А вот ещё одно интервью для любимого журнала. Забавно среди лета читать первые строки о новогодне-рождественском...
Алексей БУЛГАКОВ: Музыкант и ЛЕГИОН
К новому году любители тяжёлой музыки в России получили несколько шикарных подарков. Одним из таковых, несомненно, стал новый EP «Новые грани» от группы ЛЕГИОН. Альбом был полностью создан и выпущен силами и средствами самих музыкантов, возможно поэтому и не стал предметом большого медийного шума. Да и в нашем редакционном мешке c рождественскими подарками пролежал немногим дольше, чем оно того стоило. Впрочем - лучше поздно в данном случае. Ведь альбом стал новой вехой в жизни группы: практически все песни пластинки уже прочно вошли в концертный репертуар. Кроме этого группа записала песню для третьей работы проекта Маргариты Пушкиной «Династия Посвящённых». И ещё один повод для встречи - «Океан фантазий», двойная пластинка, записанная Алексеем Булгаковым совместно с гитаристом и аранжировщиком, одним из участников ЛЕГИОНа в очень давние времена Алексеем Чернышёвым. InRock решил воспользоваться приятным поводом для встречи и поговорить о новой работе, поворошить былое старое, ну и как это обычно бывает - потрещать о всяком прочем… Встретились мы перед концертом, посвящённом Международному женскому дню, в гримёрке небольшого, но вполне уютного клуба Little Rock. И пока остальные «легионеры» были на саундчеке, говорить пришлось преимущественно с бессменным фронтменом группы Алексеем Булгаковым, хотя несколько раз «в нужном месте» оказался и гитарист Владимир Лицов.
InRock: Алексей, начну с глупого вопроса и издалека. Ты стоишь у руля команды (шутка ли?) тридцать лет… Как говорится - столько не живут... Не понаслышке знаешь, что такое стадионная слава, что такое гастрольная жизнь на колёсах, а в данный момент группа переживает клубный период (играет в залах не более чем на 500 мест - прим. авт.). Кто в твоём понимании музыкант и каково это - быть Музыкантом с большой буквы?
АБ: Музыкант - это по смыслу жизни Музыкант. С корнями, как говорится. Который не смотрит ни на конъюнктуру, ни на какие-то другие обстоятельства. У меня в голове постоянно происходят творческие процессы, появляются идеи, которые хочется воплотить в жизнь. И это от моего настроения - плохое оно или хорошее - не зависит абсолютно. Я так понимаю - моё предназначение в этой жизни заниматься музыкой и я чётко следую этому, невзирая ни на что. Музыкальные идеи музыкант должен слышать и их ощущать. Когда они приходят (почему говорят, что музыка берётся свыше?) - я же не специально песни пишу! Не сажусь с гитарой, не вымучиваю, пытаясь что-то родить. Сначала появляется нечто в голове. Потом это нечто хочется «пощупать» на гитаре - попробовать, посмотреть. Делаешь это. Послушайте, как клёво выходит! Изначально это куплет или куплет-припев, потом уже какие-то формы обретает. Делишься с ребятами, они подхватывают и получается песня! И это само собой получается. Это естественный процесс. Не надуманный.
InRock: Давай начнём из близкого «далёка» - расскажи о вашем проекте с Алексеем Чернышёвым.
АБ: Альбом «Океан фантазий» записан, отмастерён, готова обложка и, думаю, он уже сдан в производство. Выпущен он будет на Metalism Records. И будет двойным. На первом диске одиннадцать заново переписанных песен и пять бонус-треков. Кому-то большинство этих песен уже известны, кому-то только предстоит с ними познакомиться. Но будут и приятные неожиданности. Например, есть такие песни, как «Венчание» и «Океан». На втором, бонусном CD собраны заново отмастерённые записи 80-х годов и демо-версии этих песен с другими текстами, - теми, которые были в них изначально. В нём много баллад, будут и две инструментальные композиции. Переписаны также «Безумие», «Верный Солнцу» и «Каменный лес». И есть песни, которые пока никто не слышал. Наверно, это кульминация нашего творческого пути с Лёхой Чернышёвым. На мой взгляд альбом хороший получился. На нём хороший звук, всё клёво сыграно, аранжировано. В общем-то это будет отличный подарок всем любителям настоящего Heavy Metal.
InRock: Ранее ЛЕГИОН издавал лейбл CD-Maximum, а новую работу вы издали своими силами. Чем это было обусловлено и каково это - заниматься издательским делом?
АБ: Не в обиду «CD-Maximum» и их руководителю Юрию Богданову - в последнее время он всё время говорил, как у них всё плохо продаётся. Подумали: если так всё плохо - мы и сами можем издать… Сделать тысячу экземпляров и продать их на концертах в принципе нам по силам. А альбом по любому появится в интернете. Презентация прошла - пять человек купили, на следующий день все, кому не лень, критикуют, хвалят или ещё чего… Поэтому смысла никакого с лейблами связываться сейчас нет. Они и раньше ничего нам не предлагали, кроме как просто выпуститься. Затраты на альбом, его запись, оформление обложки они не компенсировали. А стоило это во все времена прилично. Чем CD-Maximum нам помог: в 2005 году, когда случилось массивное переиздание наших альбомов - они рекламу давали, у них пиар-агент был, рассылки делались в газеты, журналы, на радио были специальные программы. «Восьмая нота» Дмитрия Добрынина на «Радио России», к примеру. Но сейчас всё это сдулось и ушло в интернет (тут можно не согласиться с Алексеем: «Восьмая нота» жива по сей день и в привычном формате, и в интернете есть её сайт - прим. авт.)…
InRock: Получается - и дистрибьюцией нового альбома вы полностью занимаетесь сами?
АБ: Ну да, продаём только на концертах! Сейчас рок не в особом фаворе. Но я считаю, что виной тому экономические причины. Отсутствие шоу-бизнеса, отсутствие медийности, что ли?.. Допустим, если сравнивать нас с коллегами из Европы - там существуют фирмы грамзаписи, существует какой-то менеджмент, телеканалы, радиостанции, которые эту музыку как-то рекламируют и пропагандируют. Сейчас эта составляющая поддержки артистов в России исчезла. К исчезновению медийной поддержки от сми можно приплюсовать ещё один фактор, добавляющий головняков: раньше мы клеили афиши по улицам и стикеры в метро. У нас были люди, которые раздавали флаеры. Сейчас больше афиши клеить нельзя. Только госрасклейка, которая стоит непомерных денег. Стикеры в метро попробуй наклей - штраф гарантирован. Раздавать флаеры - где? Раньше завозишь их пачку в рок-магазин. Туда народ шёл покупать компакт-диски. Но рынок этот в последнее время катастрофически провалился. Диски не покупают, вся музыка в интернете. В итоге - с рекламой своего творчества у нас проблемы. Интернет-рынок для нас новый. Мы пытаемся, ищем пути, как завязаться с новыми для нас веяниями, но не очень-то получается. То есть рекламные кампании в интернете пока для нас проблема. Кто-то может и разрулил эту фишку, а мы ещё в начале пути.
InRock: А нет желания сделать мультимедийное приложение?
АБ: Наверно, нет. По крайней мере пока такие мысли не посещают. Последние три года что бы мы ни делали - тут же попадает в интернет. И с новым диском мы были готовы к тому, что он там окажется (на 90 процентов). Диск делали для презентации. Мы не парились, чтобы это было навороченным изданием с суперобложкой… Обложка очень простая. Да ещё нам подпортили её полиграфисты… На самом деле по издательству этого диска ничего не планировалось. То есть мы рассчитывали на то, что это будет интернет-сингл. Пять песен и бонус-трек. Сделали скорее фетиш для тех, кто любит музыку не только послушать, но и, образно выражаясь, в руках подержать.
InRock : Какие новые грани вы открыли для себя в процессе работы над вашим новым альбомом?
АБ: У нас как всегда - задумок много, а средств для их воплощения не хватает. Если, к примеру, вслушаться в заглавную песню - в конце там скрипка слышится… Слава Богу, что ТАК получилось. Задумывалось более грандиозное нечто. Мы нашли скрипача с электроскрипкой и подумали, что он нам сделает этакий квартетик симфонический - сыграет наложениями несколько партий. На самом деле получилось всё гораздо... В общем, что вышло - то вышло. С этим человеком мы ни о чём не смогли договориться и ничего не добились…
Тут в разговор вступил гитарист Владимир Лицов: Мне кажется, что это уже не просто Heavy Metal получился, а нечто большее. Послушайте «Золотой Цеппелин», «Новые грани» те же - это и есть новые грани нашего творчества. Это тяжёлый рок, но вряд ли это можно назвать Heavy Metal. Мы в своих экспериментах открыли новые пространства и успешно их освоили. Были аранжировочные находки, с электроникой немножко потараканили. Периодически аккуратно пытаемся её ввести, не захламляя привычного саунда. Во вступлении к «Морю Любви» слышны электронные барабашки, где-то подмешан ряд синтезированных звуков.
InRock: В «Новых гранях» есть прекрасная композиция «За рекой». Образ реки уже встречался в альбоме «Дай мне имя». Там была песня «Течение», явно вдохновлённая рассказом Роберта Янга. Они перекликаются?
АБ: На мой взгляд - это иллюзия. Если кто увидел, что они перекликаются - то пусть! Это хорошо (смеётся). Но если серьёзно - «За рекой» чистой воды лирика, гармонически и по тексту баллада, а вот «Течение» - наиболее сложная по глубине.
InRock: Что касается бонуса. Есть там вещь из трибьюта Чёрному Обелиску, которую исполнял даже и не Обелиск, она вошла в «Пост-альбом» Анатолия Крупнова. Немногим ранее был слух, что в «Новые грани» войдёт «Голос» на стихи Маргариты Пушкиной. Почему он не вошёл?
АБ: «Голос» - изначально идея Маргариты Пушкиной. Она мне позвонила и сказала: «Я делаю «Династию Посвящённых III», у меня есть уже готовый текст, посвящённый Рони Джэймсу Дио. Не мог бы ты написать музыку»? А у меня тоже была подобная идея - написать песню про Дио с цитатами его композиций. Я с удовольствием согласился, ну и принёс ребятам, показал, они подхватили - получилось. Но изначально эта песня для «Династии Посвящённых III». Никак мы её в альбом вместить не могли, потому что она для Риты. Был такой уговор. Мы её разместили на своём сайте… Хотя в альбом - хотели. Но Маргарита попросила понять её правильно и сказала, что вещь задумана к изданию только в рамках её проекта.
InRock: Ни для кого не секрет, что Дио оказал на тебя колоссальное влияние. Какие чувства ты испытывал во время создания «Голоса»?
АБ: На удивление сложно написать музыку на уже готовый текст. Сначала бывает музыка. Она вертится в голове, что-то подбирается на гитаре. Потом я это показываю ребятам. А давайте попробуем тут какой-то рифф сыграть… Вовик что-то играет. Если у него появляются какие-то идеи - он их приносит, объясняет. С текстом - гораздо сложнее. Тут уже какая-то магия произошла. Потому что текста много получилось и песня длинная. Ладно бы было четыре строчки, потом ещё четыре строчки, за ними припев и так далее. А здесь и по размерам текст отличается, и … такое ощущение, как было с «Птицей» (песня из альбома ЛЕГИОНа «Стихия Огня» - прим. авт.), которую я придумал по дороге на репетицию. Прихожу, беру гитару и показываю. Специально дома я её не готовил. То есть обычно песня рождается как? Куплет сначала или припев, потом уже что-то дальше, потом проходит месяц-два, проигрыш появляется. И так постепенно она из кусков и складывается. А бывает (редко правда) что раз! И сразу, минут за десять. И вот, когда Рита внесла идею, я почитал текст, взял гитару… Куплет, припев. Представил, как бы спел Дио на моём месте. Мне показалось что эта песня должна быть маленьким спектаклем. По звучанию. То есть не хит, который бы запоминался на раз, а история, в которой надо отобразить все нюансы и манеры Дио в голосе. Хотя бы не тембром передать, а манерой. Прямо от вступления и до завершения, в котором символично звучит тема «Rainbow In The Dark». Я даже представляю, что песня о радуге в темноте летит в облака. В общем, можно сказать, что сам Дио мистически попристутствовал при этом.
InRock: Позвольте перевести тему бонусов в другое русло. В первом издании «Стихии огня» был в качестве такового кавер «Enter Sandman». В издании «CD-Максимума» в расширенной бонусной части его не оказалось. С чем это связано?
АБ: Наверняка это связано с авторскими правами. Моё мнение на это счёт такое: захотел исполнить кавер - зачем у кого-то просить разрешения? Я читал интервью с Red Hot Chili Peppers. Им корреспондент задаёт вопрос, слышали ли они кавер на свою песню? Они отвечают что-то типа: «Ну да, краем уха». «Ну и как, понравилось»? «Нормально, сойдёт»! А кавер сделал кто-то из попсовиков. Ну то есть самих авторов это вряд ли заботит. Тот же Эрик Адамс из Manowar говорит, что обожает, когда кто-нибудь кавера на их песни делает. Он целую коллекцию собрал. А говорят, что Ларс Ульрих из Metallica это отслеживает и рубит. С «Enter Sandman» была интересная история. Мы когда её записали и хотели воплотить, начали узнавать, что надо для того, чтобы песня вошла в официальное издание. Нам сказали, что надо идти в РАО и просить разрешения. Мы спросили о том, каким может быть дальнейшее развитие сценария. Нам рассказали, что там примерно так: приходим, сидит старичок, которому мы излагаем суть нашего визита. Говорим, что хотим исполнить «Enter Sandman» и надо сделать запрос в США Ларсу Ульриху. «Две тысячи долларов, и исполняйте на здоровье» - будет ответ. Скорей всего - он это как взятку в карман кладёт и ни с кем вообще не связывается. Ну и в итоге мы её бонусом издали к «У окна». Первое издание в 2000 году было самопальным. А когда уже он переиздавался в 2005-м, там уже действительно - были другие бонусы. То, что мы записали с духовым оркестром: «Проводы», «Моя Россия» и «Победа».
InRock: На концертах Легиона композиции из «Дай мне имя» звучат редко…
АБ: Вообще не звучат уже давно.
InRock: Странно, а почему? Материал ведь очень глубокий.
АБ: Этот альбом совершенно другой и песни из него по стилистике не совсем вписываются в сегодняшний концертный сет-лист Легиона. В нём много арт-рока, прогрессива. Он не простой для восприятия. Концертные версии песен из «Дай мне имя» делать сложно. Мы пробовали сделать «Еретика», но как-то не пошло. На том альбоме мы со Славиком Молчановым много экспериментировали. Жили в одном районе, часто встречались, в гости друг к другу ходили, созванивались и обсуждали разные идеи. Послушал Dream Theater, меня что-то вдоховило. А что, если в «Ночи Диониса» сделать так-то или так… На следующий день звонит: «Я придумал»! Вот у него с этим гениально было - проходят сутки и он приносит на репетицию практически готовую вещь. Её тут же подхватывают басист, барабанщик (тогда Дмитрий Кривенков играл). Было легко и свободно работать.
InRock: В Легионе сменилось несколько гитаристов. Можно вкратце рассказать - как и с кем из них работалось и работается?
АБ: Со Славиком очень прикольно, легко и свободно работалось. Он падок на новые идеи был. В те годы в Европе царствовал прогрессив. Mekong Delta, Fates Warning как раз и записали лучшие альбомы в конце 80-х - первой половине 90-х. Потом Psychotic Waltz, Sieges Even… мы на них здорово подсели. И соответственно, кульминацией получился альбом «Дай мне имя». На мой взгляд - его материал не для концертного исполнения. Всё-таки его слушать надо. Не потому, что его сложно сыграть или петь. Наоборот - там всё в квартете звучит и можно в гитару, бас и барабаны всё озвучить, кроме «Еретика». Но концерт же должен качать, должен быть драйв, а здесь всё-таки лучше погружаться, слушать все эти сложные сбивки, синкопы… Но вообще мы его играли. И были эстеты, приходили, слушали. Хотя не все до конца понимали, что это такое, да ещё не дай Бог звук плохой - тогда вообще каша получалась. Очень трудно вырулить звук для такой музыки. Потом был Андрюха Голованов, с которым мы работали над «Пророчеством». «У окна», сингл «Игра» мы с ним записывали. И с Вовкой вот сейчас…
InRock: Ты как-то сразу на Володю перескочил, ничего не сказав о Сергее Бокареве. Каким он остался в памяти Легиона?
АБ: Он в общении абсолютно лёгкий человек был… Да! - он постоянно опаздывал на репетиции. Репетиция начинается в семь, а он мог прийти в пол-девятого, в девять. Он же занимался гитарным бизнесом и частенько из-за этого задерживался. Раз опоздал, два, три… Я с ним на повышенных тонах: чего, мол, опаздываешь? У нас репетиции в пустую проходят… А он: «Ну я больше не буду». Никогда он не конфликтовал. Очень легко с ним было. И альбом «Стихия огня», который мы с ним записали, получился очень хороший. Знаковый в дискографии группы. Может, потому что он был отчасти спонтанным… В основном мы сидели без Серёги Бокарева и думали. А он потом приходил и в готовых песнях делал свои партии. Точнее - подхватывал. Но в «Стихии огня» есть замечательный «Рассвет» целиком серёгиного авторства. Его уж он и придумал, и сыграл от и до. А в остальном - ему Саша Орлов что-то на клавишных наигрывал и объяснял. Он уже как последний член коллектива, замыкающим звеном, как это ни печально, был. То есть в разработке идей он, к сожалению, участия не принимал. Все гитаристы в Легионе разные. Вот Вовику нужно время, чтобы что-то родить. Грузишь его какой-нибудь музыкальной идеей, дня через три спрашиваю: есть чего? «Ну вот, я придумал», - так осторожно - раз, раз… Все гитаристы интересные по-своему в нюансах, о которых можно говорить бесконечно долго. (улыбается)
InRock: В концертах часто и много звучит песен из «Стихии огня». Володя, каково тебе играть их и какое влияние они на тебя оказали?
ВЛ: Когда снимаешь пьесу - приходится знакомиться с образом мышления Молчанова, Голованова, Бокарева. Частички энергетики каждого поневоле пришлось перенять. Как Горец, помнишь? Голову отрубил - энергию впитал.
InRock: Как протекает сотрудничество с Джамлатом Миканбой? В «Невидимом воине» его авторства не было ни одной песни, а на обложке «Новых граней» вновь можно увидеть его имя...
АБ: У нас получается так: какое-то время мы общаемся, потом не общаемся, потом опять общаемся. Знакомы мы с 1995 года. И «Дай мне имя» - альбом целиком на его лирике. Он приходил на репетиции, слушал музыку и писал тексты. В процессе был. Потом он на какое-то время пропал. Также потом он всплыл, когда «Мифы древности» делали. На репетициях делился какими-то идеями, читал стихи. Началось с того, что у него были какие-то готовые тексты. Те же «Сердце кентавра» и «Месть Посейдона» уже написанные. И на них случилась музыка! Он слушал, как это звучит, что-то исправлял и вот с миньоном получилось так - спонтанно позвонили, сказали, что нужна его помощь. Не клеилось у нас с текстами. Он нарисовался, написал «Золотой Цеппелин» и «Море Любви».
ВЛ: С «Морем Любви» вообще у нас долгое время засада была…
InRock: На обложке автором лирики «Моря любви» значится также барабанщик Пётр Малиновский…
ВЛ: Да, идея была петина, а вот до финальной версии текст доводил Миканба.
И позвонили мы ему случайно. Я просто ошибся. У меня в телефоне рядом номера Миши, которому я собирался звонить, и Миканбы. То есть случайность оказалась знаковой и роковОй.
АБ: (улыбаясь) Ну да, раз позвонил - надо разговаривать!
ВЛ: Я, естественно: «О! Женя? Ты, что ли»?.. Ну и слово за слово, как говорится. Поделился тем, что с текстом как-то не выходит. Он приехал, послушал, и спас положение. Текст был гораздо слабее. Вот и сейчас он помогает нам с новыми песнями.
InRock: Мне даже страшновато задавать этот глупый вопрос - грядёт новый альбом?
АБ: Мысли-то есть и даже песни есть, но вот опять же - удастся ли нам это записать? Найдём ли мы на запись денег? Это же сейчас основная проблема. Потом опять - где выпускаться? В Интернет выкладывать? В общем, сплошные знаки вопроса по этому поводу. Если выкладывать в сеть - значит надо как-то рекламировать. Рассылки какие-то делать… С этим, к сожалению, проблематично.
InRock: Давайте ещё ненадолго вернёмся к последней пластинке ЛЕГИОНа. Проясните одну ситуацию. В наши дни многие метал-музыканты, как и в золотые для нашей музыки восьмидесятые, стали делать альбомы, звучащие 35-40 минут. На фоне этого возник вопрос: «Новые грани» - это полноценный альбом или EP?
АБ: Конечно, это EP. Пять композиций, не связанных никакой концепцией. Если «Мифы древности» или «Пророчество» задумывались изначально как проникнутые и связанные одной темой альбомы, то здесь просто получился набор песен. Разных по тональностям, по настроениям… Это даже интернет-сингл, вполне равный своей эпохе. Вряд ли кто скачает его полностью. Надёргают в плэйлист пару-тройку треков, а будь там какая концепция - её всё равно заметят единицы. Сейчас, к сожалению, такая система.
InRock: InRock читают и музыканты. А среди них случаются и вокалисты. Алексей, как тебе удаётся поддерживать форму своего голоса? Поделишься профессиональным секретом?
АБ: Я не курю, и считаю это главным! Никотин худшим образом влияет на дыхательный тракт и связки. Это прежде всего. Потом - много хожу, бегаю, чтобы дыхалку в форме поддерживать. Один-два раза в неделю у нас репетиции. Если реже - труднее входить в форму. В принципе - надо репетировать. На репетициях надо чётче пропевать вокальные линии. Особо усердствовать не стоит, главное - греть голос, держать его в форме. Ну а на концертах - кульминация. Здесь надо выкладываться. Вообще, конечно от природных данных это всё зависит. Если они есть - их можно развить. Главное - слушать голос, и желательно с преподавателем. Хотя бы первое время с ним позаниматься, чтобы технику дыхания, от которого и звукоизвлечение зависит, отработать. Сам голос поставить. При этом неважно - академический, эстрадный педагог будет. Но недолго! Лучше самому до всего этого доходить.
Фото Анастасии Жук
music_stranger сделаны на концерте ЛЕГИОНа в клубе Little Rock 9 марта 2013 г.