Путин и Медведев обсуждают реформы

Mar 28, 2012 15:56

Оригинал взят у alexeeff_nik в Путин и Медведев обсуждают реформы

Тема, мимо которой пройти невозможно. Первые лица страны обсуждают экономические реформы с ведущими министрами и экспертами администрации президента. При этом речь не идёт о структурных изменениях и долгосрочной перспективе экономического роста. Стратегия развития экономики сейчас не входит в актуальную повестку дня. Всё намного серьёзнее. Страна в ближайшие годы должна пройти между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, власти должны выполнить все предвыборные обещания, данные Единой Россией и лично Путиным. С другой стороны, необходимо сохранить финансовую устойчивость и потенциал для экономического роста. Судя по содержанию разговора, сделать это будет непросто: http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=2838678


Больше всего в представленном обсуждении поражают три момента. Во-первых, то, как все участники дискуссии молча соглашаются с необходимостью финансирования исполнения предвыборных обещаний, признавая фактически существенную угрозу разбалансирования бюджета. И только неявно витающая тень Кудрина пытается остановить принятие безответсвенных решений. Но тень не имеет того авторитета. И все участники перед лицом двух президентов, уходящего и приходящего, соревнуются в объяснении того, как получить пять от сложения двух и двух. Денег в бюджете хватит только при цене нефти в 120 долларов за баррель. Нужно повышать налоги, но это не приведёт к наполнению казны и пенсионного фонда, т.к. замедлится экономический рост и бизнес будет уходить в тень. А всерьёз рассчитывать на цену нефти в 120 долларов за баррель на протяжении всех следующих шести лет и не повышать налоги тоже невозможно. А нужно ещё и резервный фонд наполнять.

Во-вторых, удивляет то, как легко обсуждение прошло мимо предложений Силуанова о повышении эффективности бюджетных расходов и борьбе с теневым сектором экономики: " У нас порядка 30% расходов в сфере образования, здравоохранения неэффективны. Поэтому мы должны осуществить реформы по организации бюджетных отраслей, существенно сократив объемы финансирования за счет бюджетов всех уровней". Фактически и.о. министра финансов на дипломатическом языке чиновника говорит, что 30% бюджета здравоохранения и образования разворовывается. Если вернуть только эти средства, финансирование развития человеческого капитала увеличится сразу почти на треть. Казалось бы, вот оно спасение будущего модернизации и инновационного развития экономики. Но нет. Остаётся без внимания это предложение.

Перед этим Силуанов говорит о резервах, кроющихся в сокращении теневого сектора экономики: " У нас на самом деле есть большие резервы с точки зрения собираемости налогов - у нас велика доля теневого сектора. Поэтому если мы пойдем на сокращение наличного денежного оборота, продолжим борьбу с фирмами-однодневками, это приведет к тому, что уровень "серого" сектора в экономике будет сокращаться, а уровень налогового администрирования -повышаться". Тема опять не получает развития. А ведь теневой сектор экономики - это не преступный бизнес. Это бизнес легальный, но уходящий от налогов. Существование значительной части этого теневого бизнеса вызвано коррупцией. Это коррупционеры отмывают незаконные доходы через обналичку. Это на разного рода нелегальную мзду вынужден обналичивать деньги частный бизнес, выживание которого зависит от исполнения нечистыми на руку чиновниками своих прямых обязанностей.

В-третьих, поражает недееспособность чиновников даже такого высокого уровня - участников столь высокого совещания. Действующий президент даёт чёткое указание о том, что из прошедшего обсуждении можно сообщать публике, а о чём сообщать нельзя. И в тот же день информация о данном обсуждении в полном объёме публикуется официальным интернет-изданием. Включая и ту информацию, которая была запрещена к распространению. Круг лиц, участвовавших в обсуждении, крайне узок. И даже в этом узком кругу нашлись те, кто в полном объёме распрстранил эту информацию. Какова же может быть степень доверия к власти в целом, если даже на таком уровне люди не гнушаются подводить первых лиц?

О моральной стороне того факта, что состояние национальной экономики и планы её реформирования обсуждаются приватно, в сложившихся обстоятельствах вспоминать не приходится. Но всё сильнее маячит в сознании воспоминание о 1991-м годе - годе краха СССР. Краха, к которому привела безответственная политика власти.
Previous post Next post
Up