Sep 21, 2022 12:55
Дочитал вчера роман Льва Наумова. Хороший язык, немало мудрёностей и замороченностей, вкусных изощрённостей текста. Немало и психологических загадок поведения ГГ - главного героя или Георгия Горенова, становящимся то ли в силу опечаток, то ли благодаря авторской игре с подменой букв то Горюновым, то Горяновым. Опечатки всё же есть, и их столько, чтобы книгой не осквернять полку. Посему если кто хочет получить её в дар - напишите в комментах. Опечатки опечатками, а поцитировать есть что.
...Ты хочешь просто жить, но думаешь о том, как сжульничать. Как обхитрить судьбу. А жульничают те, кто хочет большего, чем "просто жить". Те, кто хочет победить. Хочет, но не может. Тогда они подделывают результаты, принимают допинги, воруют, присваивают чужое... Если дествительно хочешь просто жить? Просто живи! (в этих словах - инструментарий для поддержания алкоголиком трезвости)
Сон чрезвычайно важен. Один из ключевых процессов, которые происходят пока мы спим, заключается в том, что отражения недавних событий хранящиеся пока в кратковременной памяти, перерабатываются, фильтруются и переносятся в долговременную. А уж кто и как их там отбирает - бог весть. (эта тема мне, как студенту-психологу, крайне близка, и с данным заключением согласие у меня полное)
...плохой врач довольно быстро поймёт, что он плох. Человек может остаться в профессии, но место и способности свои осознает. То же касается водителей, строителей, бухгалтеров, пилотов, проституток и представителей всех прочих ремёсел, а также видов спорта. Бегуну совершенно очевидно, бежит он медленнее, быстрее или примерно как все. Но писатели зачастую сходят в гроб, оставаясь совершенно убеждёнными в собственном даровании, имея том множество мистических подтверждений, так и не осознав, чего стоят на самом деле, ведь таинственные события наполняют ихжизни вне зависимости от качества произведений. (последним строкам подтверждение - в метаморфозах ГГ, случившихся во время действия романа)
Книга не терпит случайностей. (в точку!)
<Высказывание, приписанное Наумовым апостолу Павлу; не сведущ - не проверял> Вера есть Осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. (трата денег на психоаналитика без веры в достижение с его помощью результата тоже бессмысленна)
...попса девяностых годов... Думал ли Горенов в Таганроге, отплясывая под неё на школьных дискотеках, что именно эта музыка - то немногое, что будет сопровождать его всю жизнь, окажется долговечнее всего вокруг, надёжнее, чем мечты, и вернее, чем надежды.
Писателем стоит становиться хотя бы потому, что это ремесло помогает взрослому пристроить своё детство и иметь его всегда рядом.
<Чехов>: "Тогда человек станет лучше, когда вы ему покажете, каков он есть". (это к вопросу о том, что хороший критик даже если не оставляет ни кирпичика от стены произведения его творца, то это делается сугубо из любви к нему)
Георгий не разделял мнение о том, будто книги существуют, только когда их читают. Глупость. В том-то и штука, что тексты - другая, альтернативная форма жизни. Быть может, более совершенная. Произведения долгоденствуют сами по себе. Даже те, о которых вы не знали и никогда не узнаете - они всё равно есть и останутся после вас. Сочинения переживают людей, совершают поступки, играют человеком и меняют реальность. Есть несколько способов почувствовать это, и один из них - ходить по Петербургу пешком.
В окружении книжных фантомов и старого друга он ощутил, как тексты живут "через него". Почувствовал себя одной из тех артерий, по которым буквы преодолевают века. Нет, это не Горенов выбрал, его выбрали.
Социальные сети усугубляли и без того малоприятное ощущение надвигающегося конца: если у тебя действительно много друзей, то после тридцати начинает казаться, будто смерт сжимает кольцо. Регулярно кто-нибудь из них отходит в мир иной. Но самое главное: изобретение, которое было призвано упростить и расширить арсенал человеческого общения, стало лучшей средой размножения зависти, хвастовства и безнаказанного хамства. В очередной раз люди хотели одного, а вышло совсем другое. Парадоксально, но именно соцсети показали, насколько каждый, в сущности, одинок.
Хрестоматийные, едва ли не идиллические представления о далёуом прошлом людям удаётся сохранять исключительно потому, что известно слишком мало подробностей, а новым сведениям взяться неоткуда. Деталей недостаточно, чтобы принимать былое за подлинную жизнь, но хватает для выделения и рассмотрения культурных феноменов. Каждая мелочь, именуемая "историческим фактом", тщательно отобрана или филигранно придумана. Вот и возникают утопии Древнего Египта, Эллады, эпохи Возрождения или золотого века русской литературы. От людей же XXI столетия останется слишком много деталей типа кондилом на мошонках и других потайных местах.
Наумов, Лев.
Пловец Снов: Роман. - М.: Омега-Л, 2021
книги,
трансцендентальное компенсирование,
Лев Наумов,
цитаты,
Литература,
социальные сети,
чтение