2021. ИТОГИ

Jan 01, 2022 14:16

Вчера отправил этот эпический отчёт об услышанном, прочитанном и увиденном в родной журнал. По активной ссылке - общие итоги всей редакции. Здесь же - не тронутый редакторской дланью текст. Впрочем, он и на сайте InRock-а остался практически таким же. Здесь оставлю для себя.




Эти строки я начал писать 17 декабря, чтобы подвести итоги без суеты, как это обычно случается в последние дни. Хотя всё равно будут всплывать релизы 2021-го первые несколько месяцев наступающего. Так что итоги данные - предварительные. Год, невзирая на продолжение этого, извините меня, пандемонического паноптикума, был продуктивен и богат на открытия, откровения и свершения. Было в нём всякое, и хорошее, и плохое. О последнем скажу в начале, чтобы перейти в дальнейшем к позитивным моментам. К таковому отнесу поток смертей; музыканты тоже люди, и для каждого приходит роковой час, в который они покидают наш мир. Каждый некролог, приходится ли его читать или писать самому, это всегда нелёгкое переживание. К сожалению, список смертей вновь внушительный, и практически все ушедшие попали в ленты InRock-овских соцсетей. Дублировать их имена в отчёте не вижу смысла. Завидую тем, кто в уходящем (или ушедшем, в зависимости от того, когда вы читаете эти строки) году избежал утрат близких по крови или по духу.
Ну а теперь что касается главного для всех нас - музыки.
Главным для меня стало участие в музыкальных проектах. Была записана вторая (из предполагаемых трёх) часть рок-мюзикла «Гиперборея - Симфония Северного Ветра», в котором я выступаю в качестве рассказчика. Ещё одно достижение - запись вокала на кавер Кенни Роджерса «I just Dropped in (To see what Condition my Condition was in)» и съёмка клипа на него в составе метал-биг-бэнда Wicked Rumble. Начал писать демо для собственного дебютного полноформатника.
Чужой хорошей музыки, которую довелось послушать, к счастью, тоже немало. По части выбора лучшего альбома, или Альбома года, могу показаться снобом, но… Да ну и пусть! Категорически приятно, когда артист, музыка которого всегда с тобой на волне, и с которой ты идёшь по жизни не одно десятилетие, когда этот артист уже в таком возрасте, что и не чаешь получить от него откровения, а ждёшь просто добротной работы… Когда дрожащими руками нажимаешь кнопку «Play», слегка волнуясь: а вдруг на старушку здесь и сейчас будет прорушка?.. А из динамиков - на тебе: вышеупомянутое откровение! Именно такие чувства я испытал при первом прослушивании альбома «Resurrection Day» моих (не стану скрывать) любимцев Rage. Новые альбомы я слушал в течение года, а что-то наверняка будет всплывать в 2022-м. Каждый месяц я отмечал лучших. В какие-то месяцы выбор было сделать сложно из-за обилия прекрасных и достойных работ. Альбомы совсем старой гвардии, а также приблизившихся к божественным вершинам мудрости, перечислять не стану. Список будет слишком велик, а тех, кого для себя открыл, отмечу. Правда, некоторые Открытия года совсем не юны. О существовании некоторых команд узнавал из журналов: нашего, Stay Heavy и Dark City. Открытий помогла сделать и одна из Книг года - «От советского арт-рока к российскому прогрессив-року» нашей коллеги Елены Савицкой.

Пожалуй, с Открытий и начну.
Vanexa. Легенда итальянского хэви, существующая с 1979 года. Распалась в 1995 году, а с 2009-го возродилась и активна по сей день. Открыл благодаря альбому «The Last In Black», вышедшему в уходящем году.
Quartz. Легенда NWOBHM, стартовавшая в 1974-м как Bandy Legs, а в 1977-м сменила название и выпустила дебютный альбом, спродюсированный Тони Айомми и Крисом Цангаридесом. Клавишником в ту пору в этой команде был Джефф Николс. Впрочем, и без него группа выпускала и продолжает выдавать добротные альбомы.
Dinnamarque. Бразильская команда названа по фамилии её лидера, басиста/вокалиста Рафаэля Диннамарка. Нарезает нешаблонный пауэр-метал с прогрессивными подвывертами. Существует с 2002 года, но первую полноформатную работу «родила» в 2020-м. В 21-м году выпустила вторую. Впечатляющую и едва не ставшую Альбомом декабря.
Killer Bee. Эти шведы начали свой путь в разгар гранжевого бума. Играют они и по сей день, и играют ультрамелодичный и задорный хард-н-хэви. Открыл группу благодаря Social Disorder: новому проекту одного из её участников, Андерса «LA» Рённблома, дебютный альбом которого выпустил лейбл AFM, а российскую лицензию - Фоно.
Эстонские арт-прог-роковые и фьюжн-бэнды Mess, Ruja и In Spe. Открыло мне эти группы чтение вышеупомянутая книга Елены Савицкой. Творчество некоторых героев страниц журнала иногда пропускаю. Грешен: времени порой не хватает. Но книга сподвигла. И знакомство с этими тремя командами, равно как и с произведениями Свена Грюнберга, стало наиприятнейшим.

Дебютанты года (в алфавитном порядке).
Adventus: «Morir y renacer». Испанский квинтет образовался в прошлом году, но люди, которых он объединил, имеют послужные списки, которые способны убедить: с Adventus стоит познакомиться!
Barnabas Sky: «Inspirations». Интернациональный студийный проект, в котором композитор, гитарист и басист … собрал сборную метал-звёзд первой величины и выдал при их участии мелодичного хард-н-хэви в полном объёме!
Eld Varg: «One Man Army». One man band Олли Ноукса, в песнях которого холодного ветра Валхаллы поболее, чем у доброго десятка скандинавских викинг-металлистов второго эшелона. И это несмотря на то, что мультиинструменталист и певец-сказитель - шотландец.
Evermore: «Court of the Tyrant King». Трио из шведской провинции даёт огненного и бодрящего пауэр-метала.
Remains of Elysian: «Tales from the Earth». Отменный хэви-пауэр из Аргентины с ядерными ритмами и риффами, прилипчивыми мелодиями и припевами, которые на третьем прослушивании начинаешь против воли петь вместе с группой.
Smorodina Reka: «Предвестье». Александра Сидорова создала конкурентоспособный проект международного уровня.
Social Disorder: «Love 2 be Hated». Ещё один суперпроект. На сей раз - шведа Андерса «LA» Рёнблома.
«Джоконда». Убедительный первый полноформатник собственной группы одной из лучших российских певиц современности Елены Мининой. Кажется, для артистки театра «Градский холл» стилевых рамок нет и не может быть по определению. Великолепная порция женского симфоник-метала с поп-музыкальным «привкусом».

Далее, пожалуй, отмечу те альбомы, на которые возлагались надежды, но они не оправдались (в алфавитном порядке).
ABBA: «Voyage». Понимаю: многие соскучились, ведь легендарный квартет не выпускал ничего нового сорок лет. Не смотрел видеосинглы, дождался выхода полноформатника. Честно послушал несколько раз. Понял, что восторгов коллег не разделяю. В голове не застряла ни одна песня из десяти. Ни одного номера, который бил бы в центр души, как в своё время её покорили «Eagle», «The Day Before You Came», «Voulez-Vous», «S.O.S.» или «Money Money Money». Грамотный продакшн, хорошая лирика, но… Худший альбом в дискографии.
Ronnie Atkins: «One Shot». Понимаю, какой цены и каких усилий стоил этот альбом смертельно больному вокалисту Pretty Maids. И насколько личная лирика в нём, коли она не пошла в народ под именем группы, которой Ронни отдал и продолжает отдавать свою жизнь. Очень светлый альбом, невзирая на историю его создания. Альбом-подвиг… Однако в композиционном плане - за редкими минутными проблесками - никакущий.
Bonfire: «Roots». Акустические перепевки собственных «корневых» вещей, вопреки названию, немецкие метал-мелодисты разбавили свежим материалом из недавних альбомов, чем безумно растянули хронометраж. Перепели своё наследие в акустике. Некое однообразие аранжировок добавило свою ложку дёгтя. Тот случай, когда от диска любимой команды пришлось избавиться, выменяв за него более годный экземпляр для фонотеки.
Chaos Theatre: «Symphony Of The Stars - Chapter 1: Unholy Dream». После многообещающего дебютника «Metanoia» (2018), являющего собой гармоничное слияние симфонизма, и прогрессивного, нешаблонного, деликатно-мягкого пауэр-метала с двумя вокалами, женским и мужским, новая работа показалась вымученной, бесконечно долгой и нудной. Невзирая на то, что хронометраж первой части симфонии - в два раза меньше «первенца».
Jack Russel’s Great White: «Great Zeppelin: A Tribute To Led Zeppelin». Вспоминается поговорка «невозможно войти в одну и ту же реку дважды». Первый опыт трибьюта главной группе всех времён и народов у тогда ещё нераздельной группы был великолепен. Второй - явная творческая неудача. Запал уже не тот.
Iron Maiden: «Senjutsu». Альбом, возможно, был бы гораздо лучше, сократи его создатели продолжительность хотя бы до 60 минут. Заглавная восьмиминутная бормоталка в качестве открывашки - так себе идея.
Magnus Karlsson: «Heart Healer». Всем известно, что Карлссон для Frontiers - курица, несущая золотые яйца. Однако загружен композитор и продюсер нескольких проектов так, что количество начинает уступать место качеству. К счастью, местами.
Nanowar of Steel: «Italian Folk Metal». Как-то один мой знакомый в начале нулевых охарактеризовал Евгения Петросяна следующим образом: «В телепрограмме «Аншлаг» Евгений Ваганович стал до смешного несмешным». Похоже, подобного рода оказия случилась с одними из флагманов юмористического метала.
Powerwolf: «Call Of The Wild». Альбом переполнен самокопированиями. Все новые хиты содраны со старых. От риффов до кусков текстов. Повторение одной и той же шутки и попытка её вечной эксплуатации становится не просто невесёлым фактором: прискорбным.
Secret Sphere: «Lifeblood». Худший альбом в дискографии этой крайне хорошей (несмотря на свою малозаметность) команды.
Transatlantic: «The Absolute Universe» (обе версии). Суперкоманда мегавиртуозов прог-рока ранее выдала не один интересный альбом. Все предшественники «Абсолютной Вселенной» были великолепны, но тут механизм дал сбой. Широта и экстраординарность мышления уступили место самовлюблённому чёсу, в котором больше замороченностей и заунывных затянутостей, чем светлых мыслей.
v/a: Still Wish You Were Here - A Tribute to Pink Floyd. Какие имена в коллаборациях, исполняющих композиции, правомерно ставшие классикой! И какая невнятица на выходе… В каждой сыгранной и спетой ноте неприкрыто слышен ремесленнический подход.
Константин Кинчев: «Белый шум». Лидер «Алисы» выдал ужасно длинное полотно, в котором проходной материал соседствует с заслуживающим внимания. Сократи он его на две трети, получилась бы пусть и не выдающаяся, но вполне добротная работа.
Хроноп: «Самостояние». Каждый новый альбом недооценённой легенды русского рока из Нижнего Новгорода, ведомой почти в одиночку Вадимом Демидовым, жду с нетерпением и интересом. В плане смысловой, текстовой наполненности, «Самостояние» - очень хорошая и интересная работа, но звуковое обрамление, в котором электроника доминирует над живыми гитарами (не важно, акустическими или электрическими), уступает тому, к которому я, вероятно, привык.

Следующей подрубрики могло и не быть, но один альбом вынудил её «родиться». Назовём её «Недоразумение года». И героем её становится славная группа Alcatrazz. Точнее, группа, по недоразумению носящая это имя. Мы все понимаем, что Alcatrazz - детище Грэма Боннета. За время существования коллектива его состав менялся из альбома в альбом. Но оставалась непременная константа: голос фронтмена. С последним лайн-апом Боннет, человек непростой, разругался и, хлопнув дверью, ушёл. Однако участники не растерялись. Все мы знаем, что Грэм записал ровно один альбом в составе Rainbow. Был ещё один певец, отметившийся также в одном-единственном лонгплее группы Ричи Блэкмора. Руководствовались ли этим критерием покинутые вокалистом остальные музыканты, пригласив на место Боннета Дуги Уайта, неведомо. Сходство этих двух певцов только в том, что каждый из них - профессионал, пребывающий в хорошей вокальной форме. Но голоса-то разные! Вроде держишь перед глазами диск с обложкой, на которой знакомое лого, но в динамиках звучит как будто другой коллектив. Вот такое недоразумение.

Теперь позвольте перейти к альбомам. Я снова каждый месяц отбирал один альбом-фаворит. Иногда выбор был сложным в силу того, что было слишком много претендентов. Иногда (к счастью, гораздо реже) наилучший альбом месяца уступал тем работам, что пришлось подвинуть в «урожайные». Итак, «претенденты на престол»!
Январь - W.E.T.: «Retransmission»
Февраль - Korpiklaani: «Jylhä»
Март - Ken Hensley: «My Book Of Answers» (здесь, как и в случае с Rage, выбор субъективный оказался важнее любых объективностей)
Апрель - Жатва: «DOGVILLE»
Май - Marius Danielsen’s Valley Doom: «Legend Of Valley Doom Part 3»
Июнь - Esa Holopainen’s Silver Lake: «Silver Lake»
Июль - v/a: «Stratofortress: Anthems Of The World (Official Tribute Album To Stratovarius)»
Август - Remains of Elysian: «Tales from the Earth»
Сентябрь - Legions of the Night: «Sorrow is the Cure» (месяц был урожайным, а поэтому и решил: пусть Rage получат титул «Альбом года», а не менее мощную работу малоизвестных дебютантов, в составе которых заслуженные артисты тяжёлой сцены, отмечу как «Альбом месяца»)
Октябрь - Yes: «The Quest»
Ноябрь - Swallow the Sun: «Moonflowers»
Декабрь - Mostly Autumn: «Graveyard Star»

Концертов в 2021-м вновь было немного. Зарубежные гости, говорят, единично как-то умудряются просачиваться, да только если они и были, ни одного узрить мне не довелось. Тройка лучших гигов выглядит так:
«Омела» (24 апреля, Mezzo Forte)
Power Metal Fest: «Харизма», Arida Vortex, «ТрумэN», Dragonspell, Alien Garden (10 мая, Glastonberry)
«Джоконда» (19 декабря, Pravda Club)

Кино смотреть было некогда, однако несколько новинок на музыкальную тему ухватить довелось. И это были полнометражные мультфильмы: «Душа» Пита Доктера и «Зверопой 2» Гарта Дженнингса. Смотрел и фильмы-концерты. И среди таковых лучшим настолько, что равных нет, назову обнародованный в формате blue ray+CD (российская лицензия - без видеоверсии) стрим Epica «Omega Alive». Прекрасные концерты без публики Gamma Ray и Destruction и рядом не стояли.

Из музыкальных изданий регулярно прочитываются от корки до корки наш журнал, Dark City и Stay Heavy. Книг о музыке и музыкантах было прочитано только четыре (одна не дочитана), и лучшей среди них, при всей любопытности материала, нет.

На этом месте я завершаю свой эпический отчёт. Пользуясь случаем, поздравляю всех читателей и партнёров журнала, а также - всех коллег, с Новым годом! Всем здоровья, счастья, любви, широты взглядов, побольше радующей и пробуждающей вдохновение музыки, и - свершений! Ура! Long live Rock’n’Roll!!!

PS: После отправки отчёта у меня возникла ещё одна номинация. А возникла она таким образом. Обзавёлся по случаю по привлекательной цене (уже) прошлогодним студийником Epica "Omega". После того, что услышал с винила Эсы Холопайнена, было страшно ставить блин на вертак. Но любопытство побороло, и...

...голландцы заслуженно побеждают в номинации "Виниловое издание года"!

итоги года, Винил, чтение, Концерты, Музыка, Литература, inrock, ВШМАТ!!, книги, progressive rock, cd, progressive metal, heavy power metal, Главное, трансцендентальное компенсирование, heavy metal, metal, ПТА, Ахзалалахсы, жыррное, amorphis, rage

Previous post Next post
Up