Предлагаю - создать в России движение регионов за пересмотр бюджетно-налоговой политики. Цель - чтобы бюджеты регионов увеличились, за счет перераспределения налоговой базы, за счет передачи регионам некоторых «федеральных» налогов, или за счет увеличения доли отчисления того или иного налога в региональный бюджет.
На данном этапе предлагаю определить эту концепцию в самом общем виде, только как принципиальную идею.
Суть очень проста - чтобы больше собранных в регионе налоговых средств поступали в бюджеты регионов напрямую, а не опосредованно, через федеральный центр, в виде различных федеральных программ и проектов.
На данном этапе мое предложение выглядит так: пересмотреть бюджетное и налоговое законодательство (Бюджетный и Налоговый кодексы) так, чтобы у региона запрещено было забирать в федеральный бюджет более 40% от собранных в регионе налогов, независимо от того, какие это налоги в настоящее время, и каково соотношение от их поступлений в региональный и федеральный бюджеты сейчас (именно это соотношение и подлежит пересмотру).
Это и должно быть новое «бюджетное правило».
А значит, «федеральные» налоги, забираемые от каждого региона, не должны, в общей сумме, превышать «региональные», более чем на 40%. Какие именно это будут налоги, и в каких соотношениях - это уже детали. Главное, чтобы выполнялось правило - не менее 60% налоговой базы региона должны считаться региональными налогами и оставаться в региональном бюджете. И пусть федеральный бюджет растет, в абсолютных цифрах, пропорционально росту экономики, при некотором опережении роста региональных бюджетов, для того, чтобы регионы имели некоторый объем свободных бюджетных резервов для инвестиций в собственные региональные программы развития.
Является ли при этом обязательным и обратное соотношение, то есть, чтобы доля федеральных налогов составляла не менее 40% - вопрос остается открытым. Потому что есть и такие регионы, у которых это соотношение обычно и так превышает 60% в пользу регионального бюджета.
А значит, федеральный центр будет заинтересован в росте экономики, и налоговой базы, в абсолютных цифрах, за счет несырьевого сектора экономики, равномерно распределенного по территории страны.
И значит, федеральный центр будет заинтересован в равномерном распределении источников налоговых поступлений по регионам, и это и должно быть сферой прямой ответственности федерального центра. Если этого не происходит, если весь несырьевой рост экономики скучен в нескольких регионах, или он вообще не происходит - значит, в этом вина федерального центра, значит, он плохо работает. Забирать налоги у одних, и отдавать другим, чтобы все регионы, кроме Москвы, были одинаково бедными - это не работа, а профанация.
Значит, федеральный центр, если он не умеет обеспечить в России устойчивый рост несырьевого сектора промышленности, и не умеет обеспечить равномерное распределение такой промышленности по регионам (как ненефтегазовых источников налоговых поступлений для федерального бюджета) - значит, «федеральный центр» должен сделать в отношении самого себя «кадровые выводы», и сам себя отправить в отставку.
Будет рост несырьевой экономики - будет рост бюджета. Но регионы, при этом, страдать не должны. Наоборот, они должны получать от этого выгоду.
Растут регионы - растет экономика. Растет экономика - растет и федеральный бюджет. И никак иначе.
Пусть рост федеральной налоговой базы будет пропорционален росту экономики, а не происходит за счет уменьшения региональных налогов в пользу федеральных (как это делается сейчас, например, в отношении Оренбургской области и ряда других регионов).
Рассмотрим примеры соотношения налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты, на примере некоторых регионов ПФО.
К настоящему предложению приложен расчет, из которого следует, что, например, Оренбургская область перечислила в федеральный бюджет в 2020 г. - 230 742 594 руб., себе оставив 76 526 657 руб, таким образом, отношение федеральных налогов региона к собственным составляет 301,5%. В 2021 г. такое отношение было 440,21%. Для Республики Татарстан, например, аналогичный показатель за 2020 и 2021 гг. составил, 168 и 227% соответственно, для Самарской области - 157 и 212%.
Другими словами, рост федерального бюджета не должен достигаться за счет искусственного уменьшения региональных бюджетов некоторых регионов, и за счет искусственного обеднения регионов-доноров. 60% налогов регионам - 40% в федеральный бюджет. И пусть обе эти доли, в процессе роста экономики страны, растут одинаково.
Можно предложить - чтобы федеральный бюджет не потерял сразу слишком много, и чтобы не был нарушен принцип сбалансированности бюджета, на первое время нужно, чтобы первые 5-7 регионов по сбору налоговой базы (в абсолютных цифрах), имели соотношение не 60/40, а скажем, 80/20 - 70/30, в пользу федерального бюджета. Тогда подушевые показатели региональных бюджетов, и городских бюджетов, у них будут, примерно, как в среднем по стране, то есть, они не пострадают.
Для всех остальных регионов соотношение должно быть - 60/40 в пользу региона, но не менее.
Для 20-30 наименее бюджетно обеспеченных, по абсолютным показателям, субъектов федерации можно предложить, в качестве исключения и временной меры, 100% налоговой базы оставлять у себя. Потому что их общая налоговая база, в абсолютном выражении, в настоящее время настолько мала, что не будет иметь сколько-нибудь существенного значения для федерального бюджета. Определенную часть своего бюджета они должны будут ежегодно, в обязательном порядке, вкладывать в рост и развитие экономики и инфраструктуры у себя в регионе, до тех пор, пока не достигнут среднего (в абсолютных цифрах) по стране показателя регионального бюджета. Тогда и в отношении них будет действовать правило «60/40». Прежде всего на эти регионы, на их рост и правильное расходование ими оставляемой им налоговой базы, в целях обеспечения у них опережающего экономического роста, федеральный центр и должен направить свои усилия.
Что касается г. Москвы, как субъекта федерации, то для нее законом должно быть установлено индивидуальное, особое соотношение федеральных и региональных налогов, учитывая регистрацию и уплату налогов огромным числом общих для всей экономики страны компаний-налогоплательщиков по месту нахождения в Москве. Такое соотношение, как представляется, должно быть 80/20 в пользу федерального бюджета. Именно в этом случае бюджет г. Москвы по подушевым показателям приблизится к средним значениям по стране, как и должно быть. Тогда средства, забираемые из бюджета г. Москвы, и поступающие в федеральный бюджет, а это составит, порядка 2,5-3 трлн. руб. ежегодно, и должны направляться на покрытие бюджетного дефицита наименее обеспеченных регионов. За счет этого источника как раз и предполагается покрыть «выпадающие» доходы федерального бюджета, если они образуются в результате реализации предложенной мной реформы.
Если предположить, что эти средства будут делиться на 30 наименее бюджетно обеспеченных регионов, то они получат ежегодно, в среднем
2,5 трлн./30= 83,3 млрд. руб.
В этом случае, бюджет г. Москвы, относительно бюджетов других регионов, будет полностью соответствовать принципу сбалансированности, установленному бюджетным законодательством.
Вот, в самом общем виде, суть предлагаемых изменений.
Все дальнейшие подробности и детали предлагаемой реформы необходимо обсуждать.
Приглашаются к обсуждению все депутаты, эксперты, политические партии, и все законодательные органы субъектов федерации.
Цель - чтобы все партии, и все законодательные органы субъектов, и все депутаты регионального и федерального уровней, которые такую инициативу поддерживают, обсудили, сформулировали и внесли соответствующую инициативу об изменении законодательства в парламент, и добились ее принятия.
В качестве временной общей площадки для обсуждения могу предложить свой блог, в котором данное предложение опубликовано -
https://gribanov56.livejournal.com/11022.html.
С историей вопроса рассмотрения инициативы Оренбургской области о передаче части НДПИ в региональные бюджеты, и документами, можете ознакомиться в посте -
https://gribanov56.livejournal.com/6106.html Так как федеральный центр инициативу о частичном перераспределении НДПИ категорически отвергает, и не в первый раз, тогда следует поставить вопрос о принципиальном, коренном изменении налогово-бюджетной политики, безотносительно к какому-либо конкретному налогу и региону.
В соответствии с п. «з» ст. 71 Конституции РФ, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы находятся в ведении федерального центра, поэтому этот вопрос может быть решен только на федеральном уровне. Однако, направлять это предложение в федеральные органы законодательной и исполнительной власти
бессмысленно, так как федеральный центр заинтересован именно в таком соотношении федеральных и региональных налогов, которое существует сейчас, и при котором ФНБ формируется за счет НДПИ от «регионов-доноров».
Поэтому именно регионы должны быть заинтересованы в продвижении и защите данной инициативы.