«И текли куда надо каналы, и в конце куда надо впадали…»

Nov 21, 2015 13:11

Оригинал взят у babs71 в «И текли куда надо каналы, и в конце куда надо впадали…»
Поскольку моя статья в "Санкт-Петербургских ведомостях" вышла в урезанном виде, то как и обещал, выкладываю полную версию статьи плюс дополнительные картинки.

Реки и каналы всегда были неотъемлемой частью ландшафта нашего города. При этом водная сеть на протяжении почти всей истории Петербурга постоянно менялась - копались новые каналы, а те реки и каналы, которые стали мешать, напротив, закапывались или убирались в трубы. Сейчас только названия улиц напоминают о том, что на месте Линий Васильевского острова или улицы Введенского канала текла вода. От некоторых рек остались и более материальные напоминания - так, воздушный переход между двумя корпусами завода «Красный Треугольник» когда-то был мостом над речкой Таракановкой (ее по причине сомнительной чистоты вод и издаваемого ими «благоухания» убрали в трубу). Судьба еще одного моста над этой же рекой (располагался он у Нарвских ворот) была куда сложнее. В частично реализованном проекте планировки Московско-Нарвского района, разработанного в 20-е годы Львом Ильиным, предполагалось, убрав в трубу реку, сохранить мост в роли своеобразного паркового украшения. Идея эта не была реализована и мост просто закопали в землю. Позднее, в 60-е годы, когда на площади Стачек копали тоннель для подземного перехода, мост нашли и даже некоторое время обсуждали его сохранение, но в итоге разобрали. Однако далеко не все планы в отношении водных артерий были реализованы. О некоторых из них мы и поговорим в этой статье.

Канал Грибоедова в наши дни воспринимается как неотъемлемая часть городского пейзажа, а многие виды по его берегам давно стали «открыточными». И кажется странным, что мы могли бы не увидеть их. Тем не менее, с середины 19-го века активно обсуждались планы его засыпки.
Впервые предложение засыпать канал было выдвинуто в 1869-м году. Инженер-полковник Н. И. Мюссар, архитектор Н. Л. Бенуа и инженер-технолог А. Ф. Буров составили проект обустройства на месте канала проспекта с зелеными бульварами, а также путями для конки. Начальную часть проспекта предполагалось украсить бюстами царей, фонтанами, скамейками и назвать в честь царствующего императора Александра II. В мае 1969-го года император, одобрив проект в целом, отправил его на рассмотрение специальной комиссии. Обсуждение длилось три года, и в результате в марте 1872-го года Городская дума единогласно отвергла проект. Главной причиной этого были слишком большие требования авторов проекта (так, к примеру, они требовали монопольное право в течении 50 лет эксплуатировать конно-железную дорогу вдоль создающегося проспекта).

Новая попытка засыпать канал состоялась в 1903-м году. Душой этого проекта был городской голова П. И. Лелянов. В феврале 1903-го года заседание Городской управы под его председательством даже постановило заключить канал в трубу и устроить на его месте проспект. Стоимость работ оценивалась в полтора миллиона рублей, высвободившийся после засыпки материал (гранит, свинец, решетки) планировалось использовать для набережной Невы, Введенского канала и других водных артерий города.
Однако Городская дума отвергла проект. Его сторонники продолжали свою борьбу, пытаясь поставить вопрос на повторное голосование думы, однако успеха они так и не достигли. Заметную роль в этой истории сыграла Н. А. Лохвицкая, более известная нам под псевдонимом Тэффи. В то время она, начинающий литератор, опубликовала в газете «Биржевые ведомости» басню «Лелянов и канал»:
Свой утренний променад однажды совершая,
Лелянов как-то увидал
Екатерининский канал.
И говорит: "Какая вещь пустая!
Ни плыть, ни мыть, ни воду пить.
Каналья ты, а не канал.
Засыпать бы тебя, вот я б чего желал".
Так думал голова, нахмурив мрачный лоб,
Вдруг из канала вынырнул микроб
И говорит: "Остерегись, Лелянов,
Ты от таких величественных планов…»
Басня удостоилась одобрения Николая II, а Тэффи получила прибавку к жалованию в две копейки.

Существовал также проект засыпки Крюкова канала. Собственно говоря, это была только часть большого проекта, охватывающего территорию практически всего Петербурга (кстати, Екатерининский канал в рамках этого проекта тоже подлежал засыпке). Проект этот с 1909-го года разрабатывали инженер путей сообщений Ф. Е. Енакиев совместно с архитекторами Л. Н. Бенуа (кстати, он был сыном уже упоминавшегося Н. Н. Бенуа) и М. М. Перетятковичем. Одной из главных идей было создание нового железнодорожного вокзала северо-западных дорог (старые Балтийский и Варшавский вокзалы должны были превратиться в товарные станции). Новый вокзал должен был располагаться рядом с Троицким собором, а к площади перед ним от Николаевского моста должен был вести широкий и озелененный «проспект Императора Николая II». Как раз для создания этого проспекта и планировалось засыпать Крюков канал.


Изначально проект разрабатывался его авторами в инициативном порядке. Свои идеи они пропагандировали, делая доклады и издав в 1912-м году книгу. Но вскоре им удалось добиться содействия Академии Художеств и ее президента - Великой Княгини Марии Павловны. Она предложила устроить выставку у нее во дворце. 25 марта 1913 года состоялось Высочайшее посещение. Пояснения Николаю II давал лично Енакиев, и 29 апреля 1913 года Мария Павловна сообщила в собрании Академии Художеств, что «Государь благоволит давно интересоваться вопросом о преобразовании Петербурга … и что Его Величеством будут преподаны указания о дальнейшем направлении этого дела».
Тем не менее, никаких указаний «о дальнейшем направлении этого дела» от императора так и не последовало, а всего через год началась Первая Мировая война, надолго сделавшая неактуальными все масштабные проекты переустройства города.

В советское время активно велись работы по ликвидации мелких водных артерий - таких как Таракановка, Введенский канал или протока, отделявшая Ватный остров. Но самый большой нереализованный гидротехнический проект этой эпохи связан, напротив, не с засыпкой, а с созданием канала. Это проект Южного Обводного канала.
Идеи о создании такого канала возникли в 30-е годы. Уже на предвоенных проектах можно увидеть наброски этой водной артерии. А в 1948-м году он был официально включен в генплан города.
Предполагалось, что канал будет начинаться у Володарского моста, затем пройдёт по трассе бульвара Красных Зорь, улиц Турку и Бассейной (до 1987-го года улица Турку считалась частью Бассейной, а сама Бассейная улица получила свое название именно в связи с каналом), далее - по речке Красненькой и там впадать в Финский залив. Он должен был иметь ширину 25 метров и глубину 2,5 метра.
К сожалению, в опубликованных официальных документах не указано назначение этого канала. Существует несколько версий: ускоренный проход судов в обход города (что маловероятно, поскольку трасса канала пересекала бы Московский проспект и сразу несколько железных дорог), питание прудов Московского Парка Победы, спортивное сооружение - гребной канал.
Особенно эффектным выглядело бы пересечение канала с Московским проспектом. Планировалось построить здесь великолепный мост, декорированный скульптурными группами. Архитектор С. Б. Сперанский уже создавал проекты оформления этого моста,




но после смерти Сталина работа над этим проектом приостановились. В городе было много других проектов, на которые требовались силы и средства. Тем не менее, в генплане Ленинграда канал этот просуществовал как минимум до 1966-го года:







интерес, перепост, город С

Previous post Next post
Up