Oct 18, 2016 17:24
- Наверное пора уже завершать цикл постов про ульяновский музей гражданской авиации. Тем более, что остались машины КБ Туполева. И начать я предлагаю с первого реактивного гражданского лайнера Ту-104. История его создания тесно связанна с созданием Ту-16, ибо именно этот бомбардировщик стал основой для будущего лайнера. Проектирование Ту-104 началось в 1953 году, а на следующий год уже был утверждён эскизный проект. К будущему Ту-104 были предъявлены следующие требования, возможность перевозки 50 пассажиров, дальность полёта до 3 500 км, скорость до 1 000 км/ч. С последующими модификациями количество пассажирских мест было увеличено до 70 мест на версии "А" и до 100 на версии "Б".
- Сборку первого Ту-104 завершили в марте 1955 года на Харьковском авиационном заводе. Первый полёт состоялся 17 июня 1955 года.
Серийное производство машины началось в Харькове, первый серийный борт поднялся в небо уже 5 ноября 1955 года. Вслед за этим к серийному производству был подключен авиационный завод в Омске, с 1957 года оба завода занимались производством 70-ти местного варианта Ту-104А. В 1958 году началось производство Ту-104Б, серийное производство было развёрнуто в Казани. Всего же серийное производство Ту-104 продолжалось пять лет до 1960 года. Всего за это время было выпущено 201 машина. По версиям количество выпущенных машин следующие:
- Ту-104 было выпущено 29 машин;
- Ту-104А было выпущено 80 машин;
- Ту-104Б было выпущено 95 машин.
- Эксплуатация Ту-104 в "Аэрофлоте" началась 15 сентября 1956 года. Началу эксплуатации предшествовала большая работа по модернизации аэропортовой инфраструктуры СССР, отчасти можно сказать, что привычный нам вид аэропорты приняли именно тогда. Первый рейс был выполнен по маршруту Москва-Омск-Иркутск. В эксплуатации в "Аэрофлоте" Ту-104 находился до 1979 года, в ВВС до 1981 года. Последний же рейс Ту-104 состоялся в 11 ноября 1986 году, когда самолёт с бортовым номер СССР-42322 совершил перелёт из Москвы в Ульяновск, чтобы пополнить музей гражданской авиации. Шесть машин Ту-104А были поставлены в ЧССР, но данных о ней я практически не нашел, кроме завершения его эксплуатации там в 1974 году.
Лётно-технические данные
Размах крыльев, м
34,54
Длина, м
38,85
Высота, м
11,9
Площадь крыла, м2
174,4
Максимальная взлётная масса, кг
75 500
Масса пустого, кг
42 800
Полезная коммерческая нагрузка, кг
6 200
Максимальная скорость, км/ч
950
Крейсерская скорость, км/ч
850
Дальность полёта с максимально загрузкой, км
2 750
Ульяновский музей гражданской авиации,
Ту104,
Ульяновск