Информационное общество, Интернет и CCI

Oct 02, 2008 21:38

Информационное общество, Интернет и CCI
Итак, как ваш покорный слуга видит информационное общество.

Основной частью этого общества является некое «информационное пространство», в котором циркулируют большие объёмы информации. В информационном пространстве действуют только коммуниканты.

Коммуникант - это сущность, способная генерировать или потреблять информацию в неограниченно больших объёмах. Таким образом, он участвует в общем обмене знаниями. В случае генерирования информации он выступает в роли информатора, в случае её получения - в роли потребителя.
Коммуникантами могут быть:
  1. Люди с соответствующим ПО; 
  2. Программы, наделённые искусственным интеллектом.

Обычный человек не является коммуникантом, поскольку он не будет в состоянии переварить все поступающие факты. Для ориентирования в изменившемся мире понадобится постоянное присутствие вспомогательных программ. Возможно, это будет реализовано на каком-то КПК или это будет использоваться в виде вживляемых чипов. Возможно, коммуникантами будут лишь избранные (как Ментаты в «Дюне»), но скорее всего, в такое состояние перейдут практически все.

Программы и люди станут взаимодействовать на равных. Это, тем не менее, никоим образом не означает наделение их равными правами.

Между коммуникантами понадобится создать очень тесную связь, обеспечивающую быстрое взаимодействие и понимание. Пройдёт то время, когда человеку нужно будет подстраиваться под язык машин; теперь программы должны будут уметь воспринимать факты на естественном языке. В связи с этим коммуниканты-программы и должны быть наделены возможностями слабого или сильного искусственного интеллекта.

Процесс коммуникации заключается в том, что коммуниканты будут постоянно вбрасывать для всех или для ограниченного круга лиц какую-то информацию, а получатели должны будут её обработать и определить, является ли она для них актуальной. Скорость реакции на сообщения в новом мире будет наиболее критичным параметром, поскольку она позволит опережать конкурентов.

Существование множества способов взаимодействия между коммуникантами (естественных и алгоритмических) будет препятствовать ускорению общения: вы не сможете быстро получать информацию от источника, который вам непонятен. Сперва нужно будет определять язык, на котором написано входящее сообщение. Труднее установить контакт с незнакомым коммуникантом.

В связи с этим разумной должна стать идея стандартизировать взаимодействие, договориться о том, что система передачи сообщений будет единой для всех, ввести общие правила для использования информационного пространства. ВПС обозвал это единым интерфейсом коммуникации (Common Communication Interface - CCI). Это именно философия, идея, допускающая разные реализации. Общий же смысл CCI описан выше: представьте, что вы сможете устанавливать знакомства с новыми людьми и общаться с ними одинаковым образом, вне зависимости от того, какие языки являются родными для вас обоих. Данный подход значительно упрощает жизнь и работу коммуникантов.

В качестве реализации CCI в голову приходят следующие простые идеи:
  • аналог визитной карточки. Представьте, что каждый встречный может предоставить вам свою визитку, где указано, на каком языке и каким способом можно с ним общаться. Это позволяет установить первичную связь между коммуникантами и исключит возможность непонимания заголовков данных;
  • можно помечать не коммуникантов, а конкретные сообщения. К каждому сообщению добавляется адрес места, где описаны правила понимания данного сообщения. Аналогом такого подхода ялвяется описание схемы для XML-файла и ссылка на схему в нём. В реальной жизни пример может быть такой: вы постоянно получаете письма, и в заголовке каждого письма указано, каким образом нужно его читать (а то, мало ли, автор писал его справа налево);
  • использование единого языка для передачи сообщений. Тут много сложностей: невозможно переучить всех и заставить использовать общий язык. Однако единый язык делает передачу сообщений наиболее простой, не нужно будет заботиться о том, как получатель будет интерпретирвоать входню информацю: он всегда должен будет понять её правильно (ну, по крайней мере, можно на это надеяться).

О последнем подходе мы поговорим подробнее как-нибудь в другой раз.

Несмотря на то, что информационное общество в данном понимании ещё не сформировалось, уже существует его модель, весьма похожая на данное описание. Это Интернет.

Модель информационного общества будем называть информационной системой. В любой информационной системе также функционируют коммуниканты.

Сам ЖЖ также можно рассматривать как информационную систему. Уж боты-то в последнее время там активно селятся :)

Люди участвуют в роли коммуникантов при помощи соответствующего ПО, которым в случае Интернета является браузер. Браузер отображает поступающую в виде html информацию в приемлемой для человека виде, обеспечивая его доступ к большим объёмам данных Сети. Коммуникантов в Интернете можно разделить следующим образом:

Информаторы Потребители Люди + Бразуеры/Специальное ПО Сайты Боты

С точки зрения одного из коммуникантов вся информационная система выглядит так: он окружён, с одной стороны, множеством передающих коммуатнтов-информаторов, а с другой - множеством принимающих коммуникантов-потребителей. В этом случае он как бы исполняет роль передаточного звена информации от одних коммуникантов к другим.

Стоит отметить, что информатор может распространять информацию для определённых потребителей (в ЖЖ - запись для группы), а может делать это широковещательно (т. е. рассылать всем).

Потребители также могут или быть настроены на приём данных от определённых информаторов (к примеру, ваша фрэндлента является таким ограниченным списком), или принимать стороннюю информацию. Можно принимать стихийно приходящие факты.

Возможно постоянно прослушивание ряда информаторов. При этом потребитель будет немедленно получать всё, что рассылают представители этого ряда.

Каждый информатор в информационном обществе обладает параметрами авторитетности и надёжности. Под авторитетностью в данном случае понимается количество подписанных на него потребителей. Этот показатель отражает степень влияния информатора на информационную систему.

Надёжность отражает вероятность истинности тех фактов, что рассылает информатор. Она определяется статистически и отражает меру доверия к источнику данных, которая передаётся и всем распространяемым данным.

Генерируемая информация не может быть рассмотрена в отрыве от свего автора, поэтому она также наделена его степенью надёжности. Все перемещающиеся по информационной системе факты должны быть промаркированы именем информатора, инициирвавшего передачу. Таким образом, каждый сам для себя сможет определить надёжность поступающих данных.

CCI в Интернете должен обеспечивать унифицированный подход к общению и взаимодействию между людьми (являющимися носителями разных языков) и программными системами. Могу выделить следующие аспекты, приближающие нас к реализации этого интерфейса.
  • html как способ представить данные в виде, понятном для людей. Этот подход обеспечивает только единообразную форму представления данных, но никак не упрощает доступ к их содержанию;
  • Xml: нисколько не озабочивается формой представления данных, а занимается логическим размечением самой информации. Его можно назвать полупонятным языком как для людей, так и для машин. Данные размечены, то, тем не менее, неясно, что же собственно они из себя предствляют. Схема XSD предназначена для объяснения содержания XML-документов, но проблему многоязычности они не решает;
  • Полиязыковые версии сайтов. Каждая страница создаётся на нескольких естественных языках. Разные люди могут прочитать выложенную информацию. Это не очень элегантный выход, но он частично реализует CCI.
  • RDF - дополнительная страничка ещё и для программ (на формальном языке). Удалось, таким образом, сделать всем равные права для доступа к данным, для понимания текста. Но нет возможности передать текст произвольном употребителю и быть уверенным, что тот поймёт этот текст.

В общем и целом, проблема единой коммуникации ещё не решена, но невероятно актуальна. Реализация единого интерфейса коммуникации позволит упростить общение между людьми и между людьми и машинами, ускорит процесс получения и обработки информации, что, в конечном итоге, будет способствовать развитию общего благополучия и установлению более близких взаимоотношений между людьми.

Игры будущего

Previous post Next post
Up