Организация виртуально-реальных сообществ

Feb 06, 2012 16:24



Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом посте представлены мысли и краткая выжимка своего опыта по поводу организации сообщества по интересам. Писалось на опыте создания и развития нашего детища, Уральского регионального стрелкового клуба - некоммерческого сообщества людей, увлеченных оружием, стрельбой и всем, что с этим связано.
Сообщество существует уже больше 4-х лет, мы регулярно проводим различные мероприятия - соревнования по стрельбе, фестивали, просто собираем народ. Клуб начинался на ровном месте 3-мя людьми, причем до этого даже не сильно знакомыми между собой. Сейчас у накоплена хорошая материальная база, позволяющая проводить соревнования по различным стрелковым дисциплинам, а главное - опыт, которым я хочу поделиться с уважаемыми читателями. Все нижеизложенное - мое имхо, с удовольствием в комментариях почитаю про ваш опыт и отвечу на вопросы.

Вопросы организации
1. Организации сообщества делается не для денег, это делается для души. Это потребует от вас вложений как материальных, так и других - ваше время, силы и нервы. Мало кому удается зарабатывать на своем хобби, и здесь описан не этот случай.
2. Ваш профит - это общение с новыми, интересными людьми, которые настроены с вами на одну волну. Причем с людьми, с которыми в своей обычной жизни вы, скорее всего бы просто не встретились. Также это отличная возможность попробовать и развить свои менеджерские, лидерские и коммуникативные навыки.
3. Крайне желательно четко понимать, чего вы хотите добиться - миссия, стратегические цели, задачи. Исходя из этого, строить дальнейшее развитие вашего сообщества (клуба, объединения).
4. Все делается для людей. Если вы не сможете собрать и сплотить вокруг вашего дела единомышленников - то ничего не получится. Вас должно переть от вашей темы, и этим вы должны заражать окружающих.
5. Позаботьтесь о площадке, где вы будете общаться. Это можно делать на существующих ресурсах, но там вы напрямую зависите от факторов, на которые не имеете влияния (дурные модераторы, невозможность самостоятельного развития). Лучший вариант - это свой ресурс, на котором вы полноправные хозяева. На нем должна быть возможность создавать закрытые разделы для общения. После создания площадки сразу закрепите правила общения на ней и придерживайтесь их.
6. Старайтесь без реальной на то нужды не раздавать полномочия на модерацию, управление, доступ к закрытым ресурсам. Забрать что-то обычно бывает сложнее, чем дать.
7. Постарайтесь сделать так, чтобы в случае вашего внезапного ухода сообщество могло продолжить жить дальше. Как минимум оставьте учетные записи от всех нужных для работы вашего сообщества сервисов надежному человеку.
8. Все наработки, касающиеся договоренностей, контактов нужных людей необходимо хранить в месте, в котором они будут доступны организаторам.
Команда организаторов
9. Чтобы развиваться - нужна команда организаторов. Чем она более разнопланово развита и взаимозаменяема, тем лучше. Рано или поздно тянуть все в одно лицо не получится на нужном уровне.
10. Однако все равно будьте готовы сделать все или большую часть работы самостоятельно. Скорее всего, такого не будет, но морально быть к этому готовым необходимо всегда.
11. Команда может состоять из волонтеров, которые берут на себя часть работы по организации мероприятий и т.д., а также организаторов - людей выражают желание заниматься развитием клуба на постоянной основе в течение какого-то достаточно длительно времени.
12. Попасть в команду организаторов должна быть возможность у любого члена сообщества. Основной критерий - этот человек должен взять на себя и нести определенную часть работы. Это достаточно тяжелый труд, а не понты.
13. Регулярно собирайтесь орг. группой и обсуждайте текущие вопросы и вопросы дальнейшего развития.
14. Люди в орг. группу могут приходить и уходить, по различным обстоятельствам - это нормальный процесс. Главное - чтобы постоянно был жизнеспособный костяк команды организаторов.
15. В какой-то момент времени вас в ней может не оказаться, т.к. увлечения и интересы у людей со временем меняются. Но ваше дело будет жить дальше, что, согласитесь, неплохо!
16. Все мы разные, со своим индивидуальным набором тараканов в голове. Выучите мантру «Мы все здесь не пряники», и повторяйте ее почаще, чтобы более терпимо относится к людям, с которыми вы вместе делает одно дело.
17. Кроме команды организаторов есть участники, которые с удовольствием участвуют в мероприятиях, но организацией заниматься не хотят или не могут. Они те, для которых вы все это делаете, и надо, для ощущения причастности тоже дать им возможность вложиться в развитие (хоть 100 р. на хостинг). Вы делаете одно дело.
18. Старайтесь следить за моральным климатом ресурса, на котором вы общаетесь (вашего форума, блога и т.д.). Если вы будете строить его на принципах открытости, дружелюбия, то потом эта атмосфера будет поддерживать себя.
19. Всегда бывают неадекватные люди. В хорошей атмосфере открытости и дружелюбия они обычно не живут, но иногда стоит им помочь уйти. Старайтесь не допускать срачей, они деструктивны и плохо влияют на моральный климат сообщества.
20. Демократия - не работает. Все стратегические и серьезные тактические решения сначала обсасываются внутри орг. группы, и только потом выносятся наружу. Иначе пара троллей может заблокировать любой процесс.
Материальные активы: оборудование, деньги
21. Для того, чтобы ваш клуб жил и развивался необходимы деньги и другие материальные активы. Способы их получения разные - сбор членских взносов, добровольные пожертвования членов клуба, поступления от спонсоров, доходы от рекламы и т.д.
22. Сразу на берегу обговорите, что любые пожертвования любых материальных активов - деньги, оборудование и т.д. остаются в клубе при любых раскладах во взаимоотношениях клуба и жертвователя.
23. Важный психологический момент - никто из организаторов, в том числе и вы, не должен получать какой-либо прямой финансовой прибыли с деятельности вашего клуба.
24. Старайтесь обеспечить как можно больше удобных способов перечислить вам деньги. Электронные платежные системы, переводы по безналу, возможность передать их кому-то из организаторов или доверенных лиц в разных районах города и т.д. - чем удобнее вашим одноклубникам перевести вам деньги, тем больше народу сможет сделать это.
25. Крайне желательно фиксировать все приходы и расходы денег с документальным подтверждением.
26. Если клубу что-то нужно - не стесняйтесь спросить об этом у его членов. В большинстве случаев вы сможете, как минимум, сильно сэкономить, используя связи ваших товарищей. Также не стесняйтесь просить помощи и сторонних организаций - за спрос в нос никто не даст.
27. Не стесняйтесь брать любую предлагаемую помощь, материальную, денежную - вообще любую. Многим проще выделить денег на развитие клуба, чем, например, тратить время подготовку мероприятий. А кому-то наоборот, проще приехать и помочь.
28. Все вырученные и собранные средства, как правило, направляются на развитие клуба и оперативные расходы - хостинг, закуп оборудования и т.д.
29. Все денежные средства, которые собираются средства всем миром на какой-то целевой проект, должны быть максимально открыты, задокументированы, и быть доступны публично.
30. Траты средств на оперативные вопросы организации мероприятий лучше не светить, чтобы не кормить троллей. Однако надо быть готовыми отвить, если у людей будут вопросы.
31. Планируя мероприятия, расходы на которое делятся между участниками, всегда старайтесь собирать средства на него с небольшим запасом. Ваша цель не выйти в ноль при организации - а сделать все качественно. Излишек денег, если он образуется пойдет в фонд развития клуба.
32. Позаботьтесь о том, чтобы нажитое непосильным трудом имущество вашего клуба не было потеряно. Для этого нужно найти хорошего, ответственного завхоза и место, где ваше оборудование сможет храниться.
Разные вопросы
33. Всегда найдется несколько неадекватов, которые будут необоснованно пытаться вам предъявить за то, что вы наживаетесь на остальных. Будьте к этому готовы и будьте готовы ответить аргументировано на их наезды.
34. Возможно, ваши решения будут непопулярны у какой-то части вашего сообщества. Попытайтесь объяснить свою точку зрения и аргументировать ее, однако невозможно делать то, что устраивает абсолютно всех. Выучите мантру «Я не пряник, чтобы всем нравиться», и в тяжелых случаях применяйте ее. В таких случаях также очень важна поддержка вашей орг. группы.
35. Официоз: сами решайте, какую юридическую форму организации выбрать для себя. С организацией легче работать с другими организациями и гос. органами, но она потребует ресурсы на свое обслуживание. Не плодите сущностей без надобности.
36. И пусть у вас все получится! :)

Я надеюсь, что этот опыт поможет вам, если вы решить создать сообщество вокруг вашего увлечения. Это может быть стрельба, RC-моделизм, разведение хомячков - я думаю, что многое из написанного выше может пригодиться.
Если эта статься вызовет интерес, могу рассказать более подробно с примерами из жизни и истории развитие нашего клуба.

организация сообществ, УРСК, личный опыт, виртуальные сообщества

Previous post Next post
Up