Сразу скажу, что я считаю трамвай - это самый лучший вид общественного транспорта.
Теперь по порядку. Каким бывает ОТ.
1. Маршрутные такси (маршрутки). В 90 годы, когда в стране денег не было ни на что, и никто не знал, куда и как будем двигаться, повсеместно стал чахнуть весь общественный транспорт. Но так как число людей, имеющих частные автомобили, никогда не будет равно общему числу граждан, потребность в общественном транспорте будет всегда. А 20 лет назад число имеющих в личном пользовании автотранспорт было гораздо меньше. Вот в тут "злую" пору и появились "маршрутки".
Обычно используются микроавтобусы или автобусы особо малого класса, вместимостью от 11 до 35 человек. Характеризуются особым разрегулрованием и хаосом как в управлении, так и в поведении на дорогах.
Некоторые считаю, что маршрутки нужно полностью заменить. Я тоже иногда высказываюсь подобным образом. Но это не совсем так. На самом деле, я считаю, что маршрутные такси должны остаться и обслуживать удаленные территории агломерации (развоз внутри территории, подвоз пассажиров к маршрутам городского общественного транспорта).
При этом, конечно, должно произойти нормализация и формализация их работы.
Где их идеальное применение на примере Челябинска:
Долгодеревенское-Шигаево
Копейск-Мирный
Новый Кременкуль-Садовый-ПЭТ-центр
Озерный-Чурилово-проходная ЧТЗ
2. Автобус. Сегодня, когда заходит речь об общественном транспорте, то чаще других раздаются голоса, типа плюнем на электротранспорт, давайте закупим несколько автобусов и будет нам рай. Такие голоса раздаются по незнанию и прямолинейности мышления. На самом дела, такая стратегия только усугубляет транспортные проблемы и усиливает пробки.
Автобус большой, неповоротливый, с переодическими остановками, едущий в общем потоке, но по определению, медленнее этого потока.
Хотя, он перевозит в 26 раз больше, чем легковой автомобиль (сумма примерная, при подсчетах я взял, что ЛА, в среднем, перевозит 1,5 пассажира, автобус вмещает 80, автобус на дороге занимает площадь 2 автомобилей).
Автобусы необходимы в любых крупных городах. Их вместимость от 40 до 150 (особо крупные длинные гармошки) человек. Удобны, также, как резервный транспорт на новый маршрут или на замену другому транспорту. Например - повреждены трамвайные пути, можно временно поставить автобус на этот маршрут. Или еще хороший пример - В Питере метро ночью заменяется автобусом, идущему по этому же маршруту. Но основная задача автобусов в городе - это перевозка более крупные пассажиропотоки с окраины в центр.
Хорошие автобусные маршруты:
Проходная ЧТЗ-Сад Победы-пр. Победы
Чичерина-Братьев Кашириных-Торговый Центр
ЧМЗ-Хлебозаводская-пр. Победы
конечная АМЗ-Кольцо-обл. больница
3. Троллейбус. Один из самых проблемных видах транспорта. На самом деле - один из ключевых в современном городе.
К сожалению, контактная сеть в наших городах безумно устарела, по этому сегодня троллейбусы создают только помехи в городе. Например, проезд троллейбусных стрелок в современном городе возможен только на скорости до 5 км/ч, а после реконструкции их можно проходить на любой заданной скорости (переключаются автоматически, как большинство сегодняшних трамвайных стрелок). Более того, с недавних пор улицы в нашем городе расширяются без всякого смысла, где получится. Одна из проблем этого необдуманного расширения состоит в том, что троллейбус не может доехать до обочины, останавливается посреди проезжей части, чтобы перестроится, потом встает криво, чтобы посадить/высадить пассажиров. По этим причинам троллейбус сегодня и критикуется.
А на самом деле, троллейбус несколько вместимее автобусов, быстрее (крутящий момент электродвигателя значительно выше и доступень с первой секунды разгона), тише (опять электродвигатель), мягче (плавный разгон электродвигателя и другой принцип подвесок), экологичнее (автобус с электродвигателем или на гибридной силовой установке в десятки раз дороже).
Пассажировместимость троллейбусов от 70 до 170 человек. Троллейбусы незаменимы для перевозки большого количества пассажиров в центре современного города, где не проложенны пути одного из следующих видов транспорта.
Приводить пример идеального маршрута в Челябинске бесполезно - это должен быть весь центр, где нет трамвайных путей.
4. Трамвай. Мой любимый)
Какие они бывают современные красавцы. Комфортные, быстрые, мягкие, бесшумные, экологически чистые!
Центр любого города должен быть заполонен трамваями.
Преимущества трамваями над предыдущими представителями ОТ:
- Вместимость (современный трамвай вмещает от 100 до 500 человек)
- Скорость (во-первых, двигатели современных трамваев имеют бешенный крутящий момент с первых секунд, трамвайные пути низкое сопротивление кочению, а значит больший выбег и ниже сила трения, во-вторых, трамвай по определению ходит по выделенной полосе, а то, что его с недавних пор стали искусственно ставить в пробки, это проблема нерадивых властей)
- Экологичность (может только троллейбус соревноваться)
- Эстетика (посмотрите на фото)))
5. LRT. Легкий рельсовы транспорт (Light Rail Transport). Это что среднее между трамваем, метро и электричкой. Иногда в виде скоростного трамвая, иногда в виде легкого метро, иногда в виде монорельса. Бывает разных видов, но объединяет назначение - скоростная доставка большого количества пассажиров без построения полноценного дорогого метро. Как понятно, сооружение линии LRT дороже, чем обычной трамвайной, но значительно дешевле, чем метро. Из этого вытекает и применение.
В России знаю только одно подобное сооружение - бессмысленный монорельс в Москве в районе Останкино и ВВЦ.
В мире также есть транпортная система BRT, то же самое, только на автобусной тяге. Насколько я знаю, такая система есть только в Латинской Америке.
Эти системы способны перевозить от 200 до 1 000 пассажиров. Преимущества, как и у метро - полностью выделенная линия. Если правильная трамвайная линия иногда участвует в общем движении, например на перекрестках, то ЛРТ (как и БРТ) свойственно полное отделение от остального дорожного движения.
6. Метро. Все знают, что такое Метро))
По большому счету метро от ЛРТ отличается всего двумя признаками, взаимодополняющими друг друга:
- Строительство метро на несколько порядков дороже строительства линии LRT
- Пассажировместимость поезда метро намного больше LRT, от 900 до 5 000 человек
Логично было бы распределить представителей ОТ по порядку: Маршрутка - Автобус - Троллейбус - Трамвай - ЛРТ (БРТ) - Метро.
Мне кажется (я не претендую на однозначность в этом вопросе), что можно сделать следующую грубую градацию:
- Город с населением менее 10 000 человек может использовать для перемещения людей, помимо личного транспорта только один вид ОТ (логичнее всего маршрутки или автобусы)
- Город с населением до 100 000 должен привлечь не менее 2 видов ОТ
- Город до 1 000 000 обязан использовать не менее 3 видов ОТ
- Агломерация (город и все его ближайшие спутники) с общим населением до 5 000 000 использует не менее 4 видов ОТ
- Агломерация до 10 000 000 - 5 видов
- И агломерация с населением более 10 000 000 граждан обязана грамотно задействовать все виды ОТ