Я никогда не предполагала, что буду проверять, изучать и сравнивать книги исторической тематики. Но потрясение от факта нахождения в галерее Доу портрета М.А. Милорадовича изменило ситуацию.
Тот, кого я привыкла считать "оплотом самодержавия" - герой 1812 года? Как это может быть
?..
Я нашла очень много интереснейших для меня источников и сделала по ним для памяти записи.
Но интерес к моему герою не исчез. И вот, вчера мне встретилась книга, из которой следует, что П. Каховский - не хладнокровный маньяк-убийца, а тоже жертва - жертва эгоизма и равнодушия амбициозных "друзей".
Цитирую:
Чтобы придать мятежу характер народной революции, Якубович предложил сыграть на низменных страстях жителей Петербурга и использовать вариант, уже опробованный при свержении Петра III. Он планировал, открыв кабаки и организовав бесплатную раздачу водки для населения, взбунтовать толпу и направить ее к Зимнему двору и в богатые кварталы города. В случае неудачи восстания проговаривался вариант поджога столицы и отступления к Москве для соединения с войсками, находившимися под контролем членов «Южного общества». Чтобы обезглавить правительственные войска и внести панику в ряды сторонников самодержавия, Рылеев предложил убить Николая. Каховскому поручили рано утром 14 декабря проникнуть в Зимний дворец и совершить индивидуальный (!) террористический акт до начала общего выступления.
...Когда наступило время действовать и рисковать своей жизнью, организаторы заговора повели себя далеко не самым лучшим образом: Каховский отказался выступить в роли террориста-одиночки...
Однако, он был на площади во время выступления Милорадовича, и, увидев, что Оболенский напал на генерал-губернатора со штыком, вырвал из рук соседа пистолет и выстрелил - вероятно, дорожил своим словом.
На следствии он говорил, что не понимает, как всё это могло произойти, полагаю, говорил правду...
См.:
Чуркин С.А., Линдер И.Б. Спецслужбы России за 1000 лет. Гл. 7: От Сенатской площади до Малахова кургана (2008).