской:

Ни этнографы, ни историки еще до середины ХХ века не фиксировали как будто «традиционных» массовых ныряний украинцев в ледяную воду по случаю праздника Крещения Господня. Описание такого действа нет ни в древних источниках, ни в исследованиях о традициях казацкой Украины, ни в воспоминаниях людей старшего возраста. Некоторые историки связывают такой обычай с нашими северными соседями, россиянами. (Официальная позиция СЦУ)
Украина, украинцы, казаки на Сечи, не знали такого обычая, как погружение в воду на Крещение всем своим телом. (Митрополит Дмытро Рудюк)
Традиция ныряния в прорубь - это русская сельская традиция. В Украине этого не было (Архиеписко Игорь Исиченко)
Среди традиций прошлого таковой в Украине не было. В нашей стране такие обычаи появились совсем недавно, в конце 1990-х - начале 2000-х годов. (Епископ Евстратий Зоря)
В последнее время стал достаточно распространенным московский обычай - купание в крещенской проруби после освящения в ней воды. В старой Украине наши благочестивые предки не делали этого. Это же какая-то явно дикая «москальская» традиция, совершенно неприсущая европейском украинскому народу. (Священник Юрий Юрченко)
Ныряние в прорубь на Крещение - это не украинская традиция. Это пошло с конца 80-х годов с "совка". (Сергей Шумило)

Украинские националисты тоже не определились по поводу того, считать ли эту традицией собственно украинской: так, свободовка Татьяна Высоцкая указывает что это неукраинский обычай, а свободовец же Руслан Андрийко, напротив, указывает что украинский; телеведущий Остап Дроздов говорит (здесь), что "эксгибиционистские ныряния в проруби - это не только дешевое позёрство, но и навязанная русская псевдотрадиция, которой никогда у нас не было", но с ним не согласны братья Капрановы, но с братьями не согласен их коллега писатель Середюк - утверждает, что не было у украинцев такой традиции - а другой сетевой укронационалист указывает, что РПЦ в начале ХХ века боролась с этой исконно украинской традицией в украинских губерниях. И накануне 19 января подобные дискуссии разгораются каждый год.

По правде сказать, мне совсем неинтересно кто из этих спорщиков прав, а кто не прав - меня забавляет само наличие подобных жарких споров))) В России весь и так знают, что у русского народа есть традиция крещенских купаний, есть традиция именование человека по имени и отчеству, есть паска и кулич, есть мат как неотъемлемая часть русского языка, тогда как вна Украине всё вышеперечисленное остаётся под большим вопросом. А ведь сколько раз украинцы писали и говорили, о том что украинский народ весь такой древний и уникальный, весь такой непохожий на русских, говорили о чудовом и чаривном украинском фольклоре и народных традициях, а на деле оказывается, что украинцы так до конца и не определились по поводу того что именно считать украинским фольклором и обычаями. И что ещё наиболее примечательно в этих баталиях: спорят по поводу того какая часть украинской лексики, традиции, обычаев, фольклора собственно украинская, а какая часть заимствована у русского народа. Получается, что даже в XXI веке украинцы не знают, что в украинцах есть русского, а что украинского, до сих пор не могут провести границу между русскостью и украинскостью внутри себя.

Как иллюстрация - участник крещенских купаний во Львове, 2017 год. На голове кОзацкий чуб, на шее католическая Матка Боска, на груди наколка с Ильичём. А ведь львовский козачок здорово рискует - за демонстрацию такой татухи его могут посадить за нарушение закона о декоммунизации)))

Етнографія/Этнография/Этнаграфія, ликбез для свидомых

Previous post Next post
Up