Мифы "Третьего Рима". Царские регалии московских правителей
Издревле московские самозванцы пытались доказать себе и миру, что избраны они править народами Земли не по собственной воле, а по Божьей, для чего и изготовили их подручные массу фальсифицированных "сакральных" ценностей. Возможно я и не прав, но начать свой рассказ о регалиях
(
Read more... )
“Культурная жизнь Великого Новгорода была связана с культурой Киевской Руси и её Русько-Литовского потомка. Потому не удивительно, что даже когда Москва завоевала и разрушила в 1478 г. Великий Новгород, политически побеждённый город был аж до середины XVI в. очагом культуры всей Московии. В Великом Новгороде существовала тогда группа европейски образованных учёных во главе с архиепископом Геннадием Гонзовым. К этой группе принадлежал учёный монах Филофей из Пскова. Этот кружок знал о европейской идее 3-го Рима. Филофей был едва ли не самым умным и образованным в тогдашнем новгородско-псковском обществе. Летописец XVI в. пишет о нём, как о большой духовной, моральной и умственной силе и авторитете» (А.Оглоблин, «Московская теория Третьего Рима в XVI-XVII вв.”). Именно тогда в 1510 г. Московия захватила Псков и уничтожила его вольности, вывезла в Московию тысячи известных псковитян и послала во Псков своих управителей. Филофей был псковским патриотом и увидел, что Москва становится столицей нового государства, а Псков и Новгород обречены исторической судьбой. Идея “исторической судьбы” (провиденциализма) была тогда основой философского мировоззрения Европы, люди свято верили в Божье предопределение существования людей и государств. Значит, и Филофей верил, что упадок Рима и Константинополя и возвышение Москвы наперёд определены Богом. Так псковский патриот и славянин Филофей, имевший все причины ненавидеть азиатскую Москву, поверил в её историчесую миссию. Это вера привела его к переносу балканской идеи “третьего Рима” на Москву в виде известного аформизма: “Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти” (В.Малинин, “Старец Филофей и его послания”).
Филофей провозгласил свою идею в послании 1504 г. в послании к великому князю Ивану III, а окончательно сформулировал в 1524 г. Московский митрополит новгородец Макарий несколько лет втолковывал Ивану и его боярам значение этой идеи для государства. Московская держава и церковь утвердили её только в 1589 г. в “Уложоной грамоте” об основании Московского патриархата. Кстати, Московская церковь (на 460 ЛЕТ МОЛОЖЕ КИЕВСКОЙ) объявила сама себя матерью Украинской. При Борисе Годунове московиты уже официально указывали: “В Богохранимом царствующем граде, в Третьем Риме”.
В XII-XVIII вв. нацию отождествляли с государством, а государство с монархом (династией). Следовательно, чтобы доказать право Москвы на наследие Рима, необходимо было доказать родство московских князей с римскими императорами или правителями Византии. Этим и занимались Филофей и Макарий в 1543-1563 гг. Оба помнили, что московские князья происходят из Рюриковичей (вымер в Московии в 1598 г.), а киевские князья породнились со всеми европейскими династиями, в т.ч. и с византийскими. Освящение через Киев отбрасывало Москву на четвёртое место (Рим-Константинополь-Киев-Москва). Да и сами московиты признавали Киев «матерью городов русских». Значит, Киев становился «третьим Римом», а Москва - разве что четвёртым.
Продолжение следует...
Reply
НО турки захватили Константинополь в 1453 г. Следовательно, Византии УЖЕ НЕ БЫЛО за 19 лет до брака Зои-Софии, а сами Палеологи обитали ... в Риме. Даже теоретически Зоя не имела ни малейших прав на наследование престола, поскольку их унаследовал брат последнего византийского императора Константина - Фома Палеолог, у которого было два сына и две дочери. Но по династическим правилам Византии престол могли унаследовать ТОЛЬКО МУЖЧИНЫ. Так что Зоя не имела бы этих прав даже после смерти братьев.
Старший сын Фомы Мануил перешёл в магометанство. Младший сын Андрей мечтал о вызволении Константинополя, но не имел для этого надлежащей силы, потому искал покупателя на свои императорские наследственные права. Дважды предлагал это сделать московитам, по одному разу - в 1494 французскому императору Карлу VIII (который Андрею ничем не помог) и в 1502 испанскому королю Фердинанду Католику.
До XVII в. права на византийское наследство интересовали Московию мало, но по мере переписыванию исторических документов они снова «оказались в теме». Кстати, о подделках писали сами московиты: «В Москве начали в начале XVI в. искажать исторические факты, приспосабливая их к своим политическим потребностям» (П.Милюков, «Очерки истории русской культуры»; М.Сперанский, Русские подделки рукописей»). Слегка подправили недальновидного Филофея: вместо «Вся христианская царства приидоша в конец и снидоша во РОМЕЙСКОЕ царство» позднее, уже при Петре I таинственным образом возникло «РОСЕЙСКОЕ». Сам то Филофей имел в виду, что первое ромейское царство (Рим) пало, но христианское начало унаследовало второе ромейское царство (Византия). Пало и оно, и очаг христианства перешёл в третье ромейское царство (Московию). А «России» ещё долго не было...
Московиты истории Европы не знали, но помогла природная вороватость. От литовской легенды о родстве короля Гедимина с римским императором Августом Пелемоной московский митрополит Макарий сотворил легенду о родословной Ивана IV от «царя Пруса, кой был братом Ромейскаго цезаря Августа» и быстренько вписал её в «Степенную книгу» со всей московской знатью. Польский король Стефан Баторий советовал «четвёртому из Иванов» не потешать европейский народ, на что тот глубокомысленно возвещал: «Ежели не было короля Пруса, то пусть король Баторий пояснит нам: как же есть земля Прусская?» (П.Милюков, «Очерки истории русской культуры»). А шведскому королю «Иван-в-четвёртых» уже сообщал, что «ты - мужичий род, а мы от Августа Кесаря родством ведемся» (И. Жданов, «Сочинения»).
Reply
Leave a comment