Армения, Грузия, Владикавказ, Таджикистан, Узбекистан, Стамбул 2022

Feb 26, 2023 19:39

Привет!

Хочу коротенько рассказать об оставшихся своих путешествиях в прошедшем году. Про обстоятельства как-нибудь позже; напишу только про свои впечатления и логистику.

Армения: https://1drv.ms/u/s!Ai6t9GamiFAzgvUrMsvZEX2LVYDTMA?e=mS36Yy

Грузия + Владикавказ: https://1drv.ms/u/s!Ai6t9GamiFAzgvgpqbeRuzugMoJw6g?e=2Et9LI

Таджикистан и Узбекистан: https://1drv.ms/u/s!Ai6t9GamiFAzgv8UDkxZOz8XW2eF_Q?e=yscalM

Стамбул: https://1drv.ms/u/s!Ai6t9GamiFAzgv8Tb8cPOaONK_JQmA?e=rbuf6m

В Армении я жил в Ереване, 7 недель. Первые 4 из них нам с коллегами оплатила компания, и мы проживали в отеле Imperial Palace - место с золотом и шиком, но при этом мебель там была на констрасте старая. Но зато отель удачно расположен - рядом с Каскадом. Потом ещё 2 недели я снимал комнату вообще впритык к Каскаду, совсем простенькое жильё; но зато из окна был виден Арарат :) И последнюю неделю снимал очень неплохую квартиру в центре.

Повезло, что в 2019 году я уже побывал в Ереване - это значительно упростило решение лететь туда и сняло ряд сомнений. Тогда моё путешествие было связано с получением американской визы, и пробыл в стране я всего 3 дня. Теперь же появился шанс покататься как следует. Поэтому старался и с коллегами, и один выбираться по разным направлениям. Два раза на машине съездили в сторону Татева - увидели сам Татев (прокатились на канатке, от которой захватывает дух). Посетили Джермук с его источниками; монастыри Хор Вирап (отличный вид на Арарат) и Нораванк (один из лучших монастырей в Армении - очень красиво смотрится на горе). Продегустировали вино в одном из магазинов в Арени. Очень красивая дорога; горы с ледяными вершинами; снеговые поля. Март - хороший месяц для таких пейзажей.

Ещё брали экскурсии и ездили на Севан, в Дилижан, монастыри Гошаванк и Агарцин. Севан красив; в Дилижане делать особо нечего. Монастыри ничего, но в какой-то момент они начинают приедаться. Поэтому вы особо не набирайте их себе много на маршрут, а постарайтесь посетить 2-3 самых интересных. Прокатились и в Эчмиадзин с его храмами; видели Католикоса армянской церкви.

Ездил на поезде в Гюмри. Там в центре всё чисто, ухожено. Комфортное место (если из центра не выходить :). Памятник жертвам землетрясения. Храмы, современные и древние.

Поднимались с коллегами на вулкан Араилер. Красиво, не очень сложно, просто долго. Но лучше туда идти летом, когда наверху снега нет. И ещё рядом очень красивый каньон, и храм на его краю стоит. Живописно.

Сам Ереван тоже исходил вдоль и поперёк. По крайней мере, его центральную часть. Чуть из центра выйдешь - тут тротуары и закончатся. В центре же парков очень мало; особо не погуляешь. Есть несколько скверов. Ну и по улицам можно ходить, или вдоль заброшенной детской железной дороги. Старинный район Конд понравился - прямо фавелла. Архитектура - здания из вулканического туфа. Каскад (несчастный недостроенный); виды с него на Арарат. Ресторанчики разные и столовки, в том числе есть и европейского типа. Служба по стирке вещей. Метро из нескольких станций. Вот такое у меня лоскутное одеяло впечатлений.

А вот в процессе нахождения там у меня в голове и сложился маршрут "Ереван - Тбилиси - Владикавказ - Москва", и оставалось его только реализовать.

В итоге я нашёл контору, которая возит на микроавтобусах в Тбилиси. Есть и поезд, но он очень медленный и неудобный. Забегая вперёд, скажу, что постарайтесь на поезде границу не пересекать, если у вас большой багаж - муторно очень. Вот; а на микроавтобусе мы часов за 5 с паузами долетели в Тбилиси. Дорога крутая; пассажиров укачивало. Имейте это в виду. Граница быстрая, утром людей мало. На грузинской границе допрашивают. В Абхазии и Южной Осетии не был. Иначе разворот и штамп в паспорте.

Тбилиси и Грузия вызывали определённые опасения, не буду вдаваться в подробности. Оформление зданий сразу бросалось в глаза. Но потом сразу отпустило, и я понял, что это мой город. Жил я в самом центре, в районе улицы Коте Абхазия. И сразу там мне стало уютно и комфортно. И не захотелось больше никуда. Солнечно, тепло, красиво. Очень вкусная кухня; скучаю теперь по хачапури, эрладжи и всему другому. И сколько же там в центре парков! И тихих улочек. Гуляй - не хочу. Я и гулял.

Взял отпуск на майские, и поехал на недельку по Грузии. Причём поехал впервые практически без цельного плана. Каждый день планировал программу на следующий. И такая спонтанность тоже оказалась интересна. Доехал в Зугдиди, в Сванетию. В горные сёла не поехал, так как был не сезон. На море тоже не поехал, так как было пасмурно и дождливо. В Батуми тоже не поехал - как-нибудь в другой раз. Отправился на поезде в Кутаиси. И провёл там три дня. Погулял по городу - симпатично. Очень понравился дом с платаном в самом центре. Повезло с гидом: посмотрел Гелати, пещеру Прометея, каньон Окатце очень красивый, водопад. Потом на маршрутке направился в Ахалцихе. Там тоже прекрасный водитель мне достался - Заза. Съездили в Вардзию, посмотрели крепость Хертвиси. А потом крепость в самом Ахалцихе впечатлила до глубины души.

Потом на денёк заглнул в Боржоми. Погулял по парку, попил воды. Впечатлили руины древних замков на скалах; прямо как у Толкиена. На маршрутке вернулся в Тбилиси: маршрутки вообще оказались быстрее и круче поездов. Ну, может, поезда со временем наладятся.

Вернулся в Тбилиси и ещё неделю там провёл. Как же мне там понравилось! Съездили с подругой Женей в монастырь Давидо-Гареджи в Кахетию. А потом я с чемоданом поехал на экскурсию в Степанцминду (Казбеги) и там остался и поселился на три дня. Виды - просто загляденье. Казбег с его белоснежной вершиной ("Стою над снегами у края стремнины"). Съездил погулял в Джуту. Поработал. И нашёл транспорт (опять же за день до) во Владикавказ.

Сама дорога от Тбилиси до Владикаказа (Военно-Грузинская) - просто жемчужина. Очень живописные ущелья. И нависающие облака, цепляющиеся к горам. Быстро прошли грузинский КПП, затем - Верхний Ларс (рекомендую просто прочувствовать это место, довольно специфично); и Владикавказ, Россия.

Вобщем, Грузия меня очень тронула. И очень хочу побывать там ещё. Осталось куча мест непосещённых - сёла Сванетии, Батуми, Кахетия, Мцхета. Вокруг Казбеги куча неотхоженного. Буду надеяться на возвращение.

Три дня во Владикавказе. Я уже очень устал; просто немного погулял, никуда уже не ездил особо. Сел, наконец, на поезд. И отправился в Москву, куда и прибыл через полутора суток.

Вжух! И я уже лечу в начале октября на самолёте в Душанбе. Рейс задержали на 6 часов, выматывает. На месте - хороший отель, вкусная еда. Провёл в Душанбе меньше недели. Гулял по городу, по паркам. Оттуда - поезд в Самарканд. Вот пересечение границы и досмотр вещей в поезде - очень неудобно. Но, в итоге, доехали до цели. Благополучно забыл свои шлёпанцы, коим было 13 лет, в этом поезде, ну да Бог с ними. Купил новые. 3 недели жил в Самарканде. Гулял, работал. Гостеприимный хозяин. Тёплая и хорошая погода. Есть современные кафешки. С парками беда, но есть где погулять - город большой. На на дорогах хаос.

Брал отпуск и посетил Хиву (Хорезм) и Бухару. Вот там особенно красиво, есть что посмотреть. Возле Хивы ещё крепости заброшенные в пустыне. Вокруг Бухары посетил 7 святынь и разные другие интересные места.

Вернулся в Самарканд. В Самарканде тоже есть что посмотреть - гробница Тамерлана, Регистан, Шахи-Зинда. В общем, Узбекистан - самая развитая страна в регионе.

Из Самарканда на поезде - в Ташкент. Современный, развивающийся город. Приятно находиться. Неделю пробыл там, гулял. Пересекался с коллегой. Далеко особо не ездил - смотрел сам город. По планам оттуда была ещё Алма-Ата, но туда не успел - в другой раз. На самолёте полетел в Стамбул (в первый раз такой длинный полёт не из дома и не домой).

В Стамбуле не был до этого, только проездом. А тут провёл неделю, и этого мало - надо приезжать ещё. Посетил и мечети, и дворец Долмабахче, и в азиатскую часть по туннелю съездил, и на корабликах обратно. И в Галата-порт, и просто гулял. С друзьями пересекался. Тоже комфортно очень, люди нормально живут, не дают кукухе поехать. В общем, везде я себя лучше чувствовал, чем дома.

Ну и, наконец, самолёт в Сербию. Нови-Сад. Но это уже совсем другая история.