Какой будет не судьба памятнику Екатерине в Одессе

Dec 30, 2017 23:14

Или - постколониальный синдром, одесские туземцы и памятник Екатерине ІІ

Последнюю как минимум неделю, все обсуждали - какой будет не судьба памятнику Екатерине в Одессе
То что этому памятнике в Одессе уже не судьба, понимают все, но согласиться с этим вслух могут немногие.

Интересно тут то, что никто, даже самые продвинутые в смысле художественной образованности, знакомства с стилями архитектуры и.т.п. одесситы, не говорят вслух очевидной вещи:

Архитектурный комплекс Екатерининской площади ни разу не оригинален. и никогда не был в Европе "лучшим".
(мистечковая апокрифическая байка про признание в 1900 году в Париже Екатерининской площади лучшей в Европе пока не нашла никакого документального продтверждения)
По всему миру в большинстве бывших колоний можно найти подобные образцы типичной колониальной архитектуры, где на площадях когда-то колониальных городов стоят памятники королям-королевам метрополий завоевавшим эти колонии.

Но чтобы видеть этот тип архитектурных комплексов именно так, жителю бывших колоний надо пережить и осознать постколониальный синдром .
Потому что иначе, даже образованные потомки туземцев до сих пор ментально находящиеся в культуре бывших своих колонизаторов, наоборот - видят в этих архитектурных комплексах своих городов только символ своей принадлежности к цивилизации (отблески " блистательной Европы") и считают всё старое имперское своим.
О чем и говорят "на голубом глазу", нисколько не заботясь, что нарисованная ими картинка не соответствует действительности.
Например, о том, что Екатерина своим указом основала Одессу, хотя такого указа не существует в природе :

"Главное - не делать сегодня в Одессе глупостей. Например, я не знаю, кто автор решения о том, что Одессе 600 лет - раньше, мол, была Коцюбеевка. Над словом «Коцюбеевка» Одесса уже смеется. Это не значит, что не было Коцюбеевки. Но до Коцюбеевки была еще другая какая-то «коцюбеевка». ... в целом существование Одессы носило доисторический характер до 1794 года.
В новом формате Одесса была учреждена указом Екатерины, вне зависимости от того, любит ли кто-то эту даму или нет. И с этого периода Одесса и отсчитывает свою историю.

- Помнится, вы всегда были против снесения памятника Екатерине...

- Да, потому что это памятник одесскому мифу, сказка о Золотом веке. Именно так это воспринимается. Чем меньше акцентировать внимание на том, какая была нехорошая царица Екатерина по отношению к украинцам, тем меньше этот памятник воспринимается в привязке именно к ее исторической личности. Воплощение мифа, где на конях гарцуют всякие Де-Рибасы, Ланжероны, Дюки де-Ришелье, куча французов, итальянцев, парики, букли, лосины, мундиры, эполеты, ботфорты со шпорами, европейская аристократия, которая создает такой вот европейский город.
И где-то в стороне указ об этом подписывает царица Екатерина, являющаяся олицетворением просвещенного абсолютизма в глазах Европы.... В целом вот такая сказка.... и памятник основателям города никогда не воспринимался в ее контексте."




Кстати - что бы из своей художественной целостности потерял архитектурный облик этой площади, если бы на постаменте стоял вместо никогда здесь не бывавшей и никогда не подписывавшей никакого указа "о основании Одессы" Екатерины, стоял бы действительно имевший непосредственное отношение к Одессе вот этот де-Рибас? :



(сегодня эта его скульптура, кстати, в отличие от новодельной скульптуры Екатерины 2007 года изготовления, статуя де-Рибаса , настоящая, оригинальная, 1900 года, одна из 4-х стоит внизу, под юбкой Екатерины)

По моему мнению - абсолютно ничего не потерял бы.

Но пока стоит Екатерина. Пока туземцам приятно отождествлять себя с белыми саибами.
Поэтому до сих пор ментальные туземцы восхищаются тем, что имперский поэт той полуазиатской империи (никогда в жизни не бывавший не только в Европе, а вообще нигде за границей империи) приехав в их город, сказал, что "здесь всё Европой дышит".
И повторять это из года в год всю жизнь, совершенно не замечая, что другой писатель той же империи, который пожив 7 лет подряд в Риме, по дороге домой тоже заехал в этот же город, но ни пол-слова не обмолвился о том, что Одесса какая-то "супер европейская",... вот не впечатлила она Гоголя после настоящей Европы, после Рима.
А никогда не видевшего настоящей Европы Пушкина, впечатлила.
И лучшие люди города в 21 веке, строят из себя туземцев империи, повторяя вслед за Пушкиным его оценочное суждение.
Суждение человека, который никогда не видел настоящее то, относительно чего он судит.

Это так же смешно, как смешно было в СССР слышать от побывавшего в советском Таллинне или советском Вильнюсе или советском Львове, никогда не бывавшего за границей СССР советского человека, что он "был в Европе".
Хотя, если его слушатель был из Сарапула, то эта хохма могла и пройти.

И повторяют пушкинскую хохму даже те, кто знает анекдот об этом:

- Карузо, Карузо... Ну и шо вы в нем нашли? Ничего особенного - голос никакой, картавит, в ноты не попадает...
-Как?! Ты слышал Самого Карузо?
-Не, мне Лёва напел.

* * *

Хохма ещё в том, что с юридической точки зрения, этот Тарпановский новодел, нельзя считать памятником :
"Дану споруду пам’ятником іменувати не коректно. Згідно статті 13 Закону України «Про охорону культурної спадщини» новостворені копії не підлягають державної реєстрації як пам’ятки.
У документах цю споруду характеризувати слід так:
«об’єкт, що некоректно іменують «пам’ятник засновникам Одеси»."

Вобщем - "Катя, будь со мной, хотя нах ты мне нужна"



актуальный комментарий

Previous post Next post
Up