Оригинал взят у
uranhay в
О закрытии сезона 2012Неправильный магазин ПРАВИЛЬНОЙ Музыки «ДОМ КУЛЬТУРЫ» частлив проинформировать, что по завершении «главного события» 2012 года, анонсированного не нами, 22 и 23 декабря состоятся два последних культурника, которые ознаменуют и закрытие культурного сезона 2012 года!
22 декабря с 15.00 до 17.00: 24-я годовщина Ордена куртуазных маньеристов и День светлой памяти Константэна Григорьева. Приглашаем всех любителей ПРАВИЛЬНОЙ Поэзии и Песни на встречу с куртуазными маньеристами Андреем Добрыниным
Click to view
Александром Скибой(Нижний Новгород)
и Александром Тенишевым (Санкт-Петербург).
23 декабря в 17 часов - расширенная праздничная программа, которую откроет проект Песни Среднерусской возвышенности (да - это новая инкарнация легендарной группы Среднерусская возвышенность!),
You can watch this video on www.livejournal.com
а по окончании, в неофициальной части - традиционный предновогодний галаконцертный джэм, в котором ожидается участие Марины Барешенковой, Алекса «Суса» Сиятелева (Страна Идиотов), группы Квартира 23, участников групп Оксо и Эспанцы, Призраки, Регион 77… Гвоздь программы - поющий культовый рок-журналист Сергей Гурьев (название проекта с его участием пока держится в строжайшем секрете, но это - не Чистая Любовь!). Программа может быть и скорее всего - будет расширена, поскольку по традиции в последнем концерте года принимают участие самые неожиданные гости, которые или подают заявку в последний момент, или спонтанно выходят к свободному микрофону!
Но вернёмся к воскресному хэдлайнеру!
Группа симуляционной музыки Среднерусская Возвышенность была создана в 1986 художниками-концептуалистами Свеном Гундлахом (ранее членом художественной группы Мухомор и автором почти всех текстов и музыки СВ), Сергеем Воронцовым, Николаем Овчинниковым, Сергеем Волковым, Ильей Грачевым, Никитой Алексеевым; к ним присоединились профессиональный музыкант Игорь Сталкер Вдовченко (скончался в 2009) и кинематографист Ирина Колисниченко. В дальнейшем с СВ сотрудничали художники и литераторы Дмитрий Александрович Пригов (скончался в 2007) и Сергей Ануфриев, Иосиф Бакштейн (ныне комиссар Московской биеннале современного искусства), Викентий Нилин, музыканты Валерий Виноградов, Игорь Кляйне, Петр Новоженов, Александр Фагот Александров и Константин Федоров. В первый период своего существования, в конце 80-х, группа дала дюжину концертов (после первого же Артемий К. Троицкий объявил СВ «лучшей русской рок-группой всех времен) и записала первый магнитофонный альбом, тут же ставший культовым в среде продвинутой творческой интеллигенции. СВ реактивировала свою деятельность в 2008 под названием "Песни Среднерусской Возвышенности" и сейчас работает над альбомом, где главные песни группы записаны в принципиально новом звучании. Таким образом перебрасывается мост между прошлым и настоящим, казалось бы, совершенно разными, но при этом удивительно похожими.
Никита Алексеев
О РОК-Н-РОЛЛЕ, СИМУЛЯЦИОНИЗМЕ И ТРИНИТАРНОМ МЫШЛЕНИИ
1.
Группа «Среднерусская Возвышенность», которой, как я понимаю, посвящено нынешнее событие, появилась и недолго просуществовала во второй половине 80-х, дала всего несколько концертов и записала дюжину песен. Тем не менее, о ней до сих пор помнят, а pundit отечественной поп-музыки Артем Троицкий не устает ее называть «лучшей российской рок-группой всех времен». Почему?
Что это было за время, 80-е, о которых многие - кто по причине тяжелого склероза, кто по незнанию - вспоминают с удовольствием? Разумеется, нынешний период в отечественной истории омерзителен, если не безнадежен. Но 80-е, эта унылая чугунная осень Советского Союза, отличались от того, что сейчас, особенной безнадежностью. Прежде всего потому, что тогда все казалось удивительно замедленным: никто не думал, что вскоре события начнут развиваться с немыслимой скоростью.
Я предполагаю, что именно по причине этой вязкой замедленности рок-н-ролл, что ни говори, музыка ритмически агрессивная и часто очень быстрая, тогда казался носителем свободы и мудрости.
Здесь я обязан заметить, что на Западе он иногда таким и был. Еще жив был Фрэнк Заппа, изумительно работал Лу Рид, творила чудеса Лори Андерсон (а она, в широком понимании, тоже героиня поп-музыки); да много было блестящих людей - чтобы не заниматься скучной каталогизацией, назову хотя бы Риту Мицуко, Нину Хаген, Тома Уэйтса или Ника Кейва. А ведь были еще совсем не глупые Eurithmics, Bananarama и даже Бой Джордж…
В СССР в этом смысле труба была пониже, а дым пожиже. И трудно уже поверить, что усилия тогдашних советских рокеров миллионами жителей ныне пропавшей (по делам ее) страны воспринимались как откровение. Думаю, сегодня почти всем ясно, что Борис Гребенщиков - претенциозный и неумный зануда, Цой - сочинитель песен для гопников из провинциальных ПТУ, Башлачев - глупая реинкарнация и музыкально, и поэтически бессмысленного Высоцкого, а Кинчев - просто восторженный, но не едящий мыла гимнограф для политически и экзистенциально фрустрированных великодержавников.
Были, разумеется, куда более талантливые и умные люди - хотя бы Майк Науменко, Сергей Рыженко и Петя Мамонов - но они и тогда все же были в тени.
В целом же, скучно было так, что даже рок-н-ролл представлялся выходом из советского морга.
Вот и придумана была группа «Среднерусская Возвышенность», название же изобретено фронтлайнером группы Свеном Гунлахом . Название можно трактовать, естественно, и как иронию по поводу географического термина в его связи с пресловутой духовной и душевной возвышенностью жителей России (неплохо зная жителей иных стран могу констатировать, что они не более и не менее возвышенны, чем россияне). Но одновременно это, само собой, -- «Спальный Вагон», катящийся за паровозом в неизвестном направлении, а также «Средние Волны», самый абсурдный для всех (кроме спецслужб) диапазон радиофонии.
Здесь необходимо заметить, что группа была создана художниками, большинство которых совсем плохо умели играть и петь, а некоторые (например, ваш покорный слуга) ни на чем играть вовсе не умели. В составе группы оказался единственный профессионал, скончавшийся год назад великолепный музыкант Игорь Вдовченко, ну и художник Сергей Воронцов уже тогда подавал немалые музыкальные надежды.
Посмотрев на первые репетиции «СВ», музыковед Татьяна Диденко веско сказала: «Это группа симуляционной музыки».
2.
Здесь я перейду к симуляционности. Это слово восходит к позднелатинскому simulatio, юридическому термину, обозначавшему искажение некого факта способом преподнесения его в суде под видом какого-то другого факта. Постепенно симуляция приобрела прежде всего медицинско-криминальный смысл, однако в начале 80-х термин «симуляционизм» очень активно зазвучал в области современного визуального искусства - страницы западных журналов по искусству пестрели словосочетаниями “simulationist art» и “art of simulation». Звездами международного современного искусства тогда стали такие замечательные художники, как, например, Хаим Стейнбах и Аллан Макколум. Первый более всего прославился очень аккуратно сделанными полками, слегка своей формой напоминавшими архитектоны Малевича, на которых стояли яркие эмалированные кастрюли и пластмассовые лейки, миски и прочие подобные предметы, купленные в Ikea. Макколум же в огромном количестве производил объекты разного размера, но одинаковой формы, похожие не то на цветочные вазы, не то на погребальные урны, сделанные из полистирола пастельно-перламутровых колеров.
Разумеется, такое искусство в большой степени было укоренено во французской постмодернистской философии и прежде всего питалось идеями Жана Бодрийяра, как известно, введшего в широкий обиход термин «симулякр» и настаивавшего на том, что в мире уже не осталось ничего действительного - мы окружены чем-то, лишенным собственного содержания, да и сами по сути являемся лишь оболочками пустоты. Эту теорию он разрабатывал еще с 70-х, а в 91-м напечатал имевшую широкий массовый резонанс статью «Война, которой не было», посвященную первой войне в Персидском заливе, в которой утверждал, что совершенно безразлично, велись ли там в действительности боевые действия, или нам показали по телевизору их симуляцию.
Тут следует заметить, что блестящий французский мыслитель, как обычно бывает, ничего нового не изобрел. Родственное simulatio средневековое латинское слово simulacrum значило «образ, идол», -- а далее «привидение, иллюзия, морок». Что же касается войны-симулякра, то еще Андре Жид в свое время написал об одном из главных сражений Первой мировой войны: «Эта битва всего лишь похожа на симулякр битвы».
Что же касается симуляционизма как художественного явления, то симуляционисты 80-х тоже, собственно, совершенно ничего нового не придумали. Борхес в новелле «Пьер Менар, автор «Дон-Кихота» описал человека, слово в слово переписавшего шедевр Сервантеса и таким образом создавшего абсолютно оригинальный текст; Набоков в «Бледном огне» создает фантазматический мир, к котором некий мономаньяк, комментируя не им написанную и вполне обычную поэму в духе Роберта Фроста, придает ей совершенно не соответствующий содержанию, но весьма занимательный смысл. Да и Флобер в эпоху, когда не то, что о постмодернизме, но даже о модернизме еще не слыхивали, в своем романе «Бувар и Пекюше» явно предвосхитил рассуждения Бодрийяра и искусство симуляции.
В СССР в середине 80-х про симулякры и симуляционизм знали очень немногие - разве только кучка продвинутых профессиональных философов да художники, литераторы и искусствоведы, принадлежавшие к узкому кругу московского концептуализма, в который входили и некоторые участники «СВ».
Что же касается советских рок-н-ролла и молодежной контркультуры - высоколобые западные интеллектуалы с ней явно не ассоциировались. Там все воспринималось сквозь радужную призму далекого от интеллектуализма ньювейверства, в лучшем случае через истероидно-иронический шаманизм в духе курехинской «Поп-механики».
Но покойная Татьяна Диденко проявила недюжинную проницательность, тут же разглядев в экзерсисах «СВ» ментальную интенцию, шедшую в совершенно том же направлении, что эссе Бодрийяра, и близкую к теории информации Вирильо или, отчасти, к делезовскому шизоанализу.
«СВ» часто воспринимали как людей, пародирующих массовую культуру и неразрывно связанную с ней контркультуру, и искренне радовались: «во как смешно!». Но «СВ» занималась совсем не этим - она только не лишала профанов сомнительной радости считать их пародистами. В действительности же творчество этой группы являлось демонстрацией пустых оболочек наподобие кастрюлек Стейнбаха, вазочек Макколума или не то фиктивного, не то реального репортажа по CNN про войну, реальность которой трагически не имеет сущностного смысла.
То есть «СВ» с большим успехом морочила голову профанам. В этом и ее победа, и ее поражение.
3. Сейчас, через 20 с лишним лет после того, как «СВ» прекратила свое существование, изредка эфемерно воскресая, я позволю себе сказать несколько слов, вроде бы не имеющих прямого отношения ни к массовой культуре и контркультуре давно миновавших 80-х, ни к идеям постмодернистских философов, сильно дискредитированных полчищами их вульгаризаторов. Я имею в виду возможность или невозможность избежать пленения в бинарной неизбежности, я задаюсь вопросом: можно ли и не побеждать, и не быть побежденным?
Мы знаем, что рок-н-ролл и близкие к нему музыкальные формы почти всегда строятся по конструкции квадрата. Квадрат это близкий к совершенству геометрический - а значит, и антропометрический - психический конструкт. Недаром Казимир Малевич, пытаясь создать супрематическую вселенную, не имеющую никакого отношения к вселенной, которую мы привыкли считать естественной, ее образом избрал именно квадрат.
Здесь он ошибся: квадрат в силу своей бинарной имманентности вечно рискует схлопнуться в ничто: что бы ни говорили математики-традиционалисты, именно четыре прямые угла, попарно противостоя друг другу, оказываются стимулом для революции. Хуже того, для пугачевщины и бессмысленного взаимоистребления.
Возможно, Малевич и хотел при помощи квадрата привести мир к шунье, к пустоте? Я позволю себе представить: квадрат действительно путь к пустоте.
Но к пустоте не благодатной, а дурной, ведущей к мультипликации бинарных конструктов в геометрической проекции.
И здесь недурно бы вспомнить о диалектической триаде Гегеля, философа ныне не трендового и имеющего репутацию зануды. Да, благодаря Гегелю мы получили Чернышевского, Ленина, Сталина и дальше по списку, до Путина и Медведева.
Эти личности, безусловно, в какой-то мере изучали Гегеля, но их мышление, тем не менее, четко обозначено двоичностью. Оно черно-белое. Кстати недаром, как сообщают СМИ, любимые исполнители премьер-министра и президента РФ это ABBA и Deep Purple, музыка которых как раз отличается тупой, совершенно неотрефлексированной квадратностью.
Что же делать? Исчерпывающего ответа быть не может, но, возможно, имеет смысл вернуться к гегелевской триаде.
Итак.
Старик из Штутгарта очень верно понял, что «один - два» скучно и не плодотворно, а «один - два - три» -- это много, соответственно, дает свободу для размышлений. Разумеется, он, как всегда бывает, ничего нового не изобрел, но о тринитарном богословии в христианстве и других религиях сейчас говорить не будем. Это потребовало бы психических и физических усилий, к которым мы в эти минуты не готовы. Отложим на будущее, если оно будет.
Вернемся к симуляции, симулякрам и музыке, которая, как известно, -- философия, отображенная в звуках.
Вот что я могу предложить вам в конце моей короткой лекции.
Есть симулякры, то есть привидения, то есть иллюзии. От них можно и надо избавляться: если этого не делать, они нас задушат в своих объятиях.
Но - избавляясь от иллюзии, рискуешь стать пустым радужным пузырем, поверхность которого не лопается только потому, что нет разницы в давлении внутри пузыря и вне его. Но заметим, что этих пузырей больше двух, по меньшей мере три, и их взрывы становятся непредсказуемыми. В процессе лопанья пузырей, не исключено, мы и обретаем вселенную во всей ее полноте и пустоте.
Таким тринитарным выдуванием пузырей и занималась «СВ», в чем я вам предлагаю убедиться.
Итак, дискотека!!!
Открытие культурного сезона 2013 состоится уже 20 января. В 17 часов новую программу представит легендарная группа Алиби (Дубна).
Данный пост является официальным приглашением на все вышеперечисленные мероприятия.
Вход свободный.