После войны только США реквизировали из немецких архивов столько документов о Холокосте, что если бы их выложить в одну линию, то она протянулась бы на несколько десятков тысяч метров. Если прибавить к этому другие архивные сборники, воспоминания жертв и свидетелей, документы судебных расследований, кино-фото-материалы, то смело можно утверждать, что ни одно другое событие в мировой истории так хорошо не задокументировано, как история истребления евреев. К тому же она и лучше всего исследована: 20 лет тому назад количество научных монографий о Холокосте составило 200 тысяч, а об одном только концлагере Освенцим издано более 100 тысяч работ… (
с)
23 июля
в кинотеатре Формула Кино ЦДМ (Москва) состоялся премьерный показ фильма «Свидетели», на который мне
удалось попасть благодаря тому, что я ЖЖ-блогер.
«Свидетели» - военно-историческая драма режиссёра Константина Фама, состоящая из трёх киноновелл: «Туфельки», «Брут» и «Скрипка», объединённых в одну историю, которая рассказывает о еврейской трагедии в Германии. Изначально эти истории были представлены отдельно как короткометражки. С ними же режиссер ездил по фестивалям и собирал награды.
История создания фильма началась с того, что Константин Фам попал в музей Освенцима в Европе и его шокировала витрина с обувью жертв концлагеря. Именно там он увидел красные туфли, которые стали в последствии героем его первой новеллы. В ней зритель не увидит ни лиц людей, не услышит их голосов. Камера запечатлит только ноги в обуви и без, но все будет абсолютно понятно без слов!
Когда в 2012 году "Туфельки" воспринялись зрителем и критиками "на ура!", режиссер взялся за создание других киноновелл. Вторым короткометражным фильмом стал "Брут" - история немецкой овчарки, которая была любимцем еврейской женщины, но была вынуждена жизнью попасть на служение к нацистскому офицеру. Сценарий основан на повести Людвига Ашкенази.
Третья часть "Скрипка" показывает зрителю не только прошлое, но и настоящее, делая финал всего фильма очень сильным по смысловой нагрузке.
Стоит отметить, что описание фильма "Свидетели", которое везде фигурирует в анонсах, совсем не отражает того, что увидишь на экране и прочувствуешь сердцем. Особенность киноленты в том, что главные ее герои совсем не люди, а немые свидетели Холокоста. Туфли, собака, скрипка. Они все видели, но рассказать не смогут. За них можно только додумать то, что же произошло с их хозяевами и, надеюсь, вы со мной согласитесь - Константину Фаму это удалось в полной мере. Меж тем все три истории переплетены одними и теми же людскими судьбами, которые раскрываются перед зрителем постепенно.
Возможно, кому-то покажется, что в фильме недостаточно "голливудской" актерской игры, что все это вымысел, но мне хватило просто осознания всего ужаса концлагерей и Холокоста в частности, чтобы выйти из зала с заплаканными глазами и комом в горле. Смотреть "Свидетели" рекомендую исключительно на большом экране в кинотеатре.