THE MONSTERS | More you talk, less I hear

Oct 09, 2013 12:58

Традиции расправ с дипломатами в эпоху Петра Великого :

Оригинал взят у gilliland в THE MONSTERS | More you talk, less I hear

В июле 1708 года в Лондоне арестовали российского посла. Посол ехал в посольской карете по Лондону. Карету блокировали. Дверь кареты вырвали с корнем. Посла России вытащили из посольской кареты и утащили в "непотребное место", в котором посол России сидел недолго, но впечатлиться успел.

Из "непотребного места" посла России потащили прямиком в лондонский суд. Чтобы судить и приговорить за одно заседание. Волокита в деле суда над послами недопустима, я считаю.

Взяли на кармане посла, к примеру, Норвегии, руки за спину, жало в землю, подъезжает КАМАЗ с прицепом. На прицепе надпись "Передвижной суд". Борта откидываются. В кузове уже все готово. Судья. Прокурор. Адвокат имеется, если по дороге успели подхватить кого из очереди в Большой театр. Втаскивают посла Норвеги, в карман ему уворованный кошелёк. Слушанье дела. Приговор. Борта захлопываются и передвижной суд увозит осужденного Йохансона далее по маршруту следования ( вызовы на посла Португалии (кража в магазине) и на советника посольства Кореи (торговля в неположенном месте). А в следующем за передвижным судом автозаке уже посол Молдавии сидит, уже в робе, изучает содержимое сидора, за продажу инсайдеровской информации на бирже по укропным фьючерсам.

Так вот. Посол государства Росийского стоит перед судом. По обвинению в неуплате долгов. По случаю заседания с посла снимают мешок, которым укрывали посольскую голову и посол видит, что вот - английский суд, вот обвиение, вот реальное наказание ( там от "позорного столба" до высылки в колонии предусматривалось, в особотяжких случаях могли и повесить. В целом, шансов у посла России уцелеть хотя бы душевно было не очень много.

Конечно, на требование посла предоставить ему связь с русским посольством, царским правительством, английским минстерством иностраннных дел, хоть с кем, короче, суд трезво отмёл. Суд у нас совершенно неподотчётен всяческим правительствам, тори и прочим вигам, королеве Анне и уж вашему "медведю Петру" тем паче. Так что готовимся, подсудимый к реализации высшего достижения правосудия: равенства всех перед законом.

Выручил посла России, вероятне всего, агент английского правительства Даниель Дэфо. Он вёл в это время сложную игру, пытаясь выпутаться из финансовой ямы, в которую его засадили недоброжелатели и обстоятельства. Дефо сбегал к послу Дании. Слава богу, застал и посол Дании выехал в суд, который уже начал оглашение приговора послу Росии при английском дворе Андрею Артамоновичу Головкину.

Выбор фигуры для атаки был неслучаен. Андрей Артамонович Головкин был полушотландец по крови. Отцом его был Артамон Матвеев, а мамой Мэри (Евдокией Григорьевной) Гамильтон. Папу растерзали стрельцы в 1682 году. Племянницей растерзанного стрельцами папы была Наталья Кирилловна Нарышкина - родная мама Петра I. Андрей Артамонович Головкин приходился государю-самодержцу России родственником недальним.

Андрей Артамонович волей судьбы стал полуевроейцем чуть раньше самого царя. Выполнял важнейшие поручения по дипломатической части. Был одним из важнейших "секретоносителей" России. Перед самым отъездом из Лондона, когда деятельность посольства сворачивалась, а ключевые фигуры английского правительства убыли на отдых, посла и арестовали.

Посол Дании, явившийся в полуподвальное помещение суда, несколько спутал карты антироссийским силам. Скажем прямо, шведам. Агентами которых и был похищен посол, и судья Бенсон прямо уличался в связи с Стокгольмом. Датский посол пригрозил страшными вещами. Дания тогда могла себе такое позволить. Из плеча датского посла выглядывал Дефо, стенографируя происходящее. Посла Росии из суда выкинули. Прям, в чём был иди себе. Головкин принялся писать письма протеста. Писал, например, моему любимому учёному Бойлю, который тогда был виднейшим британским чиновником. Учёный Бойль отвечал Гоовкину как-то вяло, мол, что ж тут поделать, хорошо,что так всё завершилось, остаюсь вашим другом и пр. Головкин писал в английское правительство. Всю эту переписку Дефо прилежно публиковал. Обнародывал. Превращал из шпионского анкдота в факт международного скандала и большой политики. Через некоторое время, под давлением европейского мнения, правительство королевы Анна извинилось перед Петром I. Анна написала Петру письмо, ссылаясь на то, что наказать виновников не может, так как их вина не доказана, а в тране полный "Хабеас корпус акт". Письмо привёз в Россию специальный посланник колролевы, зачитал его публично. "Вы в своём государстве можете казнить по своему произволу, а мы же лишены такой возможности" - это был основной смысл извинений, который Пётр слушал "дёргая лицом и держа рукой левый висок".

Кажется, что после этого шведско-русско-датско-британского сектакя с покражами и арестами послов, беготнёй агентов-литераторов, публикацией переписок и пр. парламент Британии вотировал закон о дипломатической неприкосновенности. Послов уже стало труднее бить дубинкой по голове и волочь в околоток по подозрению в краже кур.

Страдать за посла в Англии остался один Дефо. Судья Бенсон его трепал ещё несколько лет по этом и другим поводам. Но связи с Россией Дефо н утратил, обладал в Санкт-Петербурге своими людьми, поэому первым в Европе и сообщил, что место наследника российского престола теперь свободно. Ровно через месяц после смерти Алексея Петровича Дефо первым в мире сообщил это своим "подписчикам".

Какбы могла сложиться судьба графа Головкина - российского посла без участия автора "Робинзона Крузо"? Сказать трудно. Повесить, конечно, не повесили бы, но в специальное заведение отрядили бы надолго. Тут можно не сомневаться. А в специальном заведении планомерно ломали бы его и вдоль, и поперёк. И кем бы вышел из стен "сециального заведения" бывший посол России Андрей Артамонович Головкин я сказать точно не могу.

Осталось добавить, что дочь Андрея Артамоновича Головкина была в это время в Лондоне, наблюдала все сама, формировала в себе характер, который ей, за 89-летнюю жизнб очень-очень пригодится. Нам эта дочь известна больше как Мария Андреевна Руянцева - любовница Петра Великого и мать полководца Петра Александровича Румянцева ( по убеждению Романовых - незаконного сына Петра I). Мария Андреевна Румянцева - вот кто была женщина, державшая в своих руках почти все нити внешей политики при Елизавете. Рабтала "по шведам", фактически вербуя генерала Дюринга, получала пенсию от французского правительства через посланника Франции Далиона, английского посла Уэйча чуть не перетащила на свою "шуваловскую" сторону. Елизавета поручила Румянцевой следить за двором своего непутёвого наследника Петруши. И мама Екатерины Алексеевны, Иоанна Голштейн-Готторпская, отъехала из России гораздо скорее, чем ей, как сестре короля Швеции Адольфа-Фредерика и открытом агенте короля Пруссии Фридриха II.
И это только эпизодики из её жизни.

Любимой книгой Марии Андреевны Румянцевой была «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо (Робинсона Крусое), моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим".

Музыкальный отрывок посвящен особенностям дипломатической службы в условиях перезагрузки.
Previous post Next post
Up