Как-то в нулевых мне попался перевод статьи, если не ошибаюсь, британского издания, под названием: "Зачем русским танки, когда у них есть банки?" Если кратко, автор с тревогой констатировал, что Россия научилась не только бряцать оружием, но и успешно освоила методы продвижения российского капитала в наиболее значимые сектора экономики ЕС и вообще использует весь доступный финансово-экономический инструментарий для достижения политических целей. Кажется, выражение "газовая дубина России" тогда еще не вошло в широкий обиход, иначе бы непременно прозвучало.
Нет-нет да и вспоминается эта статья, когда мне встречаются наивные рассуждения украинцев о том, что москали-де за два дня обещали дойти до Киева, но так и не дошли, а значит, Россия проиграла.
Характеризуя российскую властную элиту как циничных, расчетливых стяжателей, делающих исключительно то, что влечет выгоду, небратья в то же самое время искренне верят в существование кремлевских филантропов, якобы мечтающих взять на полное обеспечение десятки миллионов ленивых, невменяемых и прожорливых нахлебников, да еще и с гигантскими долгами. Впрочем, пропагандисты поумнее изначально понимали, что происходит нечто иное и более опасное, чем банальная военная агрессия, поэтому в медийный оборот был выпущен термин "гибридная война". Но даже сейчас, когда едва ли не каждый украинец верит в агентов Путина и может долго и с упоением рассказывать о российском коварстве и вероломстве, истинные масштабы влияния России на украинскую экономику могут оценить "не только лишь все", хотя вся информация находится в открытом доступе, данные необходимо лишь сопоставить и систематизировать.
Попробуем бегло, стараясь уложиться в рамки одного поста, рассмотреть и оценить экономическую ситуацию на Украине в контексте российско-украинских отношений.
Итак, начать можно с того, что Украина уже не первый год имеет отрицательное сальдо в торговле с Россией. Сам факт торговли с "агрессором" уже мало кого смущает, и из инфополя практически исчезли сюжеты о деятельных патриотических кретинах, наклеивавших специальные стикеры на российские товары. Целая плеяда пламенных революционеров удачно встроилась в торговые схемы, ведь война войной, а гешефт - по расписанию. Но зрада слишком очевидна: только за первые полгода импорт из России
увеличился на 25%, а экспорт в РФ сократился почти на шесть процентов. В денежном выражении разница более, чем в два раза.
Это не просто показатели, это наглядное опровержение тезиса о том, что Россия крайне зависима от украинских производителей. Небратья предсказуемо укажут на то, что, мол, объемы торговли с ЕС выше, а значит, приоритеты и тенденции очевидны - "цэ остаточне прощевай Российской империи", и это действительно могло бы быть так, если бы не одно но: существенная доля импорта из ЕС приходится на газ, который Украина приобретает по так называемой реверсной схеме, а это значит, что зависимость от российских поставок никуда не исчезла. Отличие лишь в том, что вопросы оплаты небратья теперь решают с европейцами. В сущности, "Газпрому" ведь решительно всё равно, кто купит газ (к слову, чистая прибыль "Газпрома" в январе-сентябре стала
максимальной за последние пять лет ) и кому затем перепродаст. Если на глупых хохлах
подзаработает Словакия, то никто не будет против.
Но проблемы Украины не исчерпываются одним лишь газом, не менее важным является угольный вопрос. Когда-то Яценюк доказывал, что Донбасс глубоко убыточен, что уголь не играет важной роли в украинской энергетике. О том, что это очень даже не так, стало "вдруг" понятно после вхождения богатых шахтами территорий в состав народных республик, и чтобы хоть как-то завуалировать покупки угля у ЛДНР, понадобилось информационное прикрытие под условным названием "уголь из ЮАР". Впрочем, факт "торговли с сепарами" изначально был секретом Полишинеля, и в числе прочих об этом
проговаривался даже министр энергетики Демчишин. Поскольку торговые отношения Киева с непризнанными официально республиками являются нонсенсом и правовой коллизией, "с обоюдного согласия сторон" действует схема, по которой уголь сначала становится российским, а затем вполне легально экспортируется на Украину. Как итог,
больше половины объемов угля Украина закупает в России. Что для Украины хуже в плане имиджевых потерь - покупать донбасский уголь у России, которую рада дважды(!) официально признавала агрессором, или же у республик, которые Киев уничижительно именует не иначе как ОРДЛО, однозначно сказать сложно. Украина давно и успешно пробивает дно за дном, поэтому рассуждения о её репутации - это примерно то же самое, как разговоры о покойнике на ночь глядя.
Еще одна статья импорта, усугубляющая зависимость Украины от России - удобрения. В домайданные времена экспорт минеральных удобрений был для Украины одним из основных источников поступления валюты в страну, сейчас же их приходится импортировать. Производить у себя стало сложно и невыгодно, поскольку газовая составляющая в стоимости производства удобрений доходит до 80-90%. И хотя тревогу объявили еще
в прошлом году, а весной нынешнего года даже
повысили пошлины на импорт из РФ, на данный момент ситуация шокирующая -
Россия держит 70% рынка минеральных удобрений. Прелесть ситуации не только и не столько в том, что российские экспортеры фактически добивают химическую промышленность незалежной, по сути у России имеется ценный инструмент влияния на украинский АПК, а это уже риски возникновения угроз продовольственной безопасности Украины.
Подытожим.
1) Украине навязана обязанность содержать мятежные республики. Покупая донбасский уголь, Киев оплачивает восстановление Донбасса, содержание республиканских армий и расходы России. В связи с этим я уже как-то упоминал высказывание Бжезинского о новом порядке, который будет создан за счет России, против России и на обломках России. Будь этот упырь жив, он бы сильно удивился, узнав, что Кремлю удалось реализовать похожую концепцию на Украине. Другими словами, в противовес анти-России, которой безусловно является Украина, создана анти-Украина в лице ЛНР и ДНР. Эта ситуация не только мешает Украине активно интегрироваться в структуры Запада (НАТО, например), но и вынуждает Киев тратить огромные ресурсы, непозволительные в условиях чудовищных долговых нагрузок. Россия же не только окупает свои издержки благодаря реэкспорту донбасского угля, но и поддерживает зависимость Украины от угольных поставок.
2) Независимость от "Газпрома" оказалась фиктивной. Украина по-прежнему не способна обходиться без российского газа, только оплачивают его теперь другие, и это снимает с "Газпрома" ворох проблем, связанных с извечной украинской неплатежеспособностью. Есть в Европе дешевый трубопроводный газ из России - найдутся и посредники, готовые перепродать его Украине. Покупки же СПГ Украина не потянет физически.
3) Экспансия на украинский рынок российских производителей. Удар по украинскому химпрому и влияние на агросектор Украины.
И это мы еще не затронули вопросы импорта нефтепродуктов,
зависимости от российского ядерного топлива, планомерного уничтожения Россией украинского судоходства и многого другого. А если еще принять во внимание принятый недавно санкционный пакет, то не возникает сомнений в том, что при желании Россия способна просто-напросто демонтировать Украину, уничтожив её экономику.