Украина це Африка

Dec 08, 2019 21:36

Живописные сценки из жизни языческой Африки европейской христианской Галичины XIX века . Одно непонятно - откуда в речи европейских галичан появились "монгольские" матерки.

Сжигание людей живьем: опыт Галичины

Сжигали женщин и мужчин за колдовство и в Галиции, причем последнюю «ведьму» у нас сожгли каких полтораста лет назад. Об этом, со всей скрупулезностью настоящего ученого-этнографа, описывает секретарь комиссии НОШ и действительный член Пражской и Венской академий наук, Владимир Гнатюк в своей работе «Топления и сожжения ведьм в Галичине» (1912; ссылку на полное изложение его труда см. ниже этого текста). Далее подаю фрагменты его записей, касающихся событий на территории сегодняшних Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей.

Итак, с.Нагуевичи (сегодня - Дрогобычского района). Во время эпидемии холеры 1821 года, когда в селе люди начали массово умирать, один парень признался в том, что он вампиром и указал на ряд односельчан которые, якобы, тоже является упырями и умерщвляют людей. Испуганные той вестью крестьяне собрали сход села и на том общественном совете решили сжечь всех названных «упырей» на костре терновом. Тогда согнали на площадь посреди села тех «упырей», связали и начали по одному бросать в огонь. По рассказам очевидцев, некоторые из них умирали быстро, а некоторые сумел как-то освободиться и убежать. Однако, после этого сожжения холера не утихла, а организаторы были привлечены к ответственности и поосуждены на разные сроки. Тогда же, в соседнем селе Ясенице Сильной был сожжен один человек, а остальных людей не дал сжечь местный священник, который вмешался в это дело.

Не менее трагические вещи происходили и на Гуцульщине. Так, у с.Мыкулычин у Яремча последнюю «ведьму» сожгли 1827 года, а в с.Верхний Березов на Косовщине, на окраине села даже было отдельное место, которое называли «Пожарище» и на котором сжигали мертвых «упырей». Далее со слов Семена Бойчука из соседнего села Текучая «... здесь, по бугорком, в Березове была ведьма ... ее ночью поймали, завернули в рубище и понесли на пепелище. Положили тернии, подожгли и говорят, чтобы признала, что она ведьма. А она нет, и нет. Просится, плачет ... Йо! Не помогло. Сожгли ... А потом сидели по тюрьму за это, потому что кто услышал, как она кричала и донес в Коломыю».
Еще один гуцул - Дмитрий Малкович со с.Зибранивцы возле Коломыи рассказывал, что «... там у нас, в Березове, откуда я родом, был один человек, может и не упырь, да и умер на улице за сильного мороза. Когда его похоронили, то он потом ходил и кричал ... Ведьма, которая называлась Маруся Перцова сказала, что надо его откопать, бросить в огонь и сжечь. И, после этого как его сожгли на терновом огне за селом, то уже не слышно было ни вытья, ни ничего ».

По словам гуцула Илька Стовпюк из с.Испас, когда в соседнем селе в очередной раз обнаруживали ведьм, то их вели на соседнюю гору Готаро «... и там раскладывали терновый огонь, и связывали и бросали их в тот огонь... Там были мужчины, женщины и девушки, потому что они не давали выпадать дождю ... А папа мой говорили, что вспоминают, как их дед ходил туда смотреть, потому что от нас много людей ходило. Оттуда давали знать, когда это будет, как теперь вече, и кто хотел, то и шел ».

Не менее интересный рассказ, но уже - про ведьму Кошулиху, записал Владимир Гнатюк от 60-летней Афии Антоняк со с.Голова, что у Косово. Лет сорок пять назад, прежде чем «... во время сенокоса, летом, наступила такая засуха, что где бы ни ступил ногой, то трава рассыпалась в прах, нечего было скотине даже скубнуть. А была тогда в селе одна старая бабка, без всякого зуба во рту, которую звали Кашулею и ее, как ведьму, вызвали по разные дела. В то лето, в эту страшную засуху прошел слух по деревне, что не иначе, а все-таки и ведьма Кошуля сперла дождь и через нее погибает столько народу и скот ... Тогда все собрались и пошли ловить и жечь Кошулю, чтобы пускала дождь, потому что народ совершенно погибал с засухи ... Тогда Луцё Иринджин берет бабу за руку, и голую, ведет, вперед, со двора, приговаривая: «Ты, - говорит Луцё, людей сводишь  е.... я твою маму псом дохлым! Сейчас, е.... псом маму, будем тебя, бабушка, жечь на глоговом и терновом хворосте, чтобы ты пустила нам дождь, чтобы ты раз сгорела, чтобы никто не запирал дождя и не делал засуху. Баба Кашуля просится, но нет спасения и Луцё гонит бабу в долину жечь на хворосте. Все вокруг орут и кричат, чтобы он быстрее гнал бабу. Луцё ведет бабу за правую руку и так материт и проклинает ту бабу, что страх и все стремится ее ударить. А сам тот Луцё такой же уже засохлый и худой ... А баба Кашуля всё просит: «Ой, пустите меня, я ведьма не на дождь, а только к уборке, я дождь не задерживаю. Пустите меня ». А то Луцё кричит на бабу: «Что, е... тебе маму в душу, а жатва нам денег не стоит? Ты думаешь, что нам легко даются те жатвы, чтобы ты нам их обгрызала? Мы тебе сейчас сделаем конец ». Луцё так скоро бабу гнал, что и не было времени прикрываться. А у бабы напрочь п...да гола, как у девушки. То верный знак, что ведьма. Я это хорошо видела, потому что я пошла с Василисой Онуцьковою смотреть, что будут делать с Кошулей. Но, как только Луцё загнал Кошулиху на ту кучу хвороста, которую уже собрались поджечь, то вдруг на небе появилась маленькая тучка, которая на глазах, каждый раз увеличивалась и темнела. И вдруг, со всех четырех сторон как засверкает, как загремит! Ударила такая страшный ливень, как будто кто лил из ведра. Мы все чуть убежали. И тот Луцё оставил бабу и убежал. Только сама Кошулиха осталась стоять на дороге. С тех пор ведьмы уже не запирали дождя. Так то все было и я то все видела своими глазами » (записано со слов Афии Антоняк в 1908 году).

Для меня эти записи Владимира Гнатюка интересны тем, что дают основания для поисков и изучения, в наших Карпатах и ​​на Прикарпатье, мест этих массовых сожжений людей, которые продолжались, судя по всему, с очень давних времен и, порой, были в каждый второй деревне. Фактически, здесь мы имеем дело с новым типом археологических памятников, который нельзя относить ни к хозяйственно-бытовым, ни к культовым (поскольку культ предусматривает места поклонения, а здесь - совсем другое дело), ​​ни к погребальным объектах. В голове всплывает соблазн сопоставить эти места сожжения «ведьм» и «упырей» с хорошо известными, в археологии, зольниками трехтысячелетней давности, которые всегда расположены за пределами человеческих поселений. Те зольники выглядят как едва заметные на глаз насыпи, состоящие из пепла, золы, различных умышленно поломанных вещей и разбитых (часто - животных) костей. Назначение тех зольников до сих пор окончательно не выяснено.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=3233161973422106&set=a.149867048418296&type=3&theater

шоу уродов, спадковість ;), ликбез для свидомых

Previous post Next post
Up