"Украинцами" ли были "украинские" козаки?

Aug 30, 2019 17:30





Украинские "козаки" во главе с АтаманомЪ

С подачи современных украинских «гисториков», оксюморон «украинское казачество» почему-то вошёл в лексикон и начал обрастать разными восторженными эпитетами: «самобытный национальный феномен», «исключительно украинское явление» и т. д. При этом «свидомые» не замечают даже тот факт, что казаки на Дону упоминаются в исторических источниках намного раньше (в 1444 г.), чем в Запорожье, и, если уж определяться: донцы - русские, запорожцы - «украинцы», то казацкий приоритет уйдет к России, потому что казаки=Россия.



За одной передержкой следует другая - уже все казаки без исключения объявляются некими «украинцами», и на этом основании появляются дебильные карты «Этнографических границ Украины», включающие русские Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Ну, а если попробовать приглядеться повнимательней к «украинскому казацтву» - насколько оно было «украинским» то?



В казацком реестре времен Хотинской войны 1621 среди полковников значатся, например, Мойсей Писарок и Цецюра Семрок. Спустя несколько лет, в 1625 на окраине Руси прошло крупное казацкое восстание, которое возглавил гетман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали, и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил. Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, казаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетманом некоего Мойзерницу. В 1630-е среди реестровой казацкой старшины был известен Илья Караимович (гетман в 1633 и 1637). «Украинская» национальность данных казацких лидеров вызывает у меня большие сомнения. На мой субъективный взгляд, они, скорее, принадлежали к еврейской нации (напомним, караимы - одна из сект иудаизма).



Хазары в бою

Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Б.Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. Другой его соратник - киевский полковник Михаил (Станислав) Кричевский, героически погибший в 1649 при обороне столицы от литовцев. Многие историки, например Костомаров, писали о польском происхождении Мазепы, чье полное имя звучит так: Ян Стефанович Мазепа-Колединский. Не будем уже говорить о ранних казацких гетманах конца ХVІ в., простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т. п. Их национальность не вызывает НИКАКОГО сомнения - ЭТО ЖЕ - ПОЛЯКИ!!!.



Английский историк Э.Карр, автор фундаментальной 14-томной «Истории Советской России», считал поляком и Богдана Хмельницкого ©(Т.1, с.237).

В 1641 упоминается казацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван). Известный в 1640-е годы полковник Филон Джалалий - по происхождению татарин. Диаспорные историки довольно долго мусолили теорию, что знаменитый сподвижник Хмельницкого Максим Кривонос - «шотляндець з походження».



Особо надо сказать о русских. В описываемый период (XVI-XVII века) вообще нельзя провести твердую разграничительную линию между русской и некой «украинской» народностями, ибо последняя в то время попросту еще не оформилась. Да и вообще тогда национальность определялась более не по крови, а по взглядам, идеологии (вероисповеданию), так что все православные были «руськими» (слово «украинец» появилось лет на 200 позже).

К тому же мы сталкиваемся с проблемой источников. От М.Грушевского пошла гулять версия, что русские летописцы, записывая имена «украинских» деятелей, русифицировали их, потому для восстановления справедливости их надо «украинизировать обратно».

Вот так и получали из летописного гетмана Коленика Ондреева - Каленика Андриевича, а из первопечатника Ивана Федорова - Ивана Федоровича. Не будем отрицать возможность такого искажения, но, в рамках плюрализма мнений, я имею право предположить, что среди казацких лидеров были и великороссы, Ивановы и Петровы с великоросскими же именами, которые летописцами так же и были записаны.

И превращать их ныне в Ивановичей и Петренок не нужно. Тем более, что есть примеры, когда в одном документе шли подряд: Степан Хоменко, Мойсей Авдеев, Василий Григорьев, Иван Васильев (запорожские реестровые казаки). Или «Якушко Якимов да Филипп Парашиленко». Источники сохранили нам достаточно много чисто великорусских имен казаков: Ждан Коншин, Влас Иванкиев, Ондрос Телесов, Павел Беляев.



Заметим, что никакого «железного занавеса» или каменной стены между Запорожьем и Доном никогда не было, между ними постоянно шёл обмен населением. Как свидетельствовал в 1626 полковник Шафран (да и многие другие), на Дону постоянно жило несколько сот запорожцев, а «в Запорогах» - донцов. Один из первых донских атаманов (XVI в.) - Мишка Черкашенин (черкасами в то время звали украинцев). Казаки вместе ходили походами на турок, вместе бунтовали против польского или российского правительства (это тоже подтверждено многими документами).



Могут спросить, к чему все это пишется, ведь среди казаков все равно было множество Дорошенок, Томиленок да Орандаренок? Не отрицаем, их действительно было много, может быть, даже большинство.

Но это не основание зачислять ВСЕХ казаков в некие «украинцы». Казачество - не нация, а особое военно-служилое сословие. И, как всякое сословие, оно было по составу абсолютно интернациональным.

Казаком мог стать любой - русский, украинец, белорус, татарин, поляк, еврей. Ничто не мешало не«украинцам» козаковать и даже, как видим, занимать командные посты (а среди рядовых казаков инородцев было еще больше).

Поэтому делить казачество на «украинское» и «русское» - глупо и бессмысленно. Казачество было либо одно единственное - как сословие, либо невероятной смесью - по национальному составу. И уж если кому приспичило их делить - то только по географическому принципу: были казаки запорожские, кубанские, донские, яицкие, были даже рязанские и татарские (XV век), воевавшие между собой.

По последним данным, к середине XVII в. национальный состав Войска Запорожского Низового был таков: славяне (русские, малороссы, белорусы) - 34, 2 %; азиаты (турки, татары) - 27, 4 %; кавказоиды (армяне и др.) - 17, 4 %; средиземноморские народы (евреи, греки и др.) - 21 % (В.Семененко, Л.Радченко «История Украины».-Харьков, 1999.-С.105).



Более подробный анализ Реестра 1649 года (крупнейшего из сохранившихся), сделанный еще в 1978 советскими учеными, дал весьма интересную картину интернациональной пестроты казачества. Помимо значительного количества русских, малороссов, белорусов и поляков здесь нашлись сотни молдаван, сербов, болгар, десятки турок, татар, венгров, греков, чехов, немцев, шведов, латышей, албанцев, евреев, цыган, армян, грузин, черемисов.

А вспомним, что писал крупнейший авторитет Д.Яворницкий: “в Сичи можно было встретить всякие народности, чуть ли не со всего света выходцев, как-то: малороссов, поляков, литовцев, белорусов, великорусов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, жидов, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан” (т.1, с.143).

Тем же, кто любит ставить знак равенства между козаками и некими «украинцами», рекомендуем перечитать “Летописное повествование о Малой России” А. Ригельмана, где подробно перечисляются отличия малороссиян (украинцев) от запорожских казаков: “Сечевские козаки… сделали на Днепре засеку и в ней поставили шалаши великие, назвав их куренями и жить стали… каждый по склонности промысла своего в рыбе, звере и меду изобильствовал… многими своими самовольствами, безчиниями, бунтами и разбоями так имя свое оскаредили… храбрость оную в бунтовское свирепство обратили, ибо у себя самих непрестанные делали смущения междуусобием и часто себя убивали, от чего кошевой и старшина в великом страхе всегда были… При всем оном два устава, которые имели Запорожье: безжённое житье да жестокое наказание домашним татем…



Сии козаки везде грубы были. Напротив того украинские черкасы или малороссийский народ, как-то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочное селение в городах, местечках, селах и хуторах, производят хлебопашество, посев огородный, сады и багчи, делают всякое художество, ремесло и торги… В обхождении приятны и ласковы…

Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по-польски, а паче по своему черкаскому умеют”.

Danke  ©https://yadocent.livejournal.com

судьба и образ, Україна, ликбез для свидомых, сословие, історія/гісторыя/история, Етнографія/Этнография/Этнаграфія, Світ, свидомые лулзы

Previous post Next post
Up