Проснувшись рано утром, я с удивлением и радостью обнаружила, что жива :)))
Тут же выскочила на палубу, шторм волшебным образом закончился, и солнце неземными лучами пробивалось сквозь облака, как бы намекая, что без вмешательства высших сил не обошлось. Это мы пока идём по Белому морю
Но самое впечатляющее зрелище обнаружилось на носу корабля. Я до сих пор не понимаю - это сделали волны, бешено молотившие в обшивку всю ночь, или это какая-то железная массивная штука открепилась от своего места и вдарила по перилам? Слава те господи, что я тогда так и не выбралась из постели, и не пошла на палубу
Насколько я поняла по разговорам экипажа, в переделку мы попали неслабую, по слухам шторм был 6 баллов. Я подслушала разговор двух молоденьких матросов, которые шли мне навстречу по лестнице: "Вот это ночка выдалась. Расскажу маме, она не поверит".
Мои попутчики были веселы, как бывает после минувшей опасности, некоторые, кто забыл таблетки, были нежно-зелёного цвета. Все выжили :) Но обнаружился нюанс. В такой шторм теплоход не может идти с полной скоростью, иначе волны его просто разнесут на части. Похоже во время шторма он шёл максимально медленно. Мы должны были быть в Архангельске рано утром, но из-за шторма мы только в 11 утра вошли в дельту Северной Двины
Идём по дельте, здесь она широко разливается
А вот уже показался порт Архангельска
Мы почти рядом с городом
Проходим мимо свеженапиленных брёвен, а рядом лежат брёвна, которые проходят обработку обжигом, они угольно чёрные
И вот таким образом, целые и невредимые, мы прибыли в Архангельск :) Теперь могу считать себя морским волком, пережила шторм.
К счастью, позднее прибытие никак не повлияло на экскурсионную программу, все планы мы выполнили. Сначала мы отправились в Северодвинск, в котором посетили интереснейший местный краеведческий музей. В Северодвинске строят атомные подводные лодки, и экспозиция музея посвящена именно им. Музей рекомендую на все 100%, слушали музейного экскурсовода, затаив дыхание. Сначала нам рассказали об истории изобретения подводных лодок, как они совершенствовались, какая у них конструкция. Вещь жуткая, скажу я вам. Я даже теперь затрудняюсь, что жутче - космическая ракета или подводная лодка. И оттуда, и оттуда очень сложно спастись в случае аварии. До изобретения всплывающих спасательных камер (ВСК) личный состав одевался в специальные пучеглазые подводные комбинезоны, которые могут нагнетать в себя воздух из баллонов, чтобы человека не раздавило давлением воды. Дальше методом шлюзования и выравнивания давления осуществлялся выход через люки в носовой части, иногда через торпедный люк. Потом появились ВСК, которые, по мысли инженеров, могут просто поднять людей наверх, как в лифте. На практике все эти средства спасения работают не со 100% надёжностью, особенно если лодка находится на большой глубине, современные лодки ходят на глубинах 500-1000 метров
Потом нам показали, как лодка погружается и всплывает. Лодка имеет форму сигары, и вот по периметру этой сигары есть цистерны балласта, они расположены между внешней обшивкой и внутренним пространством лодки. Лодка набирает или выталкивает воду из цистерн балласта, и таким образом изменяет свою плавучесть. Оказывается, лодка на поверхности набирает воздух только для цистерн балласта. Воздух для дыхания лодке не нужен вообще, там стоит система регенерации воздуха, и лодка может не всплывать по полгода, при условии, если система регенерации исправна. В самых современных лодках система регенерации воздуха просто расщепляет морскую воду на водород и кислород, водород выбрасывается за борт. А раньше для регенерации использовали жутко горючие и опасные пластины, которые норовили вспыхнуть как свеча при контакте с водой и маслом
Аварийные сигналы на лодке
Ещё нам показали потрясную штуку - записанные звуки гидроакустики на подводной лодке. На борту есть специальный сотрудник - гидроакустик, и он с помощью усиливающего оборудования слушает звуки, распространяющиеся в море, не каждый это может делать, нужен очень тонкий слух. Зачем это нужно - чтобы услышать звук моторов кораблей, или других лодок, возможно вражеских. Оказывается, кроме техногенного шума, в море слышно очень много звуков, их издают волны, косяки рыб, дельфины и киты.
Это вот тот самый костюм для спасения с подводной лодки "мокрым" способом
Перешли в другую комнату - а здесь у них огромный макет лодки модели 667А, самой массово выпускаемой в России подводной лодки. Наверху у неё целая куча приборов, которые лодка высовывает над поверхностью воды - перископы, радиоантенны и т.д.
Лодка делится на отсеки, здесь на фото у неё справа нос
Первый отсек - торпедный, также в нём расположен пульт управления торпедами. Лодка не только может стрелять ракетами вверх, она может выстрелить торпедой вперёд, чтобы атаковать другой корабль.
Второй отсек - каюты личного состава
Третий отсек - командный пункт управления всей лодкой, включая ядерные ракеты, они в следующих отсеках. Тут тоже каюты личного состава
Вот они, ракеты, в четвёртом и пятом отсеке, лодка может нести 16 ракет. Они взлетают из-под воды вертикально вверх
Лодка атомная, ядерный реактор вырабатывает энергию для функционирования всех систем лодки, а также для работы двигателей. Вот он, ядерный реактор, это получается седьмой и восьмой отсек
И по соседству с ним справа в шестом отсеке - пункт управления реактором
А вот это последний отсек, здесь расположен машинный зал для управления ходом лодки, ещё левее - гребные винты лодки
Ещё модели лодок
Немного прогулялись по улицам Северодвинска
И поехали в воинский мемориальный комплекс, который расположен на берегу Белого моря. Сам Архангельск находится в дельте Северной Двины на расстоянии 30 километров от Белого моря, а вот Северодвинск расположился прямо на берегу моря, курортный город :)
Воинский мемориал посвящён сразу нескольким трагическим и памятным событиям. Это захоронение солдат Карельского фронта, погибших от ран в госпиталях Молотовска (ныне Северодвинска) во времена ВОВ
А вот и берег Белого моря
Пано
![](https://live.staticflickr.com/65535/53386042544_a9f79464a2_o.jpg)
Это братская могила полярников, трагически погибших в 1946 году на ледоколе Седов в результате пожара
Это памятник ленинградцам, которые сумели вырваться из блокадного Ленинграда, и затем умерли в Молотовске во время ВОВ, не выдержав переезда, климата, и скудного военного пайка.
Простите нас, погибшие в блокаду
За то, что вы в земле, а мы живём
Вкушаем жизни горечь и усладу
Грустим и любим, плачем и поём
А вот это уже новейшая история - памятник погибшим ликвидаторам Чернобыльской аварии.
Возвращаемся к автобусу
Прибыли обратно на теплоходный причал Архангельска
Это вид с нашего причала на монументальный новодел - Михаило-Архангельский собор
Утренняя экскурсия по Архангельску у нас перенеслась на вечер, и в 8 часов вечера мы отправились гулять. Начали мы с мыса Пур-Наволок, исторического центра Архангельска, здесь в 16 веке была заложена Архангельская крепость
А теперь это место притяжения и отдыха для горожан
Закат на Северной Двине. Солнце уже зашло, но сумерки очень-очень светлые, светло почти как днём
Это старинное здание Гостиного двора
You can watch this video on www.livejournal.com
Мы гуляем по Набережной Северной Двины
Эта стела с памятным знаком посвящена 400-летию со дня основания города
Мы вышли к Вечному огню на площади Мира
Это памятник участникам Северных конвоев. Почему здесь надпись на английском - потому что Северными конвоями во времена ВОВ называли английские суда, которые доставляли в СССР грузы по ленд-лизу, сейчас это звучит поразительно. Причём доставляли с серьёзными боями, обороняясь от немцев
Во времена ВОВ в Архангельске был голод, не такой конечно, как в блокадном Ленинграде, но с провизией были ощутимые проблемы. Люди ели тюленей, говорят, что есть их было практически невозможно, настолько они вонючие и невкусные. Но приходилось это делать за неимением лучшего. После войны тюленю за это поставили памятник
Проходим мимо Успенской церкви
И тут во дворике обнаруживаем муромских влюблённых, которые стали символом счастливого брака во всей России - Пётр и Феврония Муромские
Вот здесь к нам подошла местная жительница, женщина лет 35, и с большими глазами стала расспрашивать, откуда мы прибыли и нравится ли нам город :))) Такое ощущение, что экскурсионные группы здесь действительно ходят нечасто, Русич сюда плавает, а больше и некому
Проходим мимо памятника Петру Великому, сыгравшему весьма спорную роль в истории города. Архангельск заложил в 1583 году Иван Грозный, и с момента основания город был крупнейшим международным торговым портом, здесь торговали со всей Северной Европой. Явился Пётр и построил Санкт-Петербург, после чего Архангельск утратил своё значение, как торговый город
Эта беседка в китайском стиле называется Голицынская беседка, потому что построил её в 1890 году губернатор города Николай Голицын
Мы возвращаемся в сторону корабля
И я решаю посмотреть поближе на новодел - Михаило-Архангельский собор, который построили в 2020 году
Переливчатая фиолетовая крыша очень нарядная. А это тот, в честь кого назван город - архангел Михаил
Возвращаюсь на кораблик. Завтра я обстоятельно погуляю по Архангельску