Декабрьские интриги: Сочи

Dec 09, 2019 14:29

Интрига рано или поздно губит того, кто её начал.
Пьер Бомарше



Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко совершил 7 декабря 2019 г. блиц-визит в Южную столицу России. За сутки до появления белорусского президента в Сочи, на берегу Черного моря оказался белорусский премьер Сергей Румас. Зачем первый и второй номер в белорусском руководстве отправились в теплые края под пальмы, когда основной российско-белорусский саммит перенесен на две недели?

Интрига первая: зачем?

Стоит напомнить, что всю прошлую неделю российское и белорусское руководство «разруливало» даты двух саммитов - российско-белорусского в Москве, назначенного на 8 декабря и саммита «Нормандской четвёрки» в Париже 9 декабря. Понятно, что для Кремля значимость встречи в столице Франции перевешивала свидание с А. Лукашенко на два порядка. За «Нормандией» стоит война и санкции, а возможное подписание Программы экономической интеграции Беларуси и России и так «отъезжает» на 20 декабря.

Однако, видимо в российском руководстве посчитали, что не стоит так «обижать» Минск и все-таки выделили несколько часов в плотном графике президента России для диалога с белорусским коллегой. Но получилось все весьма таинственно: 3 декабря, в понедельник, в Сочи пригласили для консультаций с Д. Медведевым премьера РБ С. Румаса, а следом и А. Лукашенко.

Реплика

Автор этих строк сознательно не концентрирует внимание читателя на многочисленных слухах и даже вполне достоверных известиях о грядущей судьбе белорусского премьера, который, надо отдать С. Румасу должное, не желая того, но все-таки стал для Москвы достаточно знаковой фигурой. Но не стоит обольщаться: на фоне А. Лукашенко практически любой представитель белорусского политического класса, не включенный в круг белорусского президента («Живой морг»), смотрится свежо, интересно и обнадеживающе.

Интрига вторая: формула визита

В Минске оперативно нашли формулу рабочей встречи двух президентов: «встреча президентов Беларуси и России, как планируется, состоится в конце текущей недели. До этого очередной раунд переговоров проведут премьеры, затем они доложат о результатах работы главам государств» (https://www.belta.by/president/view/lukashenko-i-putin-provedut-vstrechu-7-dekabrja-v-sochi-371493-2019/). Иными словами, фабула поездки А. Лукашенко в Сочи подразумевала сценарий «перевода стрелок» на «не справившихся» глав правительств (А. Лукашенко наравне с В. Путиным должен был критиковать премьеров?), что вполне в стиле белорусского президента, который славится своим умением уходить от ответственности и талантом перекладывать провалы на других. Однако, на общем фоне сложных переговоров про премьеров забыли. Было не до них…

Москва, приглашая А. Лукашенко в Сочи, не скрывала своего интереса в завершении процесса согласования «дорожных карт» и до настоящего момента действует исключительно бюрократически: принято решение подготовить Программу экономической интеграции - необходимо её закончить.

Кроме того, В. Путин хотел получить от А. Лукашенко ясный ответ в отношении перспектив реальной интеграции с Беларусью. Российское руководство просто не хотело терять время и убедиться, что 20 декабря 2019 г. в Санкт-Петербурге белорусский президент все-таки подпишет Программу об экономической интеграции от лица Республики Беларусь.

Интрига третья: «борьба за суверенитет»

В белорусском медиа пространстве российско-белорусской встрече в Сочи от 7 декабря изначально придавали демонический статус, как своеобразный торг за белорусский суверенитет. Стоит отметить, что информационная кампания «Россия угрожает белорусскому суверенитету» с периодическими обострениями тянется в Беларуси уже второй год и по своей сути является типичной т.н. «глухой» провокацией по принципу «грузите апельсины бочками».

Проблема в том, что никаких оснований для уничтожения Россией белорусского суверенитета нет в принципе: ни одно государственное лицо в РФ не позволило себе даже оговорки в отношении перспектив ликвидации белоруской государственности, оккупации или захвата белорусской территории. На самом деле данная кампания является вариантом шантажа России в формате анекдота: обращение соседки в полицию с жалобой на соседа: «Я поняла по его глазам, что он хочет меня изнасиловать».

В основе вышеназванной жесткой антироссийской кампании, вполне сопоставимой с украинскими аналогами, лежит элементарный подлог: перспектива ликвидации столь удобной для Беларуси системы финансово-ресурсной поддержки белорусской экономики подменяется истерикой в отношении сохранения белорусского суверенитета. Причем в Беларуси прекрасно понимают, что делается подлог, что вопрос не в суверенитете, а в том, что не хочется платить, т.е. в деньгах, но делают вид, что они глухие и слепые и страшно испуганные Россией и «этим» Путиным.

Иными словами, перспектива покупать российские энергоносители по мировым ценам, что как раз и является одним из индикаторов реального суверенитета, воспринимается белорусским политическим классом, не говоря уже о политическом руководстве республики, крайне болезненно и интерпретируется в угрозу белорусской государственности.

Хотя… ведь Россия не навязывает Беларуси свои энергоносители. А. Лукашенко весь 2019 год обещает переориентацию импорта нефти и даже газа. Но как-то движения в этом направлении не ощущается.

Любопытно то, что белорусская оппозиция, четверть века, не выбирая слов, критикующая Москву за «финансирование ставленника России Лукашенко», является едва ли не главным актёром данного спектакля, фактически требуя сохранить дотации Беларуси, т.е., если исходить из собственной логики, обеспечить выживание А. Лукашенко и его династии.

Организованные оппозицией 7 и 8 декабря 2019 г. в центре Минска как бы несогласованные с властями, но, тем не менее, заботливо охраняемые милицией, митинги и шествия «За суверенитет» как раз и проходили под антироссийскими лозунгами (надо отметить их политическую пошлость) и фактически явились массовой и публичной присягой оппозиции в верности А. Лукашенко. Можно сказать, что в очередной раз оппонентов режима и сам режим объединила ненависть к России.

Цель явно инспирированных белорусскими спецслужбами уличных акций вполне прозрачна - оказать поддержку А. Лукашенко на трудных переговорах в Сочи, где ему мог потребоваться «аргумент» в лице участников «массовых» выступлений в центре белорусской столицы, требующих «борьбы за суверенитет» против России. Стоит отметить, что по информации канала Euronews 7 декабря в уличных акциях приняли участие от 700 до 1000 человек.

Белорусский формат «украинского синдрома»

Анализируя кампанию за «За белорусский суверенитет» нельзя не отметить общие черты с аналогичными процессами пятилетней давности на Украине. Идеология проходящего зимой 2013-2014 годов в центре Киева евромайдана включала «борьбу» за «реальный украинский суверенитет» против России. Данная «борьба» увязывалась с геополитическим поворотом на Запад. Но в основе успеха киевского майдана лежала усталость украинского населения от двух десятилетий нищеты и полной бесперспективности.

Идентичные настроения отмечаются и внутри белорусского населения, которое уже «тошнит» от бесконечной смены российской тематики белорусского агитпропа - от призывов к интеграции с РФ до обвинения Москвы в нежелании «делиться», «торговых войнах», неравных условиях для субъектов хозяйствования на, естественно, российском рынке. И так по кругу четверть века…

Годы, а потом и десятилетия крайне скудной жизни двух поколений граждан республики прошли под антироссийским информационным фоном - власти, выступая в роли посредника между российской финансово-ресурсной поддержкой и белорусским населением, вместо модернизации белорусской экономики и реформ, с одной стороны беззастенчиво «выкачивали» российские дотаций, плодили ряды собственных белорусских олигархов-миллиардеров и укрепляли капиталы «семьи», а с другой стороны постоянно «переводили стрелки» на «жадную», «криминальную» и «олигархическую» Россию, которая «наживается» за счет белорусского народа и не помогает ему в рамках Союзного государства. Этой демагогии по принципу «держи вора!» в Беларуси верят, так как «тутейшая» пропаганда построена на присущих любому народу инстинктам - всегда легче обвинить в своих проблемах (бедах) «соседа», чем подмести собственный двор и разобраться в собственном доме. Итак, Россия, которая десятками лет ни в чем не отказывала белорусам, оказалась вроде как врагом…

К концу 2019 г. на белорусском политическом поле при активной поддержке белорусских властей и их спецслужб практически слились две политические кампании: «За суверенитет» и за выход Беларуси из всех (или почти всех) интеграционных объединений с Россией. Учитывая «украинский синдром», данные кампании имеют солидный шанс на успех. Организаторы «поймали волну», которая может изменить политическое будущее республики.

Белорусские власти - непосредственные создатели белорусского формата «украинского синдрома», рассчитывают использовать данное антироссийское политическое движение в качестве инструмента шантажа России, намекая Москве, что только А. Лукашенко может держать политическую ситуацию в Беларуси под своим контролем. Стоит отметить, что организаторы двух формально оппозиционных кампаний уже заслужили личную благодарность от белорусского президента и, весьма возможно, и иных материальных поощрений. Но в то же время, белорусские власти, чванливо считающие, что «знают все» и «управляют всем» не только в своей стране, но и в России, только что не стреляют себе в лоб. Впрочем, жалеть об участи обреченных, я бы не стал…

Интрига третья: выступление перед парламентом

В рамках выше обозначенных антироссийских трендов и формировалась речь А. Лукашенко перед вновь назначенным составом нижней палаты белорусского парламента (5 декабря). С учетом того, что через сутки белорусский президент должен был сесть за стол переговоров с российским коллегой, ждать от него чего-то радикального не стоило, что и подтвердилось.
Выступая перед «депутатами» А. Лукашенко посетовал, «что В. Путин окружен «антибелорусским силами и мы должны это понимать. И сегодня на Президента Путина давление жесточайшее. И притом уже из близкого окружения - антибелорусские" https://www.belta.by/president/view/lukashenko-segodnja-na-putina-zhestochajshee-anitbelorusskoe-davlenie-371796-2019/?utm_source=belta&utm_medium=news&utm_campaign=accent ), что на следующий день вызвало ехидный комментарий со стороны российского премьера Д. Медведева:«Я вот сегодня прочитал о том, что у нас где-то есть «антибелорусские элементы», которые так или иначе влияют на государственную политику. Хочу вам прямо сказать, и я скажу об этом президенту Беларуси Александру Лукашенко, что у нас таких «антибелорусских элементов» нет. https://news.tut.by/economics/664222.html).
Понятно, что А. Лукашенко в очередной раз трусливо пытается спрятаться за спину белорусского народа, так как в российском обществе и политическом классе можно найти не «антибелорусские» силы, а скорее антилукашенковские, но мы же понимаем, что белорусский президент, считая себя чем-то божественным и сакральным не только для белорусского, но и российского народов (!), никогда с этим не согласится.

Внутренняя структура провокации

Но главный смысл выступления А. Лукашенко 5 декабря был, конечно, связан с «борьбой за суверенитет». И вот тут у нас есть возможность попытаться определить «раскладку» данной политической кампании.

Итак, во-первых, обратим внимание на оппозицию, которая обвиняет Россию в «коварных замыслах» в отношении Белоруссии - Москва по меньшей мере готовится «скупить» все «лакомые куски» белорусской экономики (металлолом, угробленный за четверть века олигархом Лукашенко), или вообще, по - максимуму, рано или поздно начнет аннексию республики. Попутно, по остаточному принципу, оппозиция подозревает А. Лукашенко в готовности "продать" белорусский суверенитет, но не раскрывает сумму и процедуру столь экзотической «сделки», хотя при этом твердо уверена, что Россия, как говорится, «спит и видит» Беларусь в своем составе хотя бы для того, чтобы «набраться у белорусов цивилизации».

Во-вторых, А. Лукашенко в данной информационной провокации занимает особое место - он выставляет себя в роли не только единственного, но и эффективного борца за белорусский суверенитет. Именно таким былинным богатырем он и представлял себя на первом заседании нового состава белорусского парламента.

В-третьих, свою часть работы по раскрутке берет на себя часть высшей номенклатуры и пропагандистов (к примеру, тот же В. Макей), которые, когда это необходимо, в экспортном варианте опровергают наличие какой-то угрозы белорусскому суверенитет, но зачастую проговариваются. Для примера можно использовать последнее заседание программы белорусского телевидения «Клуб редакторов» с 2:45 до 6:45 минуты - один из участников передачи сделал признание в том, что «Александр Григорьевич ни в чем не поступится». Итак, суверенитет Беларуси и А. Лукашенко представляют одно и тоже. Иными словами, борьба против режима означает борьбу против белорусского суверенитета (!), что и требовалось доказать.

Как работает провокация? Элементарно. С 3 декабря в белорусском медиа-пространстве началась «накачка» истерики о том, что в субботу, 7 декабря в Сочи на А. Лукашенко будет оказано «страшное давление» и «Беларусь продадут». Естественно, попутно обливали грязью Россию, которой, между прочим, белорусский суверенитет, как говорится, « и даром не нужен». Апофеоз истерики - субботнее бродяжничество по центру Минска уже упомянутой выше процессии «борцов за суверенитет», а к ночи в белорусском Интернете раздался «вздох облегчения» -- А. Лукашенко таки «не сдал» «коварному» В. Путину суверенитет. То есть белорусский президент «молодец» («я никогда не был сторонником Лукашенко, но в данном случае он отстоял белорусский суверенитет и он молодец» и т.д. и т.п.). Вот именно такого результата и ждали власти, которые на теме суверенитета с помощью оппозиции готовят легитимизацию шестого президентского срока А. Лукашенко. Занавес…

Но в белорусском политическом театре помимо сцены и оплаченной труппы идиотов и клоунов обязательно должен быть «буфет». Ведь можно сколько угодно «бороться за суверенитет», который никому отнимать у белорусов не приходило в голову, однако и «самым бескорыстным защитникам незалежной» нужно за что-то жить.

Но по данному вопросу А. Лукашенко «успокоил» республику: «Потеряв Украину, Россия страшно боится потерять в хорошем смысле Беларусь. Но и она не может поддерживать Беларусь, не зная, какую политику мы будем проводить (как они думают), что мы будем делать. И они хотели бы утрясти этот вопрос, чтобы понимать, какой будет Беларусь завтра. Куда она идет, как она будет жить"(https://www.belta.by/president/view/lukashenko-segodnja-na-putina-zhestochajshee-anitbelorusskoe-davlenie-371796-2019/?utm_source=belta&utm_medium=news&utm_campaign=accent ). В данном случае А. Лукашенко повторяет традиционный постсоветский «аргумент»: «Россия еще не осознала (или уже осознала и обязательно мучительно страдает), что она потеряла Украину (а также Грузию, Молдову и даже Эстонию)». Этот очень провинциальный и чванливый тезис опровергается элементарно: «А Украина понимает, что она потеряла Россию?». Судя по ситуации на Украине, там давно поняли, что потеряли… Это же относится к Беларуси, так как , если что, то вряд ли Россия очень уж болезненно ощутит эту «потерю». А Беларусь почувствует потерю России? Думается, что мгновенно…

С другой стороны, А. Лукашенко намекает на один из «аргументов», которые он везет с собой в Сочи: кто, как не он, может контролировать Беларусь - «не зная, какую политику мы будем проводить (как они думают), что мы будем делать». Но этого оказалось мало в условиях, когда А. Лукашенко давно потерял доверие Кремля.

Интрига четвертая: с чем приехал А. Лукашенко?

А. Лукашенко выбрал для диалога с В. Путиным очень выигрышную для внутреннего белорусского рынка формулу: «мы ничего не хотим, но требуем равенства»: «Мы не просим, как некоторые говорят, дешевый газ, дешевую нефть. Мы готовы и по 200 долларов газ покупать, и нефть покупать не по 63 доллара за баррель. Главное, чтобы равные были условия… Если наши предприятия покупают за 200 долларов, значит, и конкурирующие предприятия должны иметь такую же цену» (https://vz.ru/news/2019/12/7/1012441.html).

Еще раз повторим, что формула удачная (снимаю шляпу, профессионально), но она будет иметь успех только в белорусском обществе, давно привыкшему к иждивенческому поведению по отношению к России. Для российского руководства данная формула является демонстрацией привычки белорусского руководства жить за счет российских ресурсов. Ведь А. Лукашенко отстаивает равенство в использовании исключительно российских ресурсов (у Беларуси ничего нет) и требует равенства на российском рынке, так как белорусский рынок закрыт от российского импорта 18 (восемнадцатью) нетарифными ограничениями и постоянной кампанией в белорусских СМИ против российских товаров.

Между прочим, можно только представить истерику в Минске, если бы российские СМИ в ответ прошлись бы по качеству продаваемой в России белорусской мясной и молочной продукции. Мгновенно был бы использовать несокрушимый украинский довод: «А нас за шо?»

В итоге, переговоры затянулись на шесть часов, после которых А. Лукашенко покинул Южную столицу России очень уж «по-английски», без пресс-конференции и фото на память. Сегодня А. Лукашенко отдыхает и «переваривает» вчерашнюю встречу с руководством России.

Итак,

Переговоры закончились для белорусской стороны полным провалом. А. Лукашенко сознательно свел судьбу Союзного государства к цене российского газа для Беларуси и возможности получить компенсации за налоговый маневр в российской нефтедобывающей отрасли, что было ошибкой. Дешевого газа, как и «нефтяных денег» А. Лукашенко в Минск не привез.

В ходе переговоров поднимались и другие сложные вопросы, но и там А. Лукашенко не получил от России каких-либо значимых уступок.

В то же время, А. Лукашенко не педалировал тему белорусского суверенитета и не выставил пресловутый «счет России за всё», которым он «пугает» Москву третье десятилетие. Просто белорусскому президенту нечего выставлять. Не было и стенаний, что «Россия теряет Беларусь», так как Москва остается на позиции «никого не держим», т.е., проще говоря, «скатертью дорога!».

Но не стоит отчаиваться. Завтра А. Лукашенко с новым силами заявит, что в Сочи «белорусская позиция встретила понимание» и к 20 декабря Россия согласится и дальше «платить» Беларуси еще лет пятьдесят, до какого-нибудь, к примеру, Александра Николаевича Лукашенко. Интриги продолжатся…

А. Суздальцев, Москва, 08.12.2019

платить и каяться, Беларусь

Previous post Next post
Up