Когда-то я считала это научной работой...

Jan 20, 2010 16:14

   Конец ХХ века - эпоха перелома, рубежа, кризиса. Чувство конца старого и тревожное ожидание нового свойственно людям переходной эпохи. Что ждёт нас впереди, на следующем этапе, стоит только догадываться. Но вот конец века люди ощущают на себе здесь и сейчас. Кризис, перелом охватил все сферы общественного сознания. Меняются экономические формации. Появление множества машин, большие потоки информации, ускорение темпа жизни приводит к упадку человеческого общения. В стране происходит тотальная пресыщенность всяческими техническими средствами, поэтому и возникает недостаток в человеческом общении. Н. Бердяев писал: «Человек устал от самого себя, от человека, изверился в человека и хочет опереться на сверхчеловека, хотя бы на социальный коллектив. Человек так устроен, что он может жить или верой в Бога, или верой в идеалы и кумиры»

Появление рок-музыки в таком обществе не случайно. Это протест против человека, который стал приростком к машине, против политического строя, который начинает трещать по швам. Духовный кризис вынуждает людей искать новые идеалы, и некоторые находят их в рок-поэзии. Рок-культура затрагивает злободневные темы. Возникает множество споров, чем же является рок-культура: контркультурой или субкультурой?

Термин «контркультура» появился в западной литературе в 1960 году и отражал либеральную оценку ранних рок-движений. Слово принадлежит американскому социологу Т.Роззану, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен контркультуры.

В современной культурологии и социологии понятие контркультуры имеет, по крайней мере, два значения. Во-первых, оно используется для обозначения социокультурных установок, которые противостоят фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре. Во-вторых, словосочетание «контркультура» отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов»- об этом пишет И. Хижняк в своей книге «Парадоксы рок-музыки». «Всё новое в искусстве рождается на отрицании предыдущего и противостоянии существующему. Рок появился как некая контркультура, как явление прежде всего социальное. Но это молодёжное настроение, оно быстро проходит…»

На Западе рок-музыка и рок-н-ролл имели строгое разделение: термин «рок-н-ролл» (rock'n'roll - «раскачиваться и вращаться») был предложен Аланом Фридом (джазовый и ритм-энд-блюзовый исполнитель) и обозначал одно из направлений ритм-энд-блюза. Возникшее впоследствии понятие «рок-музыка» происходит непосредственно от «рок-н-ролл» . В России же эти понятия практически сразу же стали тождественными, и употребляются относительно всех направлений рок-музыки (хард-рок, джаз-рок, и даже альтернативная музыка). Поэтому мы в данной работе будем употреблять термины рок-н-ролл и рок-музыка равноценно. Вообще, явление отечественного рок-н-ролла с самого момента его зарождения приобрело статус культурной революции. Он стал чем-то абсолютно новым, и эта новизна, а главное - непредсказуемость, вызывали раздражение у власть имущих. Тем не менее, новая субкультура стремительно трансформировалась, невзирая на противодействие со стороны носителей официальной культуры - журналистов, критиков, теоретиков искусства, властей, наконец. Трансформация её закончилась тем, что приставка «суб» как-то незаметно утратила свою актуальность. Рок-н-ролл стал просто культурой. «Дело в том, что в определённый момент в силу произошедших в обществе перемен большая часть субкультуры и контркультуры 80-х социализировалась и интегрировалась в официальную культуру»

«Рок. Когда-то это недлинное слово очень любили философы-мистики и поэты-символисты. И означало оно, как известно, злую судьбу и печальную предрешённость. Затем, слово это стали забывать, и забыли уж бы совсем, но.… С конца 60х «рок» вновь прописался на страницах прессы и в ежедневном лексиконе. Бывали случаи, что это словечко даже запрещали печатать в газетах - такой нездоровый ажиотаж оно вызывало. Политика гласности, разумеется, всё поставила на свои места, и термин «рок» со всевозможными производными и приставками (роковый, рок-музыка, рок-группа, рок-поколение, рок-энциклопедия…) стал едва ли не одной из важнейших примет времени. Вместе с тем осталось не совсем ясным: что же понимают под «роком» в новом значении слова? Трактовок много. «Рок» - это «музыка молодёжи», это «образ жизни», это «социальный феномен», это «духовный СПИД», это «современный фольклор», это «идеологическая диверсия», это «шум и грохот», это «самое демократическое из искусств», это «особая энергетика», наконец, это рок в исконном смысле слова - то есть жуткая участь, ожидающая наш народ и культуру»

Рок-культура - это не только музыка, но и комплекс современных технологий, в котором равную долю с музыкой занимают теперь дизайн, кино, электронные средства передачи информации, компьютер. Не стоит забывать и о том, что главную роль в любой культуре играет «Homo sapiens», то есть Человек Разумный. Впрочем, может быть всё проще простого? Владимир Марочкин в своей книге пишет: «Мне кажется, что рок - это просто заменитель солнца в пасмурный день…это единственное, что ещё способно согреть. Можно сказать, что рок - это заменитель дома, который остался где-то далеко…» . А может быть, прав Борис Гребенщиков, сказавший в одном известном интервью, что рок - это некий эпицентр, который черпает энергию и является структурой центрального ядра, энергией света .

«С детства помню, что везде и всегда рок ругали. Учителя говорили нам, что, слушая рок, мы губим своё детство. Психологи утверждали, что сильная доля в музыке, то есть биг-бит, негативно влияет на нервную систему. Врачи требовали сделать звук тише, тише и ещё тише, поскольку после прослушивания рока на большой громкости у молодых людей нарушается слух, обоняние, осязание, возникают боли в области сердца, почек, печени и желудка, нарушаются функции опорно-двигательной системы» . Интересно, а после прослушивания поп-музыки на большой громкости не наблюдается нарушение слуха и функций опорно-двигательной системы? Существует множество мнений о пользе и вреде рок-культуры и рок-музыки, как главного направления её, в частности. Илья Кормильцев в одном из интервью заявил, что «…контркультура должна выражаться во многих формах и жанрах, она должна быть комплексной. Сильный перекос в музыку - слабость того времени (советского)» .

История мировой музыкальной культуры - это постоянный процесс «прививки», когда что-то новое, возникшее в одной стране и характерное сперва лишь для одного народа, постепенно приспосабливается, осваивается и переосмысляется в других странах. «Рок-музыка…прошла адаптацию во всём мире уже на глазах нынешнего поколения, и мы видели, что с ней боролись не только в Советском Союзе» . Идеологический фактор всегда играл важную роль в деле консервации мировоззрения в странах с тоталитарным режимом: СССР, нацистской Германии, коммунистическом Китае. Достаточно было придать какому-либо виду искусства идеологическую окраску и провозгласить вражеским, чтобы подвергнуть его гонениям. Именно такие методы были применены к рок-музыке, поэтому бесполезно искать в архивах официальные постановления о запрете её: они существовали на негласном уровне. А вот СМИ набрасывались на рок-музыку на всех возможных уровнях, от газеты «Правда» до заводской стенгазеты, от первого канала телевидения до последней периферийной радиостанции.

Рок-культура в целом и рок-музыка в частности пришли в СССР «с Запада». Так называемый «взрыв» рок-н-ролла в Америке, а затем и в Европе произошёл в самом начале 50-х, во время жесточайшей конфронтации между СССР и США. До советской же молодёжи рок-н-ролл дошёл лишь в годы «хрущёвской оттепели», начиная с 1957 года, с Московского фестиваля молодёжи и студентов. Если говорить о каких-либо этапах становления рок-культуры в Советском Союзе и соответствующих периодах в жизни нашего рок-андеграунда, то первый из них вдохновлялся биг-битом и музыкой «Beatles». Начиная с 1965 года, появляются первые советские бит-группы: «Славяне» и «Соколы» в Москве, «Странники», «Авангард» и «Лесные братья» в Ленинграде…. Тенденция рок-русификации была непреодолима, поэтому со временем групп, поющих на русском языке стало больше, а на английском - меньше, и к началу 80-х годов практически вся советская рок-музыка стала русскоязычной. Основой репертуара большинства рок-музыкантов стали песни англо-американских авторов. Это вполне закономерно, поскольку период ученичества не предполагает создания чего-то супероригинального. Но вот по поводу автора, написавшего первую рок-песню на русском языке мнения исследователей и критиков расходятся. Георгий Юрьев считает, что Александр Градский был первым, кто продемонстрировал «что мелодика русского народного стиха в сочетании с ритмической гибкостью протяжной песни не диссонируют с эстетикой рока» . Артемий Троицкий возражает, что «…песни Макаревича, в отличие от Градского, были вполне «своими» не только по языку, но и по содержанию» и «по сути, 18-летний Макаревич стал первым советским рок-автором, заложившим в тексты своих песен некое социально-этическое послание» . А Владимир Марочкин пишет о том, что «традиционно с лета 1965 года начинается отсчёт истории русского рока. Именно тогда была написана и исполнена первая рок-песня на русском языке. Песня называлась «Где тот край?», её исполняла московская группа «Сокол» . Литературное приложение к журналу «Р-клуб» утверждает что первой русскоязычной группой был-таки «Сокол», вот только первая песня называлась «Солнце над нами» .

Группа «Аквариум», и её лидер Борис Гребенщиков практически с самого начала своего творческого пути (начало-середина 80-х) осознали значимость понимания текстов своих песен, своей поэзии. «Б. Гребенщиков, писавший до этого англоязычные песни, пришёл к однозначному решению: сочинять и петь нужно на русском» . Рок-музыка в Советском Союзе, в отличие от Западных аналогов, стала более интеллектуальной, текстовой музыкой; возможно, именно поэтому она оказала огромное влияние на культуру в целом и рок-культуру в частности. Рок-музыка, как часть рок-культуры, развивалась в состоянии перманентного конфликта, в основном с властью и режимом правления. Стезя рок-н-ролла - это бунтарство против мировой несправедливости, неправильных устоев общества, тоталитарного режима в стране. Всё переполнилось смыслами и контекстами, появилась острейшая потребность занимать активную позицию. Рок-культура, и рок-музыка в частности, являются довольно обширным пластом отечественной культуры (с 60-х годов прошлого века и, можно сказать, до сегодняшних дней): она оказала значительное влияние на «умы и чаянья» не одного поколения слушателей и уже вошла в историю, потому что «любое художественное произведение является не только фактором искусства, но и фактором культуры, социума» , а творчество Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» (имя Гребенщикова и название группы в дальнейшем будет употребляться как понятия взаимозаменяемые) - является одним из самых ярких представителей данного направления в искусстве.

Актуальность работы состоит в том, что в школьных программах не уделяется времени на изучение ни рок-культуры, ни даже рок-музыки как основной её составляющей. Поэтому в данной работе мы уделим внимание разработке урока по творчеству Б. Гребенщикова. Исходя из этого была сформулирована тема работы: «Творчество Б. Гребенщикова в контексте изучения рок-музыки в школе».

НЕСЛАБО, ДА??

БГ, ум не пропьешь, ученье-свет_а неученье-полусвет, детствоотрочествоюность

Previous post Next post
Up