Археологи решают украинский вопрос.

Feb 25, 2019 13:43

Суть украинского вопроса - делёж наследства домонгольской Руси. Кто наследники, где они живут, сколько их? Ответом на эти вопросы является определение: было ли массовое переселение людей с Поднепровья в Суздальскую землю? Летописи о переселении говорят косвенно. Генетики показали, что переселение было. Потому что на Русской равнине живут люди с такой же генетической наследственностью, что и на Днепре, а с востока эти люди прейти не могли.

Намедни ТВ-канал ОТР показал интервью с директором Института археологии Российской академии наук Николаем Макаровым. Вот несколько мыслей оттуда:

«Николай Макаров: Северо-Восточная Русь - это новый политический центр, который сформировался в X-XII веках. Вот, как это происходило. У нас есть версия историков, которая сложилась в русской историографии XIX века. Все мы знаем, что центр переместился из Среднего Поднепровья в Волго-Окское междуречье. Это такие хрестоматийные тезисы. Как это происходило? Этого мы не знаем, потому что летописи очень мало про это рассказывают. И вот задача археолога - создать базу источников, которая позволит реально представить основные вехи этого процесса, как это происходило, процесс формирования каких-то новых поселений, перемещения людей, возникновения нового хозяйства, новых форм политической власти. Это такая глобальная научная задача. Если говорить о чисто практических операциях, которые проводятся - это поиски средневековых поселений, поиски средневековых могильников. Это поиски невидимых следов Средневековья в действительно очень окультуренных, обжитых, хорошо известных нам ландшафтах. Поиски, раскопки. Мы за эти годы открыли 360 средневековых поселений. Это, наверное, примерно четверть тех средневековых поселений, которые находились в это время на территории Суздальского Ополья. Еще 3/4 остаются неизвестными. У нас просто не было времени, чтобы их документировать. Мы собрали 15 000 средневековых вещей. В основном мелкие предметы из перемешанного культурного слоя. Это фактически новая база для изучения процесса становления Северо-Восточной Руси. Потому что традиционные картины сейчас требуют нового прочтения. А археология - как раз тот материал, на котором мы можем показать и совершенно по-новому представить эти перемены, потому что действительно, если бы этого не произошло, то вообще судьба Восточной Европы могла бы сложиться совершенно иначе, потому что этот новый центр выстоял в XIII веке. Его периферия дала начало Москве. Если бы этого всего не было, то, может быть, и не было Руси, России в том виде, в котором она сложилась уже в Новое время.
(…)
И вот здесь всего 40 сантиметров культурного слоя. Но вот 1000 лет истории деревни. Вот в этих ямах в раскопе собрана лепная керамика конца X века. А вот последние постройки в деревнях - это современные постройки. То есть мы увидели, что суздальские деревни - это деревни с 1000-летней историей. И в каждом из этих поселений могло жить до сотни человек. Довольно приблизительные подсчеты. Но понятно, что это аномалия для Северо-Восточной Руси. Это не общая картина, которая была везде. Это аномальная картина, которая сложилась на участке с очень высокими почвами, которые имеют очень высокое плодородие, которые дали возможность для очень продуктивного земледелия, которое позволило кормить большое количество людей, которое позволяло, кстати, князьям держать огромные военные силы на очень небольшой территории. И военные амбиции суздальских князей XII века во многом опирались на этот человеческий потенциал, который был под рукой, который было легко собрать, потому что эти люди могли прийти к князю, за несколько часов они могли встать в строй, сесть на коней. И именно поэтому так амбициозна была политика Андрея Боголюбского, который воевал со всеми соседями, с которыми он мог воевать - походы на Киев, походы на Новгород, походы на Волжскую Болгарию. Вот в основе этих амбиций очень серьезный политический расчет, очень серьезная оценка новой ситуации, которая сложилась в XII веке.
(…)
Вот здесь мы как раз видим вот эти арабские монеты и финские подвески, финские фибулы, в том числе эти обувные украшения, волюты с петельками. Это обувные застежки, очень характерный элемент финского костюма, застежки обуви, которые неизвестны в славянских погребениях, неизвестных в славянском костюме. То есть это соединение стилей - славянские височные кольца, финские обувные стежки, финские подвески, эти подковообразные фибулы.
Ольга Орлова: И арабские монеты.
Николай Макаров: Да.
Ольга Орлова: Это говорит о том, насколько открыто тогда было население к контактам, к влиянию, к каким-то связям, если все это совмещается на уровне бытовой жизни одного человека.
Николай Макаров: Это очень открытый мир. Мы считаем, что глобализация - это наше изобретение. На самом деле мир глобализировался не раз. И как раз период X-XI - это период очень мощной глобализации, выстраивания очень давних связей, когда предметы, которые попадали издалека, были очень важны в культуре, а экономика строилась на перемещении товаров на очень большие расстояния.
(…)
В X-XI веке это очень демократичное общество, конечно. И главные центры его управления, организации и политической жизни - это большие поселения X-XI веков. Их 10. Это еще не города. Суздаль в это время еще только формирующийся город. Это, по-видимому, довольно демократическая среда, которая управлялась князем. Но погребение представителя элиты с оружием с княжеской символикой начала ¬XI века находится на краю Шекшовского могильника. Это большой курган, по-видимому. От него осталась площадка диаметром 18 метров, которая выделяется по своим размерам и сильно превышает остальные курганы. Это представитель княжеской власти, который находится рядом, который не формировал ансамбль этого могильника, а который как бы присоединился к этой общине и, по-видимому, ее контролировал. Но все-таки это достаточно демократичная среда.
Вторая половина XII века - это время усиления княжеской власти. И полномочия князя, конечно, очень велики.
(…)
Надо сказать, что символы Владимира и Суздаля XII века - это валы городов, которые начали сооружаться именно в это время, потому что почти полтора века истории суздальской земли - это период, когда укрепления не сооружались. По-видимому, это общество достаточно комфортно себя чувствовало и было достаточно сильно…
Ольга Орлова: Оно не очень сильно было озабочено вопросами обороны и чувствовало себя в безопасности.
Николай Макаров: Оно чувствовало себя в безопасности. Оно чувствовало свою силу. Оно чувствовало, что оно доминирует в этой части Русской равнины. И также, по-видимому, уровень внутренней конфликтности был не очень высок. Первые конфликты, известные нам по летописи - это такие серьезные военные столкновения из-за суздальской земли. Это самый конец XI века».
https://otr-online.ru/programmy/gamburgskii-schet/nikolay-makarov-nash-mir-perezhival-globalizaciyu-uzhe-ne-odin-raz-35757.html

документы, интервью, Русь, вести с полей

Previous post Next post
Up