Не многие помнят, что украинцы изначально были мусульманами. Население Хазарского каганата и кочевые народы, которое составило основу украинского этноса, в массе своей было мусульманским.
Вот что сообщает Арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати, посетивший Киев в 1150 г., пишет: «И прибыл я в город [страны] славян, который называют “Гор[од] Куйав”. А в нем тысячи “магрибинцев” по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки. И известны они в этой стране под именем беджн[ак]. И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз ал-Джаухари, он был женат на [дочери] одного из этих мусульман. Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы» или из сообщения Гарнати также можно сделать вывод о том, что встреченные им в Киеве печенеги исповедовали ислам, хотя он и был усвоен ими весьма поверхностно. Сообщение о принятии печенегами ислама мы также находим у арабского автора второй половины XI в. Аль-Бекри: «И рассказывали многие из мусульман, бывших в плену в Константинополе, что Печенеги придерживались веры Маджусов. Но после 400-го года гиджры [после 1022 г.] случился у них пленный из мусульман, ученый богослов, который и объяснил ислам некоторым из них, вследствие чего те и приняли его. И намерения их были искренни, и стала распространяться между ними пропаганда ислама. Остальные же, не принявшие ислама, порицали их за это, и дело кончилось войною. Бог же дал победу мусульманам, хотя их было только около 12000, а неверных вдвое больше. И они (мусульмане) убивали их, и оставшиеся в живых приняли ислам. И все они теперь мусульмане, и у них есть ученые и законоведы и чтецы Корана»
В период Золотой Орды на территорию будущей украины получили новый приток мусльманского населения степи. В середине 1570-х гг. польский хроникер Мацей Стрыйковский встречал в Добрудже «орду» неких татар, большая часть которых разговаривала на «славянском языке» и занималась земледелием. Он пишет: «В ответ на мои расспросы они сообщили, что их предки из Подолья Литвой были изгнаны». Stryjkowski Macej. Kronika Polska, Litewska, Zmodzka i wszystkiej Rusi.Warszawa, 1846. T. II, S. 7.
После Орды на эти земли пришли турки. В XVI-XVIII вв. нижнее междуречье Днестра и Днепра входило в состав Оттоманской империи, в результате чего установились прямые украинско-турецкие языковые контакты. Кроме этого, на протяжении последней четверти XVII в. непосредственно в состав Оттоманской империи входила значительная часть Подолья.
Каменецкий эйалет (провинция) Оттоманской империи был образован в 1672 г. и просуществовал до 1699 г. Непосредственное управление местным украинским населением осуществляли турецкие чиновники. Ослабление турецкой администрацией налогового и крепостного гнета вызвало определенный приток сюда крестьянского населения из других регионов Украины. После того как в 1683 г. поляки сумели отвоевать у турок часть утраченных территорий, король Ян III Собеский с удивлением сообщал папе римскому о лично увиденных им здесь украинских селянах, которые добровольно приняли ислам и совершили обряд обрезания. (я б тоже удивился) Kolodziejczyk D. Ottoman Podillja: The Eyalet of Kam’janec’, 1672- 1699 // Harvard Ukrainian Studies. Vol. 16, No. 1/2. Harvard, 1992.P.99; Kolodziejczyk D. Tureckie Podole - chlopskiraj// Uwazam Rze Historia. No. 3 (12). Warszawa, 2013. S. 76-79 . В 1713 г. Хотинская округа была реорганизована в Хотинскуя райю - территориально-административную единицу Оттоманской империи, которая просуществовала до 1806 г.
В последней четверти XVII в. в междуречье Днестра и Южного Буга возникла т. н. «Ханская Гетманщина», которая в качестве оттоманского протектората пыталась расширить свои пределы на всю Правобережную Гетманщину. В 1699 г. в соответствии с Кар- ловицким мирным договором «Ханская Гетманщина» была ликвидирована, после чего большая часть ее территории вошла в состав Очаковского санджака Силистрийского эйалета Оттоманской империи. Численность украинцев, населяющих этот санджак, на протяжении первой половины XVIII в. постоянно увеличивалась, в том числе и за счет миграций из различных регионов Левобережной и Правобережной Украины, и к началу 1760-х гг. они составляли более половины местного нетатарского населения. Наиболее плотно заселенной украинцами являлась северная часть санджака, представляющая собой междуречье Днестра и Южного Буга до Ягорлыка и Кодымы, которая также была известна как «Ханская Украина». После унитожения Запорожской Сечи в 1775 г. в Очаковский санджак несколькими волнами переселилось до 10 тыс. запорожцев, которым в 1780-х гг. турки позволили создать т. н. Задунайскую Сечь.
700 лет украинцы исповедовали ислам и после остаточного прощевания с радянской империей, не пора ли вернуться к украинским генетическим истокам?
Хочется поздравить свидомых украинцов с наступающщими религиозными праздниками.