Лимонадный Джо (Москва)
Рассказ об этом коллективе следует начать издалека - с 1964 года, когда ученик московской школы №22 Валера Шаповалов вместе со своими братьями Виктором (барабаны) и Владимиром (гитара, вокал) создал биг-бит-группу Москвичи. С 1965 года Москвичи репетируют в клубе "Красная Роза" при московской текстильной фабрике (на ул. Тимура Фрунзе), играет на танцах по праздникам для работников фабрики.
Вот что вспоминает Валерий Шаповалов: "В то время, как ни странно, мы играли не песни "The Beatles", а инструментальную Big Beat музыку групп "The Shadows" и "The Ventures" потому, что нам больше нравилось играть чем петь, и у нас даже был такой девиз - "Лучше хорошо играть, чем плохо петь!" В нашей группе иногда пели разные отдельные певцы, но всё же мы тяготели к инструментальной музыке. А так, как я "вёл соляк", то и весь репертуар группы формировался в зависимости от того, что разучу."
С 1967 года Москвичи регулярно играют по вечерам в кафе-баре "Времена Года" в ЦПКиО им. Горького (басистом на тот момент был Алексей Цейтлин). "Каждый день перед входом стояла очередь в виде огромной змеи из желающих попасть внутрь, купив при входе талон на обязательный коктейль. Мы должны были начинать играть в семь часов и появлялись у входа в бар обычно после шести, подъезжая то на машине скорой помощи, то ещё на какой-нибудь спецтехнике, потому, что поймать такси было сложно. Частных машин в те годы было мало, в основном по дорогам ездил государственный транспорт, но всегда находились водители желающие немного подзаработать. Зал коктейль бара вмещал человек пятьсот, а мы играли на самодельных усилителях небольшой мощности но, как ни странно, проблем со звуком почему-то не было. Специального освещения просто не было и поэтому в зале всегда было светло, как в обычной столовой. Никаких затемнений, крутящихся прожекторов - ничего такого потому, что сама возможность существования такого бара, уже воспринималась тогда, как сказка. Но в этой сказке существовали свои персонажи, такие как, "король бара" со своей свитой, завсегдатаи - хиппи с вонючей дурью (марихуаной), омбал - вышибало, постоянно грызущий семечки и другие личности о которых я буду рассказывать по мере того, как что-то интересное вспомнится. По тем временам всё было просто "зашибись!" если бы не постоянные жестокие драки до крови, а иногда и до смерти. Иностранцы, которых там было немало, не могли никак понять, почему внешне всё так похоже на запад - музыка, интерьер, коктейли и люди, наконец, и при всём этом страшные драки!?" (Валерий Шаповалов).
В 1968-м Москвичи с триумфом выступают в московском бит-клубе в кафе "Молодёжном" на ул.Горького (ныне Тверская), группа занимает второе место после Соколов, а гитарист Валерий Шаповалов отмечен многими за своё мастерство и оригинальность звучания (играя с "заведённой" струной, он создал у слушателей впечатление т.н. "гитары-органа" - мечты того времени!)
Из-за полного отсутствия какого-либо шоу-бизнеса в те годы, группой никто не заинтересовался и через некоторое время ребята с удивлением узнали о том, что в Москонцерте появилась новая группа с названием... Москвичи - под управлением певца Юлия Слободкина (в котором пела никому тогда ещё не известная Алла Пугачёва). Юлий Слободкин брат Павла Слободкина - руководителя ВИА Весёлые Ребята - что, в принципе, должно объяснять легкость, с которой он присвоил себе чужое раскрученное название.
В 70-е группа превращается в аккомпанирующий различным вокалистам состав - Ивану Суржикову, Марии Лукач и другим.
В 1983-м Валерий вместе с братом Владимиром уходят в ВИА Пламя, а после его развала на пару лет совсем уходит из музыки - сторожем в гараж...
В 1985-м Валерий выпускает сольный альбом "Челнок", после которого ему начинают поступать приглашения выступить в различных клубах. В 1987-м он выпускает "Бесконечность" и "Эники-Бэники" - на которых уже начинает "проступать" черты его фирменного стиля - лёгкие, мелодичные рокенроллы и кантри с ироничными текстами. В том же 1986 году Валерий Шаповалов выступает на Московском фестивале популярной музыки "Рок-панорама 86". Дело закончилось скандалом:
...На сцене появился курчавый человек с сединой в волосах с гитарой и губной гармошкой. Валерий Шаповалов спел в этот раз под гитару три песни, записанные им ранее в сопровождении группы. Валерий сотрудничает со многими известными музыкантами (В. Малежик, П. Подгородецкий и др.) В этом году выпустил два сольных альбома. Зал особенно живо воспринял юмор в песне "Проснулся я Tonight". Он бы спел и еще, но Виктор Яковлевич Векштейн (Худ. рук группы "Ария", главный режиссер фестиваля) очень негодовал по поводу его появления на сцене: "Кто его сюда выпустил" И постарался, чтобы при награждении имя его даже не упоминалось." (Андрей Селевко)
О том, что было после выступления, вспоминает сам Валерий Шаповалов: "Ночью мне позвонила Рита Пушкина и стала на меня орать чуть не матом, мол, что ты наделал, из-за тебя фестиваль под угрозой запрета и т.п.
(Наверное мне нужно было петь песни на слова М. Пушкиной и всё бы обошлось).
Утром шестого мая я ехал на работу и на светофоре увидел здоровенную, ржавую зелёную иномарку, хозяином которой был А. Градский. Я ему побибикал, а он, увидев меня позвал к себе. Ну ты вчера дал им просраться, Сказал Саша и громко засмеялся.
Там они все передрались из-за тебя. Чем дело кончится даже не знаю! А что они со мной сделают, сказал я. Не посадят же, а понизить в должности нельзя, я и так сторожем в гараже работаю - ниже некуда! 7 мая, после долгих раздумий - ведь я же, вроде как, участник фестиваля, поехал в ЦДТ на концерт, посмотреть выступления групп и исполнителей. Но не тут-то было, фигу с маслом! Меня не пустили, не смотря на то, что в фойе прохаживались и Рита Пушкина и Дима Шавырин и другие знакомые, которые могли бы замолвить словечко, но делали вид, что я стеклянный и меня совсем не видать. Лишь один мой знакомый, увидевший меня, подошёл и таинственно шепнул басом мне на ушко: "Ща всё зделаем!" и через минуту принёс мне билет, по которому я спокойно прошёл на фестиваль. Когда же я зашел за кулисы там было довольно много народа, но возле меня старались не стоять, сторонились, как будто я заразный. И только Алексей Боташов (Музыкальный критик) единственный человек, который, так сказать, не "отрёкся" от меня, а подошел и пожав руку сказал: "Молодец, здорово!"
В 1987-м Шаповалов выпускает неожиданно жёсткий и мощный рокенрольный альбом "Рок-лаборатория", в котором окончательно определяется со стилем - задорное, рокенрольное кантри с довольно социальными текстами. Несмотря на ритм-машинку, саунд альбома получился очень мощным и по-настоящему "рОковым". Гитарные же партии, без сомнения, могли бы украсить любой альбом рокенрольного бенда.
В 1988-м Валерий решает создать полноценную группу, играющую уже кантри-рок, и приглашает в неё своих братьев плюс своего старого знакомого бас-гитариста Николая Нилова. Команду назвали в честь чешского пародийного вестерна Лимонадный Джо. По своей старой D.I.Y.-традиции (ещё в Москвичах братья Шаповаловы сами сделали себе гитары) Валерий мастерит аппарат - колонки на киловатт и алюминиевые кофры к ним. Во время приезда в Москву звезды кантри-музыки Роя Кларка Валерий организовал выступление Кларка в Московском клубе кантри-музыки. Вот как он сам описывает это событие: " Мы - группа «Лимонадный Джо» вышли на сцену, поприветствовали гостей и начали играть музыку в стиле Country, чем приятно удивили американцев. Но, вот один любопытный момент - каждый раз, после моего соло на гитаре или губной гармошке, американцы бурно аплодировали, сопровождая это восторженными визгами. В то время, как наши настороженно смотрели на американцев, не понимая их действия. В нашей, советской традиции просто было не принято хлопать посередь песни. А что такое соло на инструменте, наши, были не в курсе. Сыграв несколько музыкальных композиций, я пригласил на сцену мистера Кларка. Под общий восторг, он поднялся к нам, и я дал ему свою, убогую гитарку производства ГДР, под громким названием «Lead Star», которое я закрыл наклейкой «Лимонад», от бутылки из под лимонада. Но настоящему мастеру ничто ни по чём! Он лихо надел ремень и как ни в чём не бывало, заиграл с нами. Я же взял гитару у своего брата Володи, и мы стали по очереди солировать с Кларком. В зале все вскочили с мест. Одобрительно кивали и хлопали в такт музыке. Видео операторы и фотографы оттесняли друг друга, пытаясь занять лучший ракурс. Потом на сцену поднялись американские музыканты, и мы все вместе, передавая друг другу инструменты, играли одну человеческую музыку. Это совместное выступление с Роем Кларком вошло в документальный фильм о гастролях Кларка в СССР и было показано по многим каналам телевидения США.
В 1989-м году на "Мелодии" выходит альбом Лимонадного Джо "Стой, кто идёт?!" - названный по имени главного хита: в тот год не было хит-парада, который бы не одолела эта странная песня - что-то среднее между ска и электро-попом, с очень мощным текстом и щемящей интонацией... Странным образом почти весь альбом состоял из остросоциальных, с дичайшими поп-аранжировками песен...
В середине 90-х Валерий пишет гимн для Партии Любителей Пива, изредка "всплывает" на сборных концертах, в 1997-м записывает альбом "Колыбельный марш" - традиционный уже набор иронично-мрачноватых песен и инструментальной классики биг-бита.
В 2006-м Валерий Шаповалов выпускает великолепный альбом ""RED SONGS Of Russian Revolution" - сборник инструментальных обработок революционных песен ("Варшавянка", "Наш паровоз", "Взвейтесь кострами" и т.д.), а в 2008-м - альбом "Колыбельные мелодии" (с инструментальной музыкой для детей).
"Живой журнал" Валерия Шаповалова -
lemonadejoeСайт группы Лимонадный Джо -
http://www.valerock.ru/ Валерий Шаповалов (ex-Пламя) - 1986 Эники-беники -
http://www.mediafire.com/?267qf4c6ab8m78m (103 мб)
Валерий Шаповалов - 1987 Звездный свет -
http://www.mediafire.com/?83v52di3kv345cs (62 мб)
Лимонадный Джо - 1986 Бесконечность -
http://www.mediafire.com/?0x1dlab8pligfav (82 мб)
Лимонадный Джо - 1987 Рок-Лаборатория -
http://www.mediafire.com/?t5x3uyixt53oviv (93 мб)
Лимонадный Джо - 1989 Стой, кто идет -
http://www.mediafire.com/?vxmhbf66lk4mhbo (49 мб)