На сайте
лучшего из музыкальных журналов опубликована моя реца на один из Альбомов года. Вообще нынче лучшие (по моему хамбловому опиньёну) - не без фолка. Ниже приведу текст в том виде, в каком отправил редактору. Мне кажется, что он даже и не покоцал там ничего. Просто не вижу смысла копипастить то, что можно прочитать
на сайте и в 85-м выпуске бумажной версии.
После предыдущего шедевра финнов «Under The Red Cloud» уже казалось, будто команда достигла пика и расти уже дальше некуда, если только за пределы Вселенной. Настолько альбом 2015 года был совершенным, что переплюнуть его казалось чем-то из ряда невозможного. Однако спустя три года, по выходе «Queen Of Time», фантастика стала реальностью. Если предыдущий лонгплей сравнивать с «цыганочкой», то ныне получилась «цыганочка с выходом». Иными словами, идеи и находки «Красного облака» получили развитие в «Королеве Времени». Нет, Amorphis не изменились до неузнаваемости. По-прежнему активно используя мелодику финских народных песен, они не напичкали её мозголомным прогом, хотя непростые и ритмические, и аранжировочные фишки тут присутствуют в немалом объёме. Но всё - органично и мелодично. За многое из этого группа благодарит продюсера Йенса Богрена, второй альбом подряд выступающего седьмым участником группы. Вероятно, это его идея расширить инструментарий. Помимо синтезаторных клавишных мы слышим церковный орган, записанный штатным кейбордистом Amorphis Сантери Каллио, а также фортепиано и Хаммонд, на которых сыграл Аки Сивонен. Временами появляются хор Hellscore и Orphaned Land Oriental Orchestra. Оба коллектива сотрудничают с одной известной израильской прог-фолк-формацией (скажите, как её зовут?). В «Daughter Of Hate» мы слышим саксофонное соло в исполнении Юргена Мункеби и нарратив «штатного» поэта Amorphis Пекки Кайнулайнена, вещающего по-фински. В «The Golden Elk» соло на уде сыграл Аффиф Мерхей. Есть на альбоме и «Ofra Haza» vocals» (как он заявлен в буклете), за который отвечает Ноа Груман. В песне «Amongst Stars» погостила Аннеке ван Гирзберген, а в открывающей альбом «The Bee», ставшей и его первым синглом, звучит горловое пение Альберта Кувезина. И каждый здесь - более чем уместен. В основной же команде случилась небольшая перемена. В прошлом году, аккурат перед российскими гастролями в честь альбома «Eclipse» Amorphis покинул басист Никлас Этелявуори и музыканты позвали на выручку Олли-Пекку Лайне. «Временная» замена оказалась обретением постоянного участника. Вот и верь после этого фразе о ещё одной невозможности - вхождения в одну реку дважды. Опплайнен, как его называл в ходе шоу в клубе Volta вокалист Томи Йоутсен, стоял у истоков коллектива, проведя в нём все 90-е, и покинув Amorphis в 2000-м году. И влился музыкант сразу активно. Композиторами «Queen Of Time» значатся уже упомянутый клавишник Сантери Каллио и лидер-гитарист, основатель команды Эса Холопайнен. Однако среди дюжины песен, авторство которых почти поровну делит эта пара, есть «As Mountains Crumble», композитором которой в выходных данных значится Лайне. Она - один из двух бонус-треков, которыми «богато» и отечественное издание «Queen Of Time». Наконец-то лейбл «Союз Мьюзик» издал Amorphis в соответствии с европейским расширенным изданием. Предыдущие два релиза выходили в «стекляшках» без дополнительных треков, а теперь мы имеем роскошный шестиполосный диджипак, круче которого только японское издание с тремя бонусами. Несмотря на свою продолжительность, а российское издание звучит 70 минут, «Queen Of Time» пролетает на одном дыхании и просится на повтор, а также в список «Альбомов года».
PS. Когда рип японского издания только появился в сети, автор данной рецензии не устоял против искушения скачать его и послушать. В тот момент был дома с 3-летней дочерью. Поставив в комнате мультики, ушёл на кухню приготовить ей ужин. Дитятка прибежала на первые звуки, села напротив мониторов кухонного компьютера и замерла перед ними. Можно сколько угодно иронизировать, но восприятие ребёнка - лишний критерий для столь высокой оценки данного творения.