Союзная перестройка

Jul 15, 2019 10:12

Все просто, если смотреть в правильном направлении.
Уинстон Черчилль


Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на прошлой неделе неожиданно очнулся от постоянного праздника, в котором он безвылазно находился последний месяц, и попытался разобраться с подготовкой российско-белорусского саммита. Оказалось, что все очень плохо и совершенно не устраивает белорусского президента… Правда, уже в четверг, 11 июля А. Лукашенко вместе с наследником открывал фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», который, стоит отметить, целиком оплачивается за счет Союзного государства, то есть, в значительной степени, за российские бюджетные деньги. Так что от проблем российско-белорусских отношений никуда не деться даже на сцене песенного марафона, что естественно, отвлекает от песен и танцев. В общем, белорусский президент несмотря ни на что, хотя бы внешне очень быстро вернулся в привычное для него состояние непрерывного карнавала, которому очень подходит лозунг 1930-х годов «Жить стало лучше, жить стало веселей!».

25-летие президентства

Нынешним летом на фоне других стран постсоветского пространства Беларусь отличается каким-то невероятным разгулом бесконечных фестивалей, праздников, парадов, салютов и еще бог знает каких массовых мероприятий, которые, как оказалось 3 июля, могут заканчиваться даже жертвами, естественно, по причине российского «разгильдяйства». Тем не менее, политически такой эмоциональный период в жизни страны даже понятен, если пятое президентство А. Лукашенко заканчивается столь масштабным и непрекращающимся триумфом. Ведь фактически А. Лукашенко столь эффектно празднует свое двадцатипятилетнее нахождения у власти.

Попутно череда отмечания прихода «народного счастья» должна лечь в основу предстоящей почти годовой предвыборной кампании, основная часть которой стартует с сентября. Напомним, что в марте 2019 г., после посещения Сочи и встречи с В. Путиным, А. Лукашенко отодвинул президентские выборы на лето 2020 г. Так что фестивальная Беларусь является важнейшим компонентом предвыборной кампании, призванным убедить не только граждан республики, но и Европу в том, что в Беларуси крепкая власть, пользующаяся безусловной поддержкой населения.

Между прочим, чтобы привлечь иностранных туристов на «Славянский базар» белорусские власти открыли продленный безвиз для граждан более семидесяти стран. Стоит отметить, что т.н. «белорусский безвиз» просто кочует от одного международного мероприятия до другого, что создает условия для постепенно превращения территории республики в какой-то проходной двор. Учитывая, что до настоящего времени Россия и Беларусь так и не подписали давно обещанные соглашения о «союзной визе», то действия Москвы по постепенному и неуклонному укреплению границы с РБ можно считать даже несколько запоздавшими. Их стоило предпринять еще в 2006-2007 годах.

Реплика

Наблюдая со стороны за вакханалией навалившихся на Беларусь танцев-песен, невозможно избавиться от ощущения того, что все это очень похоже на какой-то римейк сакрального советского фильма «Волга-Волга», снятого в 1938 (!) году. Если кто помнит, то по сюжету фильма веселая ватага самодеятельных артистов грузится на старый и прогнивший пароход «Севрюга», который, во время плавания по великой русской реке, эти самые певцы, танцоры и музыканты, от избытка патриотизма и бурлящей радости, разносят буквально на куски. В этом плане очень показательны оказались сюжеты БТ из Александрии, где иногда в кадр все-таки попадали какие-то отстранённые и даже мрачноватые лица собравшихся на праздник местных жителей, чьи глаза говорили одно: «Начальство гуляет…». А начальство действительно с визгом гопает и скачет по давно прогнившей палубе белорусской «Севрюги» …

Санкт-Петербург

Стоит напомнить, что согласно сюжету фильма «Волга-Волга» (если мы уже взялись за советскую киноклассику), местный бюрократ - начальник «мелкой кустарной промышленности» Бывалый И.И. буквально с минуты на минуту ждал «вызова в Москву». Видимо, за 80 лет мало что изменилось на просторах от Бреста до Камчатки в рамках уже Союзного государства, так как 11 июля белорусский президент, видимо уже предвкушая поездку во вторую столицу России, по примеру товарища Бывалова начал «просто рвать и метать».

В чем причина плохого настроения белорусского президента?

Необходимо напомнить, что в основе стимулируемого уже второй год Россией процесса «оптимизации» союзных отношений лежит изменение формулы существования самого Союзного государства, которая в свою очередь основана на балансе военно-стратегических и транзитных интересов России на Западе и белорусских потребностей в российских энергоносителях, российском рынке и кредитах. Внешне данная формула была замаскирована интеграционной риторикой и появлением целого ряда форматов - Содружество Беларуси и России, Союз Беларуси и России и, наконец, Союзного государства Беларуси и России (1999 г.)., которые должны были прикрыть или даже замаскировать саму суть российско-белорусских отношений - перманентной дотации белорусской государственности.

В данном случае тут же возникает вопрос: Нужна ли России белорусская государственность? Нужна. Беларусь является естественным барьером между НАТО (Польша) и Россией. В свое время эту роль выполняло Великое княжество литовское. В настоящее время именно Россия является фактически единственным гарантом суверенитета и независимости Республики Беларусь.

Реплика

Стоит обратить внимание, что военно-стратегические цели и задачи России на западном направлении только частично связаны с усилением военного присутствия РФ на территории Беларуси (пример так и не размещенной в Бобруйске базы ВКС РФ), так как появление российской армии на границе Польши тут же потребует реакции от НАТО и США, что в целом -- крайне невыгодно России, которая в настоящее время, в сфере обычных вооружений, на порядок слабее Североатлантического блока. Кроме того, роль далеко выдвинутого на Запад «форпоста» играет Калининград, который и притягивает основное внимание НАТО, что, конечно, требует от Москвы на порядок меньше сил, чем превращение, к примеру, всей белорусской территории в будущий театр военных действий (Не дай Бог!). Война, помимо крови, это деньги и много денег.

Роль баланса интересов

Российское руководство с конца 1990-х годов, видимо, учитывало, что баланс интересов полностью устраивает белорусскую сторону, так как по своей сути он не является формулой интеграции, а геополитической рентой. Минск должен был получать финансовую и ресурсную поддержку, что и происходит до сегодняшнего дня, поддерживая свой союзный статус в военно-стратегических вопросах, включая, естественно, и союзничество на внешней арене, так как даже первокурсник знает, что международная безопасность - 90% современных международных отношений.

Как видим, формула взаимоотношений между Россией и Беларусью изначально носила политический характер, что по причине огромной разницы в размерах и экономическом потенциале двух стран вполне естественно.

Но в тоже время, учитывая тот факт, что баланс интересов являлся компромиссом между двумя странами-соседями, связанными между собой целым комплексом вековых связей, в российском руководстве были преисполнены иллюзий в том, что баланс окажется политической основой будущей интеграции между РБ и РФ, так как логика расширяющихся и частично унаследованных с советских времен экономических контактов между двумя странами позволит выйти эволюционным путем на выполнение стратегической задачи - появления политического союза двух стран в формате союзного государственного образования (скорее всего имелась в виду конфедерация). Иными словами, считалось, что экономические интересы Беларуси будут её подталкивать к расширению экономической интеграции. По сути, Союзный договор от 1999 года и составлял план-проект эволюции первоначального баланса интересов двух стран в реальный интеграционный проект. Это была стратегическая ошибка.

Сценаристы данного интеграционного проекта, опираясь лишь на советское прошлое, закрепившее в сознании российского общества и элиты мифы о БССР, и на удачный опыт Евросоюза, не учли с одной стороны специфику глубинных антироссийских инстинктов в белорусском обществе, заложенных еще с 1930-х годов, а также естественный после объявления независимости в 1991 году рост националистических настроений, собственнический антироссийский инстинкт белорусской номенклатуры и принципиальную неинтегрируемость белорусского политического режима, как любого авторитарного. С другой стороны, не очень были просчитано влияние внешних сил на взаимоотношения между Москвой и Минском, что обеспечило Минску наиболее благоприятные условия для политики балансирования. Все эти факторы изначально делали невозможным какую-либо реальную экономическую интеграцию между Россией и Беларусью, не говоря уже о политической. Однако система СГ, основанная на первоначальном балансе интересов стран-учредителей СГ, все-таки была запущена.

Дотации

Чтобы выше обозначенная система эффективно эволюционировала в сторону реального интеграционного проекта, необходимы были ресурсы, которые предоставляла Россия. Это важный и принципиальный момент: за российско-белорусскую интеграцию всегда платила Россия, что мгновенно аннулирует все претензии А. Лукашенко к российскому руководству за то, что, мол, Москва или нарушила «естественный» ход интеграции между двумя странами или вообще её «завалила». Этого не могло произойти в принципе, так как Москва интеграцию оплачивала и продолжает оплачивать проект, хотя этой интеграции между Россией и Беларусью никогда не было.

Но с конца 1990-х годов относительно быстро сформировалась масштабная система финансово-ресурсной поддержки белорусской экономики, к которой в Беларуси очень быстро привыкли и стали воспринимать её, как естественный результат политики А. Лукашенко, а в России видеть ресурсно-сырьевой придаток «индустриальной Беларуси» (об этом много в свое время писал Ю. Шевцов).

Говоря о дотационной системе нельзя не уделить хотя бы немного внимания определенному политическому лицемерию, связанному с данной темой. Так, к примеру, на рубеже веков в российском медиа пространстве российская экономическая поддержка Минску = в общей сложности формированию 50% бюджета РБ, оправдывалась необходимостью «подтягивания» белорусской экономики к российской, что по идее, с одной стороны должно было создать платформу для формирования единой экономики СГ, а с другой стороны выглядело как оправдание для российских налогоплательщиков дотирования соседнего государства.

При этом в «нулевые годы» не было принято говорить о том, что экономические системы двух стран уже с 1992 года не стыковались друг с другом, а в дальнейшем национальные экономические модели стран - учредителей СГ, стали принципиально отличаться друг от друга.

Одновременно в белорусском медиа пространстве было принято изображать Россию, как страну экономически и социально отсталую, лишившуюся своей промышленности и сельского хозяйства, чью экономику монополизировали олигархи, а население день и ночь завидовало белорусам. С тех времен едва ли не каждый выпуск новостей БТ включал сюжет о заинтересованности России в белорусском управленческом опыте, что стало важным компонентом мифа о высокой эффективности социально-экономической политики белорусского руководства. Как ни странно, но данный миф в белорусской интерпретации до сих пор в Минске считается серьезным основанием для того, чтобы требовать от Кремля дотации.

С момента подписания Союзного договора конфликтность российско-белорусских отношений выросла на порядок. Кризисы между Москвой и Минском стали регулярными и главной причиной конфликтов каждый раз оказывались попытки белорусской стороны отстоять более ранние и уже привычные условия поставки российских энергоносителей или доступа к российскому рынку, а также потребовать от Москвы дальнейшие уступки, преференции и дотации.

Именно такого рода попытки делить уже Россию (российские ресурсы) и стали причиной первого публичного скандала уже при президенте В. Путине (9 июня 2002 года), когда президент России отверг список требований белорусского руководства к Москве, который превращал Россию в фактическую колонию. В. Путин открыто отметил, что для того, чтобы требовать дотации в таких объемах, Беларуси надо быть хотя бы субъектом федерации (скандал о «мухах и котлетах»). С тем пор данное выступление президента России в Беларуси принято интерпретировать в качестве предложения Минску войти в состав России и данная «обида» на Москву передается в белорусском политическом классе из поколения в поколение.

Сломанный баланс

С годами напряженность в отношениях между Москвой и Минском неуклонно нарастала, конфликты превратились в настоящие информационные войны, которые затягивались на месяцы и годы. Причин такого внешне странного интеграционного поведения было множество, включая крайне невыдержанное и провокационное поведение самого А. Лукашенко, регулярно не упускающего возможность публично оскорбить российское руководство, российское государство и сам русский народ без «знака качества». После 2014 года возникло твердое мнение, что белорусский президент сознательно публично унижает президента России и соседнюю союзную державу в интересах Запада. Но главные причины конфликтов носили политический и экономический характер.

Прежде всего, после 2011-2012 года, когда уровень финансово-ресурсной поддержки со стороны России стал достигать 10 млрд. долларов в год (потом уровень дотирования снизился к 6-7 млрд. долларов, при годовом бюджете РБ в 16 млрд$), в Москве поняли, что аппетиты Минска необъятные, фактически «украинские» и всей России не хватит для того, чтобы насытить закрома быстро расширяющегося круга белорусских миллиардеров.

В тоже время Минск оказался в экономическом тупике. Время на реформирование белорусской экономики было упущено, с 2012 года со всей очевидностью обнаружились процессы деиндустриализации, белорусская продукция постепенно теряет российский рынок, уровень жизни населения упал и не растет. В тоже время белорусский народ, проживая на границе ЕС и России хотел бы жить по меньшей мере не хуже, чем соседи. Решить данную проблему можно было только за счет России, которая, в свою очередь, в данный период столкнулась с масштабными экономическими санкциями со стороны Запада.

В Москве к росту требований и претензий со стороны «союзника» отнеслись болезненно, так как не видели никакого продвижения в рамках экономической интеграции, не говоря уже о её политической фазы. В итоге, белорусское «плечо» баланса интересов стало неподъемно тяжелым для России, тем более, что российское плечо ощутимо «полегчало».

После 2008 г. российская армия вступила в период реформ и модернизации, что постепенно привело к изменению роли Беларуси в оборонительной стратегии России. С перевооружением российских ВКС, ввода в строй ЗРК С-400 вопрос о подлетном времени со стороны Польши через Беларусь потерял свою актуальность. Внимание к военной группировке в Калининградской области и модернизации военно-морского флота изменило обстановку на западном направлении. Крайне противоречивая политика А. Лукашенко подорвало доверие к нему, как главнокомандующему союзной России армии, что в свою очередь резко снизило желание Москвы помогать Минску в модернизации белорусской армии. Регулярно проводимые совместные учения каждый раз демонстрируют снижение боеспособности белорусского воинства и деградацию её технической оснащенности.

Поворотным моментом стал отказ А. Лукашенко от размещения в Бобруйске уже практически согласованной (В, Путин издал соответствующие приказы) базы российской ВКС. Стоит добавить и то, что в настоящее время белорусская армия находится под контролем генералов - выходцев с Украины…

2008 год стал не только поворотным в переоценке роли Беларуси в военно-стратегических целях и задачах России. Не является тайной то, что и до грузино-югоосетинский войны Минск неоднократно поступал на внешней арене совсем не по-союзнически. Но после 2008 года внешняя политика Беларуси постепенно стала приобретать антироссийский характер. Начав с поддержки Грузии и М. Саакашвили, вступления в европейскую программу «Восточного партнерства», непризнания суверенитета Абхазии и Южной Осетии белорусская сторона к 2018 году вышла на высокий уровень отношений с Киевом и т.д.

Формально, Минск демонстрировал согласованность союзной внешней политики исключительно в международных организациях, но не всегда. В историю российско-белорусских отношений «черным днем» вошло 9 июля 2017 года, когда белорусская парламентская делегация проголосовала за «Минскую декларация», к которой Россия была объявлена «агрессором» и «оккупантом».

Стоит отметить, что и вопросы транзита к концу второго десятилетия тоже потеряли свою актуальность. Достраивается сеть обходных газопроводов, постоянно наращиваются мощности портовых нефтяных терминалов. Попытки закрыть или остановить колесный или воздушный транзит мгновенно вызывают ответные меры. Небольшие страны на западной границе России все равно можно или объехать или обойти морским путем, а вот Россию зачастую объехать или облететь или технически невозможно или финансово неподъемно…

В итоге, к последней предвыборной кампании В. Путина (2017-2018 гг.) никаких иллюзий не осталось: российская часть баланса (военно-стратегические, транзитные и международные вопросы) во много раз обесценилась. Баланс оказался разрушен.

Восстанавливаем баланс

Чтобы не потерять Союзное государства, баланс должен быть восстановлен. Понятно, что белорусские интересы в России не только сохраняются, но даже расширяются. Но тогда необходимо белорусские интересы сбалансировать российскими интересами. Сделать это возможно только двумя сценариями, чем и занимались российские власти на белорусском направлении с мая 2018 года до сегодняшнего дня:

- внешнеполитический сценарий: финансово-ресурсную поддержку со стороны России Беларусь может уравновесить активной союзнической политикой Минска на внешней арене. Но, по понятным причинам, данный путь Минском заблокирован. Белорусское руководство продолжает попытки и дальше балансировать между Москвой и Западом, не понимая, что после 2014 года время балансирования на постсоветском пространстве закончилось. Тем не менее, в Москве учитывают, что для белорусского руководства и белорусского политического класса «независимая внешняя политика», т.е. фактически антироссийская, является индикатором её суверенитета, хотя и за счет той же России. Данная тема закрыта;

- экономический сценарий: развернуть в конце концов реальную экономическую интеграцию, в результате которой российские дотации должны исчезнуть естественным путем. Для этого необходимо снова обратиться к Союзному договору и составить «Дорожную карту» для его выполнения. Но здесь имеются несколько проблем:

Во-первых, у российской и белорусской сторон разное видение Союзного договора. Стоит напомнить, что в 2018 году А. Лукашенко выражал удивление тем, что Москва вспомнила о Союзном договоре, так как Минску и так было неплохо: получал, к примеру, по внутрироссийским ценам российскую нефть, чтобы потом продавать почти по мировым ценам на Украину выработанные из ней нефтепродукты и т.д. Затем Минск стал требовать сохранить Союзный договор в неизменной форме и до настоящего времени держит данную позицию, т.е. вцепился в Союзный договор, как в спасательный круг (А. Лукашенко, 11.07.2019).

Москва, со своей стороны, что не раз отмечала в ходе встреч с экспертами, что договор необходимо модернизировать, что в свою очередь способствовало бы его выполнению.

Однако, понятно, что Минск как раз ищет варианты, чтобы уклониться от выполнения не только Союзного договора, а созданной в рамках рабочей группы под руководством российского министра М. Орешкина «Дорожной карты».

Во-вторых, не исключено, что А. Лукашенко до ноября 2019 года «Дорожную карту» все-таки подпишет, но это не значит, что он станет её выполнять. Нет сомнений, что Минск предварит переговоры огромным списком претензий и требований, настойчиво вышибая из России в преддверии парламентских и президентских выборов финансы и экономические уступки.

Однако Москва ничего авансом не даст. Вот с этим в Минске не могут согласиться и воспринимают нежелание России быть безусловным «кошельком» Лукашенко крайне болезненно. Стоит напомнить, что с сентября 2018 года А. Лукашенко не смог пробить в Москве ни одной своей претензии. А. Лукашенко уже не является эффективным лоббистом в России. Это критическая точка всей союзной перестройки.

Ситуация становится все более сложной, так как четкое выполнение предлагаемой «Дорожной карты» действительно приведет к появлению российско-белорусской экономики, т.е. чем-то вроде варианта китайско-американского экономического слияния, что мы видели до 2016 года. Но столь решительный поворот несет за собой столь масштабные политические риски для белорусского политического режима, что ни о какой правящей династии не может быть и речи. Судя по реакции А. Лукашенко от 11 июля, в Минске это понимают, но что делать не знают. Это западня!

Так что пока белорусскому руководству остается только жаловаться и изображать из себя «жертву». Может быть пожалеют…

Реплика

В полном согласии с видимо утвержденным графиком поиска антироссийских поводов на минувшей неделе в Беларуси был раскрыт заговор против белорусского народа, согласно которому бессовестные российские поставщики не доливают в бутылки растительного масла. Понятно, что явная диверсия производителей масла из Поволжья и Кубани была организована исключительно из-за недовольства Москвой стойкой позицией А. Лукашенко - известного борца за белорусский суверенитет, которого белорусское население, буквально осатаневшее после недолива масла, по идее должно было свергнуть и отправить в Ростов. В данном случае автор этих строк использует наработки известной белорусской «экспертной школы», которая из года в год описывает «заговоры» российских спецслужб против А. Лукашенко и готовность российской армии захватить территорию Беларуси, чтобы выйти к Калининграду.

Информационный фон перед Санкт-Петербургом

Стоит отметить, что постоянные поиски белорусским руководством поводов для недовольства и критики России начинают изрядно надоедать и, в целом, играют уже против самих белорусских властей. Дело в том, что возникает какой-то парадокс. А. Лукашенко постоянно недоволен Москвой по самым разным поводам: начиная от пресловутой компенсации за российский налоговый маневр, закрытии российского рынка от белорусско-польских продовольственных товаров до кредитов. Между прочим, как успокаивает министерство финансов РБ, российский кредит вроде, как и не нужен, деньги взяли в Китае.

Все эти недовольства белорусских властей, очень ярко проявившиеся 11 июля, демонстрируются в белорусском медиа пространстве на фоне традиционной антироссийской кампании белорусских СМИ, в которых Россия преподносится как непрерывный кошмар. В принципе, в данном случае белорусские информационные ресурсы копируют политику прибалтийских и украинских СМИ, активно создающих в западном мире образ своих стран, как «вечных жертв» российского империализма и экспансионизма, которым необходимо помогать финансами.

Иными словами, извлекать прибыль из соседства с РФ можно по-разному: получая помощь от Запада, как «жертве» России или получая финансово-ресурсную помощь от России, как «союзнику». В белорусском примере власти республики пытаются совместить и использовать два «промысла» одновременно - типичная лимитрофная политика. Но по сути, получается, что перед выборами А. Лукашенко требует ресурсы из филиала ада на Земле - России.

Реплика

Лимитрофная практика политического давления на Россию очень похожа на старую политику брошенных жен советского периода, которые направляли в местком жалобы на мужей, в которых кляли своих бессовестных супругов последними словами, но требовали, чтобы местком вернул мужа домой, в семью. В частности, вот президент Грузии С. Зурабишвили, клеймит Россию, как «агрессора» и «оккупанта», но требует, чтобы российский турист приезжал в Грузии. В свою очередь Киев неустанно твердит, что Россия - «агрессор» и «оккупант», но требует, чтобы «вражеский» природный газ и в 2020 г. шел в Евросоюз по украинским газовым трубам.

Вот и Минск, постоянно жалуясь, то давление на белорусский суверенитет, то на петарды, то на «грязную нефть», а ныне и на недолив растительного масла, требует от Москвы компенсаций, дешевого газа, кредиты, доступа на российский рынок санкционных товаров и т.д. Понятно, что стоит Москве начать настаивать на подписании «Дорожной карты», как против России начнется настоящая информационная волна.

В итоге,

Но стоит напомнить, что данная политика Минска несет в себе определенные риски. Разочарованность белорусским «союзником», а скорее даже определенная усталость от постоянных претензий и истерик официального Минска, в российских политическом классе и экспертном сообществе стали естественными и даже модными трендами. Более того, несмотря на то, что в российском медиа пространстве о Беларуси почти не говорят, раздраженность российского истеблишмента в отношении политики А. Лукашенко нарастает.

Все усилия белорусского лобби и т.н. белорусской «Пятой колонны» в Москве остановить данный процесс оказываются безрезультатными по причине, прежде всего эмоциональной и крайне провокационной политики А. Лукашенко по отношению к России. Проблема в том, что в белорусском истеблишменте еще с советских времен преобладает твердое убеждение в своей абсолютной безнаказанности. Но главное в другом: Москва приступила к изменению своей политики по отношению к Минску, теперь и белорусскому руководству необходимо проявить реализм и понять, что ничто не вечно под Луной.

А. Суздальцев, Москва, 14.07.2019

ВКЛ, платить и каяться, Беларусь, отсосут_кацапы_хуй, я правду резал и резать буду, орда, ликбез для свидомых, неуставные взаимоотношения, Лукашенка, одна_палка_два_струна_я_хозяин_всей_стра, оккупация, Великое Княжество Литовское, литвины/ліцві́ны, Олимпийский_огонь

Previous post Next post
Up