1999
Режиссёр Александр Ажа, и он - друг парадоксов. В 20 лет снять свой первый полный метр, да ещё и так убедительно, - не каждому дано. Страшный фильм. Тяжёлый. Настоящий фильм ужасов. Сюжет - прямо из жизни. Абстрактная латиноамериканская страна как будто ощутима и осязаема... бр-р-р-р-р... до сих пор не по себе.
Давящая система и гибнущая молодёжь, которая пытается выразить своё право в рисовании граффити. Вообще всех, кто хоть как-то пытается художественно выражаться (не самовыражаться, а именно - выражаться, попробуй-ка высунься в таком мире со своими талантами; их шифруют) - отлавливают, пытают... "Большой брат" заботится о безопасности. Лоранс, старший брат (Вадек Станчак) главного героя по имени Тэо (Станислас Мерхар) говорит его возлюбленной Элии (Марион Котийяр), пытая и трахая её: "Женилась бы, щи варила да шанежки попёкивала, грудничков люлюкала, а ты - в сопротивление". Так ему и надо, обэню: меньшой брат-то его, ссуку гнидскую, а заодно и остальных пидарасов из его кодлы и пришмотал.
В концовке авторы фильма дают надежду. Нет ни хэппи, ни анхэппи-энда. Чувак уходит от преследования. Едет Тэо на тачке и последние его реплики сводятся к тому, что он каждую ночь (в другое время суток ещё рискованнее, да и ночью пойманных по голове не гладят и орден наций не выписывают) рисует и ищет Элию...
При всём моём нетихом отвращении к арт-хаусу фильм посмотрел в два присеста, но с превеликим интересом. Вкус и гений потомственного продюсера Ажы (настоящее имя - Александр Жан Аркади) оценил и легендарный Брайэн Мэй, ставший композитором этой ленты.
Не думаю, что стану пересматривать эту ленту часто, но один раз её необходимо увидеть каждому. Катарсисировать полезно.