Этнос и нация. Ч. 5. Появление великороссов

Mar 03, 2020 20:20



В прошлых частях я уже говорил, что перед возникновением нового этноса, субъективного явления, проявляющегося в самоидентификации, возникает прото-нация, отражающая объективные институты такой самоидентификации. Требования к ней такие:

1. Прото-нация - политическое явление.

2. Прото-нация субъектна, т.е. является в политике субъектом, а не объектом.

3. Прото-нация - объективное явление, не зависящее от самоосознания и проявляющаяся в социально-политических институтах.

У меня возник соблазн отсчитывать прото-нацию великороссов от момента создания Московского царства Ивана Третьего. Однако, при дальнейшем рассуждении, я откинул эту бесперспективную идею. Ведь, собственно, чем было Великое княжество Московское? Переносом столицы Руси из Владимира-на-Клязьме в Москву. Но чем в этом смысле оно отличалось от Смоленского или Тверского княжеств? Да ни чем особенным. Объективно, борьба за великокняжеский престол была внутри Руси и ранее. Да, появился татаро-монгольский фактор, именно в ставке хана раздавали ярлыки. И что? За ними ездили князья Владимирские, Галические, Черниговские, Рязанские. При этом, идентичность у населения этих княжеств была, как мы выяснили ранее, в первую очередь региональная, во вторую общерусская, опирающаяся на исповедание Православного христианства в русском его изводе (на церковно-славянском языке). И, пожалуй, все.

Да, Московское государство было лишь частью Руси, но позиционировало претензии на всю Русь, что выражалось даже в титуловании первого Московского монарха: Божией милостию, Государь всея Руси и Великий Князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных. То есть никакого противопоставления другим русским и другой Руси в идеологии московитов того времени не существовало. Ну да, была заявлена претензия на Москву. как на Третий Рим, но все это в рамках общерусской идентичности, которая была практически тождественна идентичности религиозной. Ни покоренный Иваном Новгород, ни Псков. ни тверь не ощущали себя какими то великороссами, у них было, наряду с региональным, и общерусское этно-конфессиональное самосознание, которое отражалась в письменных произведениях того времени. Иными словами, львовские братчики и тверские монахи в общем то имели одинаковое, на одной основе, субъективное самосознание. Основанное на принадлежности к Православию.

Что же явилось толчком к формированию особенной идентичности? Выражаю собственное осторожное суждение - формирование Второго ополчения в Смутное время. Вот уж было лихое времечко, позволяющее народным массам проявить субъектность и задуматься о своей коллективной общности на фоне внешней угрозы, связанной с католиками-поляками в Кремле. И субъектность этой новой прото-нации, хотя и сохраняющей старое самоназвание, была проявлена. Сначала в виде формирования Второго Ополчения, а в последствии в созыве Вселенского собора с целью выбора себе царя. И в том и в другом случае субъектом действия, кроме аристократии, скорее вопреки аристократии, служили широкие народные массы. Причем, героями того времени были не только "чистые" русские славяне, но и православные русские, о происхождении которых до сих пор спорят - Кузьма Минин, Иван Сусанин. По видимому, нет другого периода, когда именно великороссы, жители Московской части Руси, заявили бы о себе так массово и создавая определенные институты НАЦИОнального самосознания - Второе Ополчение и Всемирный Собор.

Замечу! Что во Всемирном Соборе участвовали и донские казаки, таким образом влившиеся в состав прото-нации великороссов и впоследствии принявшие русскую самоидентификацию, которая до этого у них отсутствовала, вместо нее существовала казацкая самоидентификация. Она не исчезла моментально, но к 19 веку казаки Донские и Семиреченские, в противовес Черноморским считались великороссами.

Простое податное население и после избрание на царство первых Романовых имело весьма смутную общерусскую конфессиональную самоидентификацию. Однако верхушка общество первой поняла свое отличие и после воссоединения в Российской империи русских Литвы и Польши выдвинула идею Триединого народа, четко осознавая объективные отличия великороссов, малороссов и беларусов. Именно во времена государства Романовых великороссы получили свои отличительные маркеры в виде балалайки, лаптей, косоворотки и народных промыслов, ставшими впоследствии маркерами русской народности.

Далее буде.

я правду резал и резать буду, Русь, історія/гісторыя/история

Previous post Next post
Up