В прошедшем году Йорн Ланде выдал два великолепных альбома, осевших в моей фонотеке намертво. Первый, оркестровая компиляция, порадовала хорошей подборкой песен, в новых аранжировках зазвучавших совсем по-новому, не приторно, чем иной раз грешат симфопереосмысления. Действительно получилась новая жизнь уже полюбившихся вещей. К счастью, не общепризнанно хитовых, а отобранных сердцем самого автора. До второго альбома я допёр не сразу, но когда это случилось, он стал для меня одним из лучших творений года.
Jorn
“Symphonic” (2013)
symphonic power metal
Frontiers/Mazzar
Как пишет сам Йорн Ланде в буклете, идея создать такой альбом пришла спонтанно. Не вынашивалась годами. Для её реализации потребовался всего лишь… живой оркестр. «Классические» аранжировки были сыграны поверх композиций, уже записанных ранее. Только всё это перемикшировалось вживую в большой, вмещающей оркестр, студии. Отбирать песни и превращать проект в очередной «Best of…» певец не доверил никому, а сделал это сам. И выбрал, по его собственному признанию, напечатанному в буклете, те, о которых подумалось в первую очередь, а потом просто утвердил для себя этот список и пошёл верным курсом. Поэтому неудивительно, что переосмыслению подверглись вещи, не слишком далёкие по датам создания от наших дней (у всех артистов так - чем «свежее» материал, тем более он и любим). Исключения - каверы нетленок, изначально спетых Ронни Джеймсом Дио (“Rock And Roll Children” и “Mob Rules”), но в альбом-трибьют, посвящённый памяти любимого певца лидера группы Jorn “Dio” (2010) не вошедших. Лишь первая из них выходила «би-сайдовым» бонус-треком прошлогоднего полноформатника “Bring Heavy Rock To The Land”. В остальном - песни в подавляющем большинстве от группы Jorn. Надо отдать должное певцу - он решил обнародовать ряд песен, если и знакомых, то не слишком широко, А именно тех, что ранее выходили в виде синглов. Не обошло оркестровое переосмысление и Masterplan времён пребывания там фронтмена, с которым лучшие альбомы этого коллектива ассоциируются в первую очередь. «Скромный» эпик “Time To Be King” зазвучал пафоснее первоисточника, но это, как ни парадоксально, только пошло ему на пользу. Подборка получилась интересной и разношёрстной. За финальный её микс отвечал небезызвестный Томми Хансен, местами также подыгравший на клавишах. Особо стоит отметить работу аранжировщика Лассе Йенсена. Скорей всего его заслуга в том, что помпезный материал Йорна звучит хоть и представительно, но совсем не приторно, чем любят грешить подобного рода проекты в наши дни.
Jorn
«Traveller» (2013)
progressive heavy metal
Frontiers/Mazzar
Уж в чём невозможно упрекнуть Йорна Ланде и его славную команду - так это в отсутствии героизма. А может, создание глубоких и целостных альбомов в наши дни, когда большинство «любителей музыки» дерёт в плэйлисты своих андроидов и айфонов отдельные треки, вовсе и не героизм, а настоящий бунтарский поступок, достойный настоящих рокеров? Сознаюсь, в первые пару прослушиваний долго не мог понять, что это - перепрогрессированный хэви или хэви, перенавороченный проговыми фишками до сложной усваиваемости сознанием? Однако дальше сам материал даёт множество подсказок, и если отнестись к нему с должным вниманием, он откроет благодарному слушателю все свои красоты. Оговорюсь - не сразу. Наличие под руками буклета с текстами только ускорит процесс проникновения в альбом. Все ведь знают о более, чем трепетном отношении певца к Ронни Джеймсу Дио. Вышедший у последнего в 1993 году вязкий и очень непростой для восприятия альбом “Strange Highways” многих поклонников поверг в шок. Как показало время - большинство из них его в своё время просто не поняли. Кто-то проникся позднее, другие к нему так и не смогли его понять. Как ни странно, но чем глубже вслушиваешься в “Traveller”, тем больше пересечений этих двух альбомов вылавливает слух. Дух Дио здесь ощутим явно. Но речь скорее идёт о традициях, заложенных певцом, и продолженных его преемником. Ланде сотоварищи играют и звучат в похожей манере, да и на техническом уровне показывают, что такой преемственности достойны. Удивительней здесь иное. А именно - дебют нового для группы гитариста Тронда “Teenie” Хольтера, ранее нарезАвшего припанкованный слиз/глэм в группе Wig-Wam, а ныне сменившего в Jorn Торе Морена. Неожиданно то, с какой глубиной зазвучала его гитара здесь. Кроме того - в половине треков сыграл ещё один соратник Хольтера по Wig Wam - басист Бернт “Flash” Янсен. В общем и целом (и с каждым прослушиванием больше и больше) создаётся впечатление, что Йорн Ланде, уже заработавший статус и авторитет, до поры берёг в рукаве некоторые козыри, чтобы удивить ими мир. Потенциал певца был ясен со времён его участия в группе Ark до того, как он стал фронтменом группы по имени себя самого. И новый альбом “Traveller” недвусмысленно даёт понять: этот потенциал не растра