Русская народность въ ея повѣрьяхъ, обрядахъ и сказкахъ / Д. О. Шеппингъ. - Москва : Въ типографіи Бахметева, 1862. - 211 с. - [фрагмент].
Скачать книгу в библиотеке bookva.org -стр. 24-
Нигдѣ въ нашихъ языческихъ преданіяхъ мы не находимъ и малѣйшаго намека на представленіе особенныхъ небесныхъ или подземныхъ жилищъ мертвецовъ (*). Въ могилѣ же продолжаютъ они жить жизнію земною, покровительствовать своимъ живымъ потомкамъ, и непосредственно раздѣлять съ ними всѣ радости и заботы земнаго ихъ существованія. Вотъ почему и духи-покровители семьи и дома: Родъ, Чуръ (Щуръ) и Дѣдушка Домовой, связаны родственными узами съ ихъ живущими потомками и настоящими хозяевами избы. Хозяинъ нерѣдко употребляется въ смыслѣ Домоваго, такъ что дѣйствительный хозяинъ является земнымъ представителемъ покойнаго его прародителя - Дѣда или Щура-пращура.
Постояннымъ жилищемъ мертвецовъ почитается могила, отчего и выраженія: идти домой, въ смыслѣ умереть, домовище, домовина - гробъ, иногда и кладбище; такъ что самое прозвище Домоваго скорѣе носитъ въ себѣ значеніе загробнаго, чѣмъ покровителя дома, тѣмъ болѣе, что въ сельскомъ простонародномъ быту это послѣднее слово, въ смыслѣ жилья, неупотребительно, замѣняясь выраженіями: хата, изба, дымъ, гнѣздо или дворъ. «Ужъ ты солнце, солнце ясное! ты взойди, взойди съ полуночи, ты освѣти свѣтомъ радостнымъ всѣ могилушки; чтобы нашимъ покойничкамъ не во тьмѣ сидѣть, не съ бѣдой горевать, не съ тоской вѣковать. Ужъ ты мѣсяцъ, мѣсяцъ ясный! ты взойди, взойди съ вечера, ты освѣти свѣтомъ радостнымъ всѣ могилушки, чтобы нашимъ покойничкамъ не крушить во тьмѣ своего сердца ретиваго, не скорбѣть во тьмѣ по свѣту бѣлому, не проливать во тьмѣ горючихъ слезъ».
__________
(*) Въ преданіи о Волхвахъ у Нестора (Лаврент. Лѣт., стр. 77), толкованіе Волхвовъ о подземномъ царствѣ ихъ божествъ слишкомъ явно отзывается христіанскими представленіями объ адѣ и дьяволѣ, чтобы не заподозрить истину подобныхъ сказаній.
-стр. 25-
Въ степныхъ селеніяхъ кладутъ первый блинъ на слуховое окно, при чемъ приговариваютъ: «Честные наши родители! вотъ для вашей душки». Въ Бѣлоруссіи на могилѣ, политой медомъ и водкою, накрываютъ кушанье и привѣтствуютъ покойныхъ: «Святые родзицели! ходзице къ намъ хлѣба и соли кушать». На Пасху ходятъ христосоваться съ покойными родителями на ихъ могилѣ, при чемъ въ ямку зарываютъ туть же красныя яица; невѣсты-сироты ходятъ на родительскія могилы испрашивать благословенія покойниковъ на бракъ (*).
Наконецъ, у насъ на Руси множество особыхъ дней и недѣль, посвященныхъ народнымъ обычаемъ на посѣщеніе могилъ; таковы: большая и малая родительскія, Радуница, Красная горка, Навій день; таково было и древнѣйшее значеніе Масляницы. Въ такіе дни нерѣдко цѣлое семейство, собравшись у родной могилы, совершаетъ на ней свою трапезу, въ суевѣрномъ убѣжденіи, что и мертвецъ раздѣляетъ ее и присутствуетъ невидимымъ образомъ между ними. Въ именины Домоваго (28 Января) ставится для него на ночь на столъ каша и всякое угощеніе съ мыслію, что онъ, когда всѣ въ домѣ заснутъ, непремѣнно придетъ къ родственникамъ справлять свои именины.
Въ тѣсной связи съ подобнымъ воззрѣніемъ на загробную жизнь и народныя повѣрія объ оборотняхъ и привидѣніяхъ, Упыряхъ (Вампирахъ), высасывающихъ кровь по ночамь, чужихъ (лихихъ) Домовыхъ, разыгрывающихъ свои злыя шутки надъ спящими домочадцами, Волкодлакахъ, рыщущихъ по ночамъ лютымъ звѣремъ, в скачущихъ Навіяхъ, распространяющихъ моровую язву однимъ своимъ появленіемъ. Самое слово Навіи (Навій девь, идти до навы) носитъ въ себѣ понятіе смерти и загробнаго привидѣнія, также и Домовой, какъ замѣтили выше, синонимъ загробнаго; точно также и родъ употребляется иногда, въ областныхъ нарѣчіяхъ, въ смыслѣ духа, образа, привидѣнія; наконецъ, древнее имя богини смерти, Моры или Морены, сохранило почти подобное же значеніе въ Мало-
_________
(*) Соловьева, Исторія Росс., ч. 1, стр. 328-329.
-стр. 26-
россійскомъ Mapa (призракъ) и въ повѣріяхъ о кикиморахъ. Еще живетъ у насъ повѣріе, что злые колдуны, по смерти своей, возстаютъ по ночамъ изъ могилъ, чтобы сосать кровь у сонныхъ людей, почему, въ предупрежденіе такой бѣды, покойника, подозрѣваемаго въ чародѣйствѣ, выкапываютъ изъ могилы, бьютъ кольями и сожигаютъ, или, въ другихъ мѣстностяхъ, вбиваютъ ему колъ въ сердце и снова закапывають въ могилу. Существуютъ и многіе разсказы про утопленниковъ и утопленницъ, и про дѣтей, умершихъ безъ крещенія, которые всѣ, по смерти своей, продолжаютъ свое земное существованіе въ видѣ Водяныхъ Мужей или Русалокъ -
Бухъ, бухъ!
Соломенный духъ!
Мене мати породила Некрещену схоронила -
поютъ послѣднія, бѣгая всю ночь по полямъ и рощамъ. Есть, наконецъ, и разсказъ про Русалку (утопленницу), которая, навѣщая своихъ живыхъ родителей, сообщала имъ разныя подробности про свою подводную жизнь(*).
Г. Соловьевъ (**) справедливо почитаетъ Русалокъ за мертвецовъ, и этимъ ихъ значеніемъ объясняетъ и прозваніе ихъ въ одной пѣснѣ земляночками, т. е. подземными обитательницами могилъ. Это прозвище, по видимому, отождествляетъ Русалокъ съ Берегинями, о которыхъ Св. Григорій упоминаетъ вмѣстѣ съ Упырями: «А переже клали требу упиремъ и берегинямъ.» Въ этомъ сближеніи Упыря съ Родомъ и Берегини съ Рожаницей, какъ Родъ, такъ и Упырь - мертвецы. Почему и весьма вѣроятно допустить, что и Берегини, какъ горные, земные духи, носили отчасти тоже значеніе. Въ древности надъ могилами сыпали курганы и въ особенности выбирали для сего мѣста прибрежныя около большихъ рѣкъ; самое слово брегъ - берегъ имѣетъ иногда смыслъ горы
_________
(*) Начертаніе Русск. Миѳологіи, Касторскаго, стр. 142.
(**) Исторія Росс., т. І, стр. 73, 329 и 340.
-стр. 27-
(сравни Нѣмецкое Berg), а въ областныхъ выраженіяхъ слово гора, наоборотъ, означаетъ берегь рѣки, или даже сухопутіе (не водою).
Вообще встрѣчается въ Славянскомъ язычествѣ множество фантастическихъ существъ, которыя, при человѣческихъ своихъ обязанностяхъ, одаряются суевѣрнымъ преданіемъ какой-то высшей сверхъестественной (божественной) силой. Ихъ нельзя назвать божествами, и между тѣмъ они не простые смертные.
Въ тѣхъ народностяхъ, гдѣ еще во времена баснословныя успѣли выдаться изъ толпы историческія личности мудрецовъ или царей завоевателей, ихъ имена возводятся нерѣдко народною памятью въ область миѳическихъ божествъ; у насъ же, при отсутствіи всякой личности, случилось, по видимому, тоже съ нѣкоторыми часто человѣческими должностями и обязанностями, которыя, украшенныя народною фантазіею сверхъестественнымъ божественнымъ даромъ, произвели особенную демонологическую сферу духовъ-посредниковъ между человѣкомъ и божествомъ. При вышеизложенномъ воззрѣніи на смерть и жизнь загробную, подобные сверхъестественные посредники могли легко представляться воображенію мертвецами, имѣющими чисто человѣческое происхожденіе. Такимъ образомъ, соотвѣтствуетъ обязанностямъ домохозяина и главы семейства баснословная личность Рода или Дѣдушки Домоваго; подобно тому, и должности богослужебнаго жреца соотвѣтствуетъ понятіе Вѣдуна-Кудесника. И какъ подъ именемъ Рода и Дѣдушки человѣкъ воображаетъ себѣ дѣйствительную личность давно покойнаго своего прадѣда, точно также могъ онъ предположить и о Вѣдунахъ, что и они умершіе жрецы и старцы, прославившіеся еще про жизни своей вѣщей мудростію. Знахарство есть простое человѣческое ремесло, ведущее, вѣроятно, свое начало отъ языческаго жречества; вѣдомство же есть уже знахарство, перешедшее, черезъ смерть, въ область фантастической сверхъестественности.