Из истории исследования сознания: В.М. Бехтерев

Sep 18, 2016 13:44

Оригинал взят у upuna_n в Субъективизм и проблема сознания: 100 лет назад


"...субъективизм границ не знает и охотно поддается полетам фантазии. Как известно, было создано даже учение о междусубъективной духовной непрерывности, которая может быть изучаема с помощью особой науки - межъумовой психологии (psychologie intermentale). Наиболее яркими выразителями этого учения являются Foulié и Boodin. По этому поводу П. Сорокин(«Система социологии», т. I, стр. 245) не без основания говорит: «Слова можно выдумывать разные. Но нужно, чтобы эти слова что-нибудь значили. Перефразируя Duprat, можно так охарактеризовать приемы Foulié, Boodin’a и др.: одухотворите или припишите сначала сознание всему междупланетному пространству, замените простой атом духовной и сознательной монадой,замените сознанием все элементы неорганического мира, затем „сформируйте“ их по рецепту „психизирования“, придайте каждому „напсихизированному“ элементу мира тенденцию к коллективной жизни, к ассоциации, присоедините к этому высшие управляющие центры сознания подобно монарху и т. д., и в таком случае вы, получите просто и без всякого труда не только междусубъективную душу и коллективное сознание, но всё, что угодно: бога, чорта, всемирный дух, логос, сознание, вообще всё, что угодно, „разум“, „всемирное сознание“, „атомную душу“ и множество других „безличных личностей“, „деревянных желез“, „черных белизн“ и прочие логически нелепые, эмперически абсурдные понятия. Ценность их будет такова же, как ценность „деревянного железа“. Место таким приемам в сфере телепатии, теософии и мистицизма, а не в системе науки».
Но всем вышесказанным дело не ограничивается. Ничуть не меньше смелого полета фантазии мы встречаем и в вопросе о распространении сознания в природе.
Так, Геккель, Ле-Дантек, Петри, де-ла-Грассери и другие признают психическое, а следовательно и сознание явлением, присущим каждой клетке и даже молекулам и каждому атому (клеточное сознание, клеточные души, атомные души). Геккель и де-лаГрассери, говоря о психике молекул и атомов, создавали «психологию минералов», другие, как например Бергсон, Джемс и целый
ряд иных авторов, говорят о «космическом сознании», а следовательно можно было бы создавать и «космическую психологию»,что в сущности и делает Бергсон в своей философии.
Приведем выдержку из книги д-ра Р. М. Бекк, автора книги «Космическое сознание» (стр. 25): «Определенные индивиды какого-либо идущего впереди других вида во время медленного развертывания жизни на нашей планете становятся в один прекрасный день впервые сознательными существами, т. е. узнают,что существует мир - нечто находящееся вне их самих. Даже
беглый взгляд на этот переход от бессознательного к сознательному может произвести на нас впечатление явления столь же огромного, чудесного и божественного, как переход из неоргани-
ческого мира к органическому».
То же и относительно более высшей формы сознанния, известного в субъективной психологии под наименованием самосознания. «Здесь, - говорит тот же автор, - мы опять сталкиваемся с
другим перерывом, подобным более ранним, с зиянием, вернее - с кажущейся бездной, зияющей между простым сознанием и самосознанием - глубокой пропастью или оврагом, на одной стороне
которой бродят животные, на другой же живет человек». «У так называемого alalus homo родилась из высшей формы простого знания основная человеческая способность - самосознание и
соответствующий ей близнец - язык»..."
В.М. Бехтерев
См.
http://elib.gnpbu.ru/text/behterev_obschie-osnovy-refleksologii_1928/fs,1/
PS
Прошло 100 лет, а "смельчаки" всё ещё наделяют сознанием кучку сахарного песка и одиночный электрон. Правда, совершенно не утруждая себя доказательствами...

сознание, наука, культура

Previous post Next post
Up