Во времена, когда скорость распространения информации на порядки превышает её достоверность, времена тотальных сетей, опять же, информационных, и прочих чипизаций населения, времена, когда операционный усилитель - это не электронный узел, а просто треугольник в схеме, непонятно как работающий, но делающий нужную функцию, времена всеобщего «мне должны», как - то даже неудобно вспоминать, что до 90х было «так надо», а в 90х - «так получилось».
И всё-таки, как - то закономерно получилось, что весь земной шар и наш кусок земли, стало быть, без разделения на расслабленных «меллиниалов» и задротиков из «совка», накрыло. Маски, страхи, если кто-то рядом чихнёт - убить его!, закрытые жральни, ездить никуда нельзя, правда все куда-то постоянно едут, оно и понятно - жизнь не остановишь, санитайзеры, диспенсеры - новая реальность. Мои летние планы на горы в 2020 году претерпели существенную трансформацию. Кавказ со старшим сыном трансформировался в Алтай, потом надо было выбирать что-то более знакомое и с надёжными контактами на местах. Но горы всё как - то не открывались, карантины продолжались. Если в мае думалось «До августа точно всё пройдёт», то в июне - «Что-то похоже на облом». Можно было бы, конечно, забить, и двинуть - таки с детьми, хоть в те же Восточные Саяны, однако, пугали скученность народа в поездах и неясность действий, если, например, простуда или ещё что похуже накроет где-нибудь в пути. В итоге к августу выстроилась ось «Инзер - Таганай». Достижимо на авто, с вариантами на закрытие белых пятен на личной туристической карте Урала, а Веро - та и не бывала на Южном Урале. Опять же экономия средств. А присоединившийся к команде мой старший брат Андрей - бонус, будет весело.
Рябая лента дороги укладывается под колёса. Здесь - в материковой Башкирии радостные живописные поля, холмы, да разноцветные деревни с огромными утиными стадами. Солнечно. Где-то на западе кублится тёмная облачность и в целом Мордер - это Уральский хребет. Нам туда. Белорецк - отделён от материковой Башкирии крутыми лесными увалами, город в амфитеатре гор. Посёлок Тирлянский - медвежий угол; с руинами железоделательного, как водится на Урале, завода, смытого наводнением всего то четверть века тому назад. И сейчас дожди, предшествовавшие нашему путешествию, определяют здесь ритм жизни. Еще в материковой Башкирии заливные луга, как им и положено, залиты водой - над ней дыбятся верхушки стогов скошенной травы. В районе Тирлянского сырая тайга неохотно отдаёт воду на равнину, даже небольшие ручейки представляют собой поток воды, просто текущей по лесу. К своему сожалению констатируем то, что брод через реку Миселя на пути к Инзерским зубчаткам, может быть небезопасен для нашей юной участницы, только что отметившей своё 10 - летие. Придётся валить сразу на Таганай. Инзер становится в очередь на реализацию.
К Таганаю можно относиться как угодно, лишь бы в этом была хоть капля уважения и восхищения. Может зубы показать. Заходим на район дождливым неуютным и промозглым вечером. Расквашенная тропа - как раз под наши специально приобретённые под горы боты - грязь, вода, камни, корни - всё давай сюда! Zamberlan и Scarpa на Веро и мне соответственно - оно и понятно, а Glebati тоже не отстаёт в своих дыкатлоновских. Поход с детьми - сплошь педагогика. « А долго нам идти?» - извечный вопрос начинающего туриста - бровки Веро сморщинились у переносицы. «Ничего, на злости дойдёт» - подбадривает меня брат, - «Главное - не начинать щас вокруг её усталости истерить». Всё правильно! Человек задающий такой вопрос проиграл дважды. Сначала себе, не заслонив его своей железной волей, а затем и тому, кого спрашивал, показав, что воли той самой маловато. Только до высоких материй ли это юной туристке? Устала она. Щас горячим чаем и сладостями будем выправлять ситуацию. Но отвечать - то придётся всё-таки. «Давай будем измерять расстояние в напряжениях. Это значит. Что вот здесь. Например, на курумниках надо понапрягаться - они мокрые и скользкие, а потом можно будет расслабиться. На сейчас из 6 «понапрягаться» мы одолели уже 3, осталась фигня. Вперёд!». На Белом ключе стремительно темнеет, ещё и дождь припустил. Быстро ставим палатки, загоняем туда детей, затем тент, горелка и горячий ужин. Дети в тепле и сытости быстро отходят от нагрузки, возятся в палатке и хихикают.
- Мда…зимой так вот не промокнешь…
- Так оно…
Верхняя тропа на Таганае для меня - тропа воспоминаний. Много их намоталось на местные ёлки. Самые свежие - с ультратрейла, который я пробежал здесь прошлым летом. Накрывает даже ощущением того ритма - вот здесь я добавлял ходу, вот здесь непонятно как, но держал темп, вот здесь накатывал ну прям ваще!, вот тут плёлся кое как. Так, в умильно-розовых соплях воспоминаний и плетусь за всеми. Куда мы там? В Долину Сказок? Это хорошо.
Таганай приучает ходить по курумникам. У Веро пока не очень получается скакать по верхушкам камней, когда под ней дыры между камнями глубиной в пару её ростов. Она осторожничает, обтекает камни всеми частями тела и в целом демонстрирует страх. Ничего! Вот здесь палочки убираем в одну руку, ищем зацеп, вот так, тут надо решиться и переступить с камня на камень и найти устойчивое положение в распорке. Снова брови морщинятся у переносицы. Снова талдычу себе под нос «Терпение! Только терпение!». На западные склоны Откликного гребня под вершину идём мы вдвоём с Glebati. Хаос из курумов и скал невозможно запомнить - здесь каждый раз как первый. А может надо просто чаще бывать здесь? Вечером ещё порция курумов на Митькиных скалах; раз уж мы заночевали на Белом ключе (никогда мне не доводилось, всегда мимо проскакивал, а тут оказия подвернулась - Веро выгуливаем впервые по Таганаю), то надо все окрестности обсвашить.
Двуглавая Сопка следующим погожим днём - приятный сюрприз. Также практически обойдённая моим вниманием из-за близости к Златоусту. Мда… и чего я видел-то ранее на Таганае…маловато. Наверху Двуглавой главная достопримечательность - это скальные перья, взметнувшиеся на много метров в небо. На горке многолюдно, торная дорога до вершины, лестницы и в целом окультуренно. На Таганае теперь везде культурно - приюты выглядят если не фешенебельно, но очень прилично, даже организован вывоз мусора.
-Устроили тут общежитие какое-то! - сетует Glebati
Действительно, на Таганае всегда много разного люда, например, в пляжных шлёпанцах совершающих хадж к Откликному. Это, друг мой нормально, это социум называется! И наш дзен - найти свой путь и место в этом социуме. А Таганай примирит нас с самим собой и с социумом.