Вчера отправил этот эпический отчёт об услышанном, прочитанном и увиденном в
родной журнал. По активной ссылке - общие итоги всей редакции. Здесь же - не тронутый редакторской дланью текст. Впрочем, он и на сайте InRock-а остался практически таким же. Здесь оставлю для себя.
Эти строки я начал писать 17 декабря, чтобы подвести итоги без суеты, как это обычно случается в последние дни. Хотя всё равно будут всплывать релизы 2021-го первые несколько месяцев наступающего. Так что итоги данные - предварительные. Год, невзирая на продолжение этого, извините меня, пандемонического паноптикума, был продуктивен и богат на открытия, откровения и свершения. Было в нём всякое, и хорошее, и плохое. О последнем скажу в начале, чтобы перейти в дальнейшем к позитивным моментам. К таковому отнесу поток смертей; музыканты тоже люди, и для каждого приходит роковой час, в который они покидают наш мир. Каждый некролог, приходится ли его читать или писать самому, это всегда нелёгкое переживание. К сожалению, список смертей вновь внушительный, и практически все ушедшие попали в ленты InRock-овских соцсетей. Дублировать их имена в отчёте не вижу смысла. Завидую тем, кто в уходящем (или ушедшем, в зависимости от того, когда вы читаете эти строки) году избежал утрат близких по крови или по духу.
Ну а теперь что касается главного для всех нас - музыки.
Главным для меня стало участие в музыкальных проектах. Была записана вторая (из предполагаемых трёх) часть рок-мюзикла «Гиперборея - Симфония Северного Ветра», в котором я выступаю в качестве рассказчика. Ещё одно достижение - запись вокала на кавер Кенни Роджерса «I just Dropped in (To see what Condition my Condition was in)» и съёмка клипа на него в составе метал-биг-бэнда Wicked Rumble. Начал писать демо для собственного дебютного полноформатника.
Чужой хорошей музыки, которую довелось послушать, к счастью, тоже немало. По части выбора лучшего альбома, или Альбома года, могу показаться снобом, но… Да ну и пусть! Категорически приятно, когда артист, музыка которого всегда с тобой на волне, и с которой ты идёшь по жизни не одно десятилетие, когда этот артист уже в таком возрасте, что и не чаешь получить от него откровения, а ждёшь просто добротной работы… Когда дрожащими руками нажимаешь кнопку «Play», слегка волнуясь: а вдруг на старушку здесь и сейчас будет прорушка?.. А из динамиков - на тебе: вышеупомянутое откровение! Именно такие чувства я испытал при первом прослушивании альбома «Resurrection Day» моих (не стану скрывать) любимцев Rage. Новые альбомы я слушал в течение года, а что-то наверняка будет всплывать в 2022-м. Каждый месяц я отмечал лучших. В какие-то месяцы выбор было сделать сложно из-за обилия прекрасных и достойных работ. Альбомы совсем старой гвардии, а также приблизившихся к божественным вершинам мудрости, перечислять не стану. Список будет слишком велик, а тех, кого для себя открыл, отмечу. Правда, некоторые Открытия года совсем не юны. О существовании некоторых команд узнавал из журналов: нашего, Stay Heavy и Dark City. Открытий помогла сделать и одна из Книг года - «От советского арт-рока к российскому прогрессив-року» нашей коллеги Елены Савицкой.
Пожалуй, с Открытий и начну.
Vanexa. Легенда итальянского хэви, существующая с 1979 года. Распалась в 1995 году, а с 2009-го возродилась и активна по сей день. Открыл благодаря альбому «The Last In Black», вышедшему в уходящем году.
Quartz. Легенда NWOBHM, стартовавшая в 1974-м как Bandy Legs, а в 1977-м сменила название и выпустила дебютный альбом, спродюсированный Тони Айомми и Крисом Цангаридесом. Клавишником в ту пору в этой команде был Джефф Николс. Впрочем, и без него группа выпускала и продолжает выдавать добротные альбомы.
Dinnamarque. Бразильская команда названа по фамилии её лидера, басиста/вокалиста Рафаэля Диннамарка. Нарезает нешаблонный пауэр-метал с прогрессивными подвывертами. Существует с 2002 года, но первую полноформатную работу «родила» в 2020-м. В 21-м году выпустила вторую. Впечатляющую и едва не ставшую Альбомом декабря.
Killer Bee. Эти шведы начали свой путь в разгар гранжевого бума. Играют они и по сей день, и играют ультрамелодичный и задорный хард-н-хэви. Открыл группу благодаря Social Disorder: новому проекту одного из её участников, Андерса «LA» Рённблома, дебютный альбом которого выпустил лейбл AFM, а российскую лицензию - Фоно.
Эстонские арт-прог-роковые и фьюжн-бэнды Mess, Ruja и In Spe. Открыло мне эти группы чтение вышеупомянутая книга Елены Савицкой. Творчество некоторых героев страниц журнала иногда пропускаю. Грешен: времени порой не хватает. Но книга сподвигла. И знакомство с этими тремя командами, равно как и с произведениями Свена Грюнберга, стало наиприятнейшим.
Дебютанты года (в алфавитном порядке).
Adventus: «Morir y renacer». Испанский квинтет образовался в прошлом году, но люди, которых он объединил, имеют послужные списки, которые способны убедить: с Adventus стоит познакомиться!
Barnabas Sky: «Inspirations». Интернациональный студийный проект, в котором композитор, гитарист и басист … собрал сборную метал-звёзд первой величины и выдал при их участии мелодичного хард-н-хэви в полном объёме!
Eld Varg: «One Man Army». One man band Олли Ноукса, в песнях которого холодного ветра Валхаллы поболее, чем у доброго десятка скандинавских викинг-металлистов второго эшелона. И это несмотря на то, что мультиинструменталист и певец-сказитель - шотландец.
Evermore: «Court of the Tyrant King». Трио из шведской провинции даёт огненного и бодрящего пауэр-метала.
Remains of Elysian: «Tales from the Earth». Отменный хэви-пауэр из Аргентины с ядерными ритмами и риффами, прилипчивыми мелодиями и припевами, которые на третьем прослушивании начинаешь против воли петь вместе с группой.
Smorodina Reka: «Предвестье». Александра Сидорова создала конкурентоспособный проект международного уровня.
Social Disorder: «Love 2 be Hated». Ещё один суперпроект. На сей раз - шведа Андерса «LA» Рёнблома.
«Джоконда». Убедительный первый полноформатник собственной группы одной из лучших российских певиц современности Елены Мининой. Кажется, для артистки театра «Градский холл» стилевых рамок нет и не может быть по определению. Великолепная порция женского симфоник-метала с поп-музыкальным «привкусом».
Далее, пожалуй, отмечу те альбомы, на которые возлагались надежды, но они не оправдались (в алфавитном порядке).
ABBA: «Voyage». Понимаю: многие соскучились, ведь легендарный квартет не выпускал ничего нового сорок лет. Не смотрел видеосинглы, дождался выхода полноформатника. Честно послушал несколько раз. Понял, что восторгов коллег не разделяю. В голове не застряла ни одна песня из десяти. Ни одного номера, который бил бы в центр души, как в своё время её покорили «Eagle», «The Day Before You Came», «Voulez-Vous», «S.O.S.» или «Money Money Money». Грамотный продакшн, хорошая лирика, но… Худший альбом в дискографии.
Ronnie Atkins: «One Shot». Понимаю, какой цены и каких усилий стоил этот альбом смертельно больному вокалисту Pretty Maids. И насколько личная лирика в нём, коли она не пошла в народ под именем группы, которой Ронни отдал и продолжает отдавать свою жизнь. Очень светлый альбом, невзирая на историю его создания. Альбом-подвиг… Однако в композиционном плане - за редкими минутными проблесками - никакущий.
Bonfire: «Roots». Акустические перепевки собственных «корневых» вещей, вопреки названию, немецкие метал-мелодисты разбавили свежим материалом из недавних альбомов, чем безумно растянули хронометраж. Перепели своё наследие в акустике. Некое однообразие аранжировок добавило свою ложку дёгтя. Тот случай, когда от диска любимой команды пришлось избавиться, выменяв за него более годный экземпляр для фонотеки.
Chaos Theatre: «Symphony Of The Stars - Chapter 1: Unholy Dream». После многообещающего дебютника «Metanoia» (2018), являющего собой гармоничное слияние симфонизма, и прогрессивного, нешаблонного, деликатно-мягкого пауэр-метала с двумя вокалами, женским и мужским, новая работа показалась вымученной, бесконечно долгой и нудной. Невзирая на то, что хронометраж первой части симфонии - в два раза меньше «первенца».
Jack Russel’s Great White: «Great Zeppelin: A Tribute To Led Zeppelin». Вспоминается поговорка «невозможно войти в одну и ту же реку дважды». Первый опыт трибьюта главной группе всех времён и народов у тогда ещё нераздельной группы был великолепен. Второй - явная творческая неудача. Запал уже не тот.
Iron Maiden: «Senjutsu». Альбом, возможно, был бы гораздо лучше, сократи его создатели продолжительность хотя бы до 60 минут. Заглавная восьмиминутная бормоталка в качестве открывашки - так себе идея.
Magnus Karlsson: «Heart Healer». Всем известно, что Карлссон для Frontiers - курица, несущая золотые яйца. Однако загружен композитор и продюсер нескольких проектов так, что количество начинает уступать место качеству. К счастью, местами.
Nanowar of Steel: «Italian Folk Metal». Как-то один мой знакомый в начале нулевых охарактеризовал Евгения Петросяна следующим образом: «В телепрограмме «Аншлаг» Евгений Ваганович стал до смешного несмешным». Похоже, подобного рода оказия случилась с одними из флагманов юмористического метала.
Powerwolf: «Call Of The Wild». Альбом переполнен самокопированиями. Все новые хиты содраны со старых. От риффов до кусков текстов. Повторение одной и той же шутки и попытка её вечной эксплуатации становится не просто невесёлым фактором: прискорбным.
Secret Sphere: «Lifeblood». Худший альбом в дискографии этой крайне хорошей (несмотря на свою малозаметность) команды.
Transatlantic: «The Absolute Universe» (обе версии). Суперкоманда мегавиртуозов прог-рока ранее выдала не один интересный альбом. Все предшественники «Абсолютной Вселенной» были великолепны, но тут механизм дал сбой. Широта и экстраординарность мышления уступили место самовлюблённому чёсу, в котором больше замороченностей и заунывных затянутостей, чем светлых мыслей.
v/a: Still Wish You Were Here - A Tribute to Pink Floyd. Какие имена в коллаборациях, исполняющих композиции, правомерно ставшие классикой! И какая невнятица на выходе… В каждой сыгранной и спетой ноте неприкрыто слышен ремесленнический подход.
Константин Кинчев: «Белый шум». Лидер «Алисы» выдал ужасно длинное полотно, в котором проходной материал соседствует с заслуживающим внимания. Сократи он его на две трети, получилась бы пусть и не выдающаяся, но вполне добротная работа.
Хроноп: «Самостояние». Каждый новый альбом недооценённой легенды русского рока из Нижнего Новгорода, ведомой почти в одиночку Вадимом Демидовым, жду с нетерпением и интересом. В плане смысловой, текстовой наполненности, «Самостояние» - очень хорошая и интересная работа, но звуковое обрамление, в котором электроника доминирует над живыми гитарами (не важно, акустическими или электрическими), уступает тому, к которому я, вероятно, привык.
Следующей подрубрики могло и не быть, но один альбом вынудил её «родиться». Назовём её «Недоразумение года». И героем её становится славная группа Alcatrazz. Точнее, группа, по недоразумению носящая это имя. Мы все понимаем, что Alcatrazz - детище Грэма Боннета. За время существования коллектива его состав менялся из альбома в альбом. Но оставалась непременная константа: голос фронтмена. С последним лайн-апом Боннет, человек непростой, разругался и, хлопнув дверью, ушёл. Однако участники не растерялись. Все мы знаем, что Грэм записал ровно один альбом в составе Rainbow. Был ещё один певец, отметившийся также в одном-единственном лонгплее группы Ричи Блэкмора. Руководствовались ли этим критерием покинутые вокалистом остальные музыканты, пригласив на место Боннета Дуги Уайта, неведомо. Сходство этих двух певцов только в том, что каждый из них - профессионал, пребывающий в хорошей вокальной форме. Но голоса-то разные! Вроде держишь перед глазами диск с обложкой, на которой знакомое лого, но в динамиках звучит как будто другой коллектив. Вот такое недоразумение.
Теперь позвольте перейти к альбомам. Я снова каждый месяц отбирал один альбом-фаворит. Иногда выбор был сложным в силу того, что было слишком много претендентов. Иногда (к счастью, гораздо реже) наилучший альбом месяца уступал тем работам, что пришлось подвинуть в «урожайные». Итак, «претенденты на престол»!
Январь - W.E.T.: «Retransmission»
Февраль - Korpiklaani: «Jylhä»
Март - Ken Hensley: «My Book Of Answers» (здесь, как и в случае с Rage, выбор субъективный оказался важнее любых объективностей)
Апрель - Жатва: «DOGVILLE»
Май - Marius Danielsen’s Valley Doom: «Legend Of Valley Doom Part 3»
Июнь - Esa Holopainen’s Silver Lake: «Silver Lake»
Июль - v/a: «Stratofortress: Anthems Of The World (Official Tribute Album To Stratovarius)»
Август - Remains of Elysian: «Tales from the Earth»
Сентябрь - Legions of the Night: «Sorrow is the Cure» (месяц был урожайным, а поэтому и решил: пусть Rage получат титул «Альбом года», а не менее мощную работу малоизвестных дебютантов, в составе которых заслуженные артисты тяжёлой сцены, отмечу как «Альбом месяца»)
Октябрь - Yes: «The Quest»
Ноябрь - Swallow the Sun: «Moonflowers»
Декабрь - Mostly Autumn: «Graveyard Star»
Концертов в 2021-м вновь было немного. Зарубежные гости, говорят, единично как-то умудряются просачиваться, да только если они и были, ни одного узрить мне не довелось. Тройка лучших гигов выглядит так:
«Омела» (24 апреля, Mezzo Forte)
Power Metal Fest: «Харизма», Arida Vortex, «ТрумэN», Dragonspell, Alien Garden (10 мая, Glastonberry)
«Джоконда» (19 декабря, Pravda Club)
Кино смотреть было некогда, однако несколько новинок на музыкальную тему ухватить довелось. И это были полнометражные мультфильмы: «Душа» Пита Доктера и «Зверопой 2» Гарта Дженнингса. Смотрел и фильмы-концерты. И среди таковых лучшим настолько, что равных нет, назову обнародованный в формате blue ray+CD (российская лицензия - без видеоверсии) стрим Epica «Omega Alive». Прекрасные концерты без публики Gamma Ray и Destruction и рядом не стояли.
Из музыкальных изданий регулярно прочитываются от корки до корки наш журнал, Dark City и Stay Heavy. Книг о музыке и музыкантах было прочитано только четыре (одна не дочитана), и лучшей среди них, при всей любопытности материала, нет.
На этом месте я завершаю свой эпический отчёт. Пользуясь случаем, поздравляю всех читателей и партнёров журнала, а также - всех коллег, с Новым годом! Всем здоровья, счастья, любви, широты взглядов, побольше радующей и пробуждающей вдохновение музыки, и - свершений! Ура! Long live Rock’n’Roll!!!
PS: После отправки отчёта у меня возникла ещё одна номинация. А возникла она таким образом. Обзавёлся по случаю по привлекательной цене (уже) прошлогодним студийником Epica "Omega". После того, что услышал с винила Эсы Холопайнена, было страшно ставить блин на вертак. Но любопытство побороло, и...
...голландцы заслуженно побеждают в номинации "Виниловое издание года"!