Ну я согласен, что это антиутопия и гротеск, не вижу я здесь утопии. Платонов намеренно показывает выхолощенность всего этого социалистического пафоса. Как пример, можно привести лозунги, которые автор как бы выворачивает наизнанку, раскрывая их абсурдность. Босталоева призывает увеличить надои и количество мяса, не увеличивая поголовья взрослого скота, а осеменяя коров круглый год, что противоречит физиологии животного.
Будем считать, что я создаю предмет для спора: утопия или антиутопия. Авторский голос против всего этого социалистического пафоса или нет?
Герои "Ювенильного моря" - идеалисты, верящие, что можно переделать мир, заставить природу работать на пользу людей. И природа не говорит "нет". В пространстве повести идеал кажется достижимым. Я не говорю о науке (физиологии животных и т.д.), потому что и утопия, и антиутопия - всё-таки жанры нереалистической литературы и там всё возможно.
Мы говорим о литературе, а, значит, о литературных приемах. Утопия отражает некое иделическое общество, отсюда и примемы для этого - схематичность (Мор, Фурье), заостренность на социальной структуре, идеализация персонажей. Здесь я не вижу иедализацию, зато приемы, характерные для антиутопии, присутствую - гипербола, гротекс, сатиричность, фантастичность в деталях и при этом какая совершенно Босховская манера описания, все время хочется отодвинуть экран картинки и посмотреть, а что же там за ним делается, где настоящая-то жизнь?
А я вижу идеализацию. Я бы не стала говорить об утопии, если бы не зашла речь об антиутопии. Конечно, повесть - не чистая утопия. Но где здесь самая главная черта антиутопии - отрицательное отношение к описываемому миру? Схематичность, гротекс и сатиричность - это всё-таки приёмы. А главное отличие утопии от антиутопии в том, идеальный мир в книге или противоположный идеальному.
Наивизация и иделаизация, все же, разные вещи, на мой взгляд. Даже в описаниях персонажей, их выхолощенности, шаблонности намеренной (этот прием часто применяте Платонов в своем творчестве) мне видится как раз скорее сарказм и гротеск, нежели идеализация, а вот наивизация, как сатирическим примем, присутсвует, и это еще больше убюеждает меня в том, что это скорее антиутопия нежели утопия. Хотя для Платнова утопия тоже сатирический прием. Например, "Котлован".
Как мне кажется в повести и элементы утопии и антиутопии. Платонов как мог старался довести свой мир до идеального. Персонажи-идеалисты, вера в прогресс, стройка социализма, где людям придется меньше работать, потому что все будет механизировано и электрифицировано. Но, как водится, действительно оказывается жестче и не такая идеальная, поэтому дивный новый мир начинает выглядеть гротескно и гиперболизировано, а все начинания кажутся какими призрачными и недостижимыми. Причем Платонов как-то всё интересно повернул, что в возможность создания ювенильного моря веришь до конца.
По мне так тем Платонов и интересен, что идёт в повести на грани между утопией и антиутопией)
Варвара, а вообще предлагаю взаимно зафрендиться со всеми литклубовцами. Тогда и посты с обсуждениями все будут видеть у себя в лентах (не дожидаясь моей официальной ссылки), и такие проблемы решатся.
У нас с вами еще вечер, а у Сергея (sibkron) уже ночь, так что теперь он только завтра поключится к дискуссии. Я думаю, ему есть что сказать.
Reply
Авторский голос против всего этого социалистического пафоса или нет?
Герои "Ювенильного моря" - идеалисты, верящие, что можно переделать мир, заставить природу работать на пользу людей. И природа не говорит "нет".
В пространстве повести идеал кажется достижимым. Я не говорю о науке (физиологии животных и т.д.), потому что и утопия, и антиутопия - всё-таки жанры нереалистической литературы и там всё возможно.
Reply
Reply
Я бы не стала говорить об утопии, если бы не зашла речь об антиутопии. Конечно, повесть - не чистая утопия. Но где здесь самая главная черта антиутопии - отрицательное отношение к описываемому миру? Схематичность, гротекс и сатиричность - это всё-таки приёмы. А главное отличие утопии от антиутопии в том, идеальный мир в книге или противоположный идеальному.
Reply
Reply
Reply
Reply
По мне так тем Платонов и интересен, что идёт в повести на грани между утопией и антиутопией)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вот те крест - иду в настройки, там доступ к записям по умолчанию стоит "для всех (общедоступный)"!
Reply
Reply
Хорошо, давай на "ты" :-)
Reply
У нас с вами еще вечер, а у Сергея (sibkron) уже ночь, так что теперь он только завтра поключится к дискуссии. Я думаю, ему есть что сказать.
Reply
Leave a comment