Истинные причины нападок на тех, кто критикует РПЦ и Патриарха - ответ Владимиру Соловьеву

Aug 27, 2012 18:07

Оригинал взят у leonid_gozman в Истинные причины нападок на тех, кто критикует РПЦ и Патриарха - ответ Владимиру Соловьеву

Уважаемый Владимир Рудольфович!

Не так давно в Интернете была размещена статья «Истинные причины нападок на Церковь и Патриарха». Изложенная там позиция получила, в частности, горячее одобрение вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Рогозина - «очистим улицы от грязи», «бывшая б.» про Мадонну и многое другое. В отличие от Рогозина, я, в данном случае, с Вами, в основном, не согласен. Но написать решил не только поэтому, но и потому, что Вы в своей статье, наряду с другими людьми, упоминаете и меня, фактически обвиняя всех нас в зависимости от зарубежных грантов и в трусости. Написал бы раньше, но, к сожалению, прочел Ваш текст только сейчас.

Сначала по сути поднятых Вами проблем. Истинных причин нападок на Церковь и Патриарха, Вы, как я понял, видите две: «массированный, мощнейший крестовый поход против сути русского человека, русской веры» - это цитата из Вашего текста - который ведут некие неназванные Вами силы, и слабость РПЦ, которая в отличие от международных иудейских (еврейских) организаций и ислама не дает жестких ответов своим обидчикам. На счет слабости и отсутствия ответов лучше спросить у только что получивших срок девчонок да, и у многих других, серьезно пострадавших за критику РПЦ. Ну а крестовый поход, он же всемирный заговор… Когда о чем-то подобном возвещает «православный хоругвеносец», извинением ему служит дремучее невежество. Но Вы! Или Вы для этих хоругвеносцев и писали?
Мне кажется причина критики Церкви и Патриарха - слово критика представляется мне более соответствующим происходящему, чем атака - лежит на поверхности и не требует для своего понимания обращения, как Вы это делаете, к Александру Невскому. Она в том, что Церковь и Патриарх не оправдали возлагавшихся на них обществом надежд. Если человек объявляет себя учителем рисования или математики, то от него ждут, как минимум, умения рисовать или знания таблицы умножения. Если некая организация претендует на роль морального авторитета, то от тех, кто ее персонифицирует, ожидается, что их собственное поведение будет соответствовать декларируемым моральным нормам. Думаю, Вы согласитесь, что здесь у них не все хорошо. Часы и квартиры деятелей шоу-бизнеса могут быть куда дороже, чем у Патриарха, скандалы вокруг политиков могут быть во много раз более отвратительными, но ведь поп-звезды или депутаты и не претендуют на роль моральных авторитетов и не принимают монашеский сан. Да, Вы правы, Церковь уничтожали и унижали и цари, и большевики, но каждый отвечает за себя сам, страдания предшественников нынешних иерархов не оправдывает того очевидного факта, что они оказались не на высоте стоящих пред ними задач.
Церковь могла занять иное, куда более достойное место в нашем обществе. Прекрасно помню, с каким вниманием все, в том числе и такие атеисты, как я, слушали в конце восьмидесятых еще редких на экранах священников. Практически, все, приветствовавшие падение коммунизма, а особенно те, кто активно участвовал в антикоммунистическом движении, были их союзниками. Не могу говорить за всех, но лично я хотел, чтобы Церковь, к которой я не принадлежу и принадлежать не собирался, была сильной и уважаемой. Не случилось.
Ответственность за это, конечно, наряду с иерархами РПЦ, разделяют и нынешние власти, которые, подобно царям, стремятся полностью подчинить Церковь государству, фактически, коррумпируя ее. Но разве не долг каждого человека, а уж тем более, выбравшего путь священника, такие соблазны отвергать?
Вы упрекаете определенный круг авторов, в том числе, и меня в избирательности нашей критики - иудеев и мусульман, мол, не трогаем. Это не совсем так. Я например, неоднократно говорил, что не признаю права Бер Лазара говорить от имени российских евреев и, в частности, от моего имени. Да и с другими раввинами приходилось публично спорить. Но Вы правы в том, что о других Церквях мы говорим куда реже, чем о РПЦ. И здесь тоже, по-моему, все ясно. Ни раввины, ни муфтии большинству из нас не мешают и в нашу жизнь не вмешиваются (я, разумеется, не говорю о традиционно мусульманских регионах нашей страны). Для их автомобилей не перекрывают дороги, как для кортежа Патриарха (только не говорите, что это слухи и клевета, я сам неоднократно стоял в пробке, пропуская именно его), они не навязывают свой дресс-код, они не приходят в школу и в детский сад, объяснять Закон Божий и говорить, что неверующие в Бога - люди больные или глупые. В других странах проблемы с другими Церквями. В Израиле, например, значительная часть моих знакомых - в активной оппозиции раввинату. Если бы я жил в Израиле, наверняка был бы с ними. В арабских странах, насколько я знаю, масса достойных людей борется за ограничение влияние мечети, считая, что без этого преодолеть отсталость не удастся.
Я, кстати, вижу жесткую, усиливающуюся критику РПЦ, но не вижу сколько-нибудь серьезных выступлений против Православия - не считать же таковыми неизвестно кем организованные хулиганские акции по спиливанию поклонных крестов. Наоборот, мне кажется, что многие люди, и верующие, и неверующие, понимают, что с учетом той роли, которую сыграло Православие в истории и культуре нашей страны, крайне важно - опять же, и для верующих и для неверующих - чтобы Православная Церковь в России пользовалась уважением и авторитетом. И они активно защищают Православие, как сделал это, например, священник Сергей Баранов, сложивший с себя сан в знак протеста против судебного процесса над Pussy Riot, как сделали это те выдающиеся деятели отечественной культуры, которые подписали письмо в защиту обвиняемых - а среди них были и люди глубоко и искренне верующие, как делают это многие другие, кто понимает, что, также, как Родина не сводится к нынешнему царю или президенту, так и Вера не сводится к лояльности церковной бюрократии.
А о том, что мы, в том числе и я, боимся выступать против иудеев и мусульман потому, что потеряем поддержку из-за рубежа, кроме уже сказанного хочу добавить следующее. Не вижу ничего плохого в иностранных грантах, только вот у меня их не было и нет. Про других не знаю. Но, по-моему, в условиях борьбы с иностранными агентами с такого рода обвинениями стоит быть осторожнее, а то возникает ощущение не свободной дискуссии, а чего-то совсем другого. А про страх и вовсе неправда. Вы же не думаете, что, например, Сорокина или Альбац, всерьез сцепившиеся с режимом, вовсе даже не безобидным, от кого-то зависят или кого-то боятся. Да и меня Вы давно знаете. Страх - это точно не про нас.
А вопрос, вынесенный в заглавие, оставлю без ответа. Не хочется повторять банальности о заказанной Администрацией кампании. Да и предпочитаю верить, что люди говорят то, что говорят, потому, что так думают. А им ведь свойственно думать очень по-разному. Вот только одобрение Рогозина… Если бы меня вдруг стали хвалить черносотенцы, я бы очень обеспокоился. Впрочем, это, конечно, исключительно Ваше дело.

С уважением,
Леонид Гозман

Перепост, Политика, Религия, ПуссиРайот

Previous post Next post
Up