Моя бабушка рассказывает об эвакуации её семьи летом 1941 года

Jul 05, 2010 09:56

В 1941 году моей бабушке было 12 лет. Поначалу она как-то не воспринимала войну в серьез, для нее это было большим приключением. В начале были воздушные тревоги, в этот момент все жители их большого дома выбегали во двор. Бабушка запомнила тетю Капу, грузную женщину, которая каждый раз выбегала из дома с огромным мешком и двумя чемоданами, спасая свое добро. Все дети двора просто умирали со смеху, глядя на нее!

Но затем наступил момент, когда жители стали срочно эвакуироваться. Начались суматоха и полный кавардак. От города Ужгорода, где они жили, нужно было добраться до Киева. Весь транспорт был переполнен, а затем и транспорт закончился. И бабушкиной семье пришлось спасаться на лошадях. Они ехали в повозке по полю, моя бабушка лежала и смотрела в звездное небо. Это была ее мечта - выехать за пределы города. Она никогда прежде нигде не была кроме Ужгорода. И она была очень рада, что начинается большое приключение! Пока она еще не знала, что такое война.

Ночью они встретили цыганский табор и заночевали вместе с ним. Цыгане пели песни и танцевали. Утром цыгане сменили им лошадей. Дело в том, что у бабушкиных лошадей был паспорт, это были зарегистрированные лошади. А цыгане всегда крали лошадей, и паспортов на лошадей у них естественно не было. Но для спасавшихся людей было важно получить новых, свежих лошадей, полных сил! А с паспортом их лошадь или без было неважно. А цыгане были рады получить официальную лошадь!

Когда они ехали дальше, бабушка помнит немецкий самолет, который их бомбил. Самолет летел так низко, что она видела лицо летчика, который злобно ей ухмыльнулся. Но, к счастью, этот летчик ничего уже сделать не мог, так как запас снарядов у него закончился. Это было страшно!

С горем пополам кое-как семья моей бабушки доехала до Сталинграда. Спешили они туда к ее тете. Но когда приехали, тети в городе не оказалось, потому что та уехала дальше в Новосибирск, к другим родственникам. Они разместились в квартире вместе с прочими эвакуированными. В квартире было человек двадцать или тридцать. И тут пришла новость, что взяли Киев. Никто не мог поверить, как это так взяли Киев! Никакой другой информации больше не было.

И тут кто-то принес газету со статьей Ильи Эренбурга о взятии Киева. Газета была всего одна, а прочитать ее хотели все. Поэтому мою бабушку поставили на стул, дали ей газету, и она начала читать. Статью она читала пять минут, и с каждой строчкой она ощущала, как взрослеет. Когда она дочитала эту статью, все ее романтические представления о происходящем исчезли. Моя бабушка считает, что именно в этот день она повзрослела. До этого она была ребенком - и тут за несколько минут стала взрослой.

После войны, когда она училась на факультете журналистики, ей на экзамене попался билет «Статьи о войне Эренбурга». На экзамене она неожиданно для себя рассказала наизусть ту самую статью Эренбурга. «Вы из Киева?» - спросил ее преподаватель. Моя бабушка помнит эту статью до сих пор, хотя читала ее всего один раз в жизни.

Эвакуация моей бабушки закончилась в Алма-Ате. Из Сталинграда они поехали вновь к тете в Новосибирск. Но младшая сестра моей бабушки по дороге заболела скарлатиной. И пришлось выйти в Алма-Ате. Мама устроилась на завод, а дети пошли в школу. Там они прожили несколько лет.
Previous post Next post
Up