основные принципы государства ордынского типа:
1. «Ордынская» держава предельно жестко централизована.
2. Фигура носителя верховной власти сакральна.
3. Воля правителя выше любых законов.
4. «Ордынское» государство всегда военизировано.
5. Высшей ценностью государства является само государство.
6. Вместо системы личных прав существует иерархия личных привилегий.
7. Гипертрофированную важность имеет тайная полиция.
8. Наконец, такое государство немыслимо без ощущения некоей высшей цели.
Прекрасные принципы.
Если посмотреть в ретроспективе, то становится очевидно, что в эпоху максимальных успехов России, когда она добивалась максимального геополитического могущества, эти принципы доводились до абсолюта (времена Ивана Третьего и Ивана Грозного, Петра Первого, Сталина). Напротив, когда "развинчивали гайки" и пытались что-то из этих принципов убрать - государство рушилось (Лжедмитрий, Николай Второй и в куда больше степени Временное правительство, Перестройка).
И другой пример: Польша, Литва и Украина, ориентированные на "европейские ценности", которые сделали из них самые позорные, недееспособные и никчемные государственные образования во всем цивилизованном мире.
То, что Иван Третий построил государство по образцу Орды, ни для кого не секрет. Все остальные лишь пытались что-то косметически изменить, приспособить к духу времени.
Но и Орда свои принципы не на пустом месте родила. Чингисхан, конечно, был гений, но чтобы варвар-степняк родил принципы, по которым спустя семьсот лет жила целая сверхдержава с кучей сателлитов?! Не-ет, фундамент глубже. В Китае. Монголы были варвары, а варвары всегда подражают империям. Германцы подражали Риму, монголы - Китаю...
А в Китае значительно до Александра Македонского жил такой философ, Шан Ян, который все эти принципы и сформулировал. Советую про него почитать, хотя бы и в Википедии: ебанаврот, Сталин устроил свое государство точь-в-точь по древнему китайцу! Силен был философ.
Так вот. Он считал, что законы обязательны для всех подданных. И, будучи первым министром при местном царе (единого Китая еще не было в природе, а было семь царств, и Цинь среди них было самое бедное и отсталое), велел отрезать нос наследнику, за то, что тот в будний день надел - в нарушение закона - праздничное платье.
После этого народ охуел, понял, что перед законом все равны и принялся безропотно работать за пайку.
Единственное исключение из этого правила Шан Ян делал для царя. Царь - НАД законом, ему можно ВСЕ. Это, мол, укрепляет государство и вообще полезно в кризисный момент. А кризисным моментом была в первую очередь война, а воевало Цинь постоянно.
Когда старый царь умер, наследник взошел на трон. Тот самый, безносый. Естественно, он горячо любил философа, и немедленно объявил его врагом народа. Согласно своим же законам, которые он же и придумал, Шан Ян был казнен со всей семьей.
"С" - Справедливость!
Однако, ничего из его законов новый правитель не отменил, так как увидел, что они весьма полезны.
Опираясь на них, менее чем за сто лет царство Цинь - самое слабое, отсталое, малонаселенное и бедное среди семи других царств - завоевало Китай и превратило его в империю, которой он является де-факто и по сей день.
Это - работает.
Вывод: конституция и прочая парламентская и демократическая хрень для нас - хуже яда. Вот восемь принципов, по ним живем с Ивана Третьего, и дальше жить будем.