Земляки - изобретатели, конструкторы

Jan 14, 2021 00:29

"Глеб Евге́ньевич Коте́льников (18 января (30 января) 1872, Санкт-Петербург - 22 ноября 1944, Москва) - изобретатель авиационного ранцевого парашюта.


Биография
Родился в семье профессора механики и высшей математики. Внук (по матери) художника Ивана Зайцева. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства он пел, играл на скрипке, а также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели.
Окончил Киевское военное училище (1894), и, прослужив три года обязательной службы, ушёл в запас. Служил акцизным чиновником в провинции, помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать.

В 1910 году Глеб вернулся в Петербург и стал актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне (псевдоним Глебов-Котельников)[2].
Сын - Анатолий Глебов (Котельников), советский драматург.
Создание парашюта
В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика Льва Макаровича Мациевича занялся разработкой парашюта.
До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.
Котельников с парашютом собственного изобретения
Вскоре изобретатель получил привилегию: № 5010 Коллежскому асессору Г. Котельникову - на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом 27 октября 1911 года[3].
Вторую попытку зарегистрировать своё изобретение он предпринял уже во Франции, получив 20 марта 1912 года патент за № 438 612[4].
Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл (6)19 июня 1912 года, - в районе деревни Сализи (ныне - Котельниково).
Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо[5].
Сначала 2 июня 1912 года провели испытания с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дёрнул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, а его сила торможения передалась на автомобиль, заставив заглохнуть двигатель.
6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи.
На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен массой около 80 кг с парашютом. Все броски прошли успешно.
Зимой 1912-1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А правительство вспомнило о нём в ходе первой мировой войны.
В начале Первой мировой войны поручик запаса Г. Е. Котельников был призван в армию и направлен в автомобильные части. Однако вскоре лётчик Г. В. Алехнович убедил командование в необходимости снабжения экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. В Главном военно-инженерном управлении постановили привлечь Котельникова к участию в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов.

Котельниковым было предложено использовать для самолётов Сикорского и Слесарёва прицепной парашют; их было изготовлено 75 штук, но применения они не получили.
Советское время
В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2. Позже появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг, однако применения он не получил.
В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
После первой блокадной зимы Котельников был эвакуирован из Ленинграда.
Глеб Котельников умер 22 ноября 1944 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище[6]. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы ленточки для затяжки парашютов. "

размышления

Previous post Next post
Up