Оригинал взят у
v_i_n в
Ай, да Михаил Андреевич! Случалось, что по причине страсти некоторые военные совершенно теряли голову и, хуже того, забывали о своем долге, как это произошло с генералом М.А. Милорадовичем, который во время турецкой войны 1806-1812 гг. соблазнился некой валашкой - «мамзель Филипеско», дочерью османского сторонника, если не шпиона. Потеряв всякую надежду вернуть боевого товарища на путь истинный, командующий Молдавской армией князь П. И. Багратион жаловался из Бухареста военному министру Аракчееву в декабре 1809 г., что не может сладить с обезумевшим от страсти Михаилом Андреевичем, который забросил службу, наделал долгов на 35000 рублей и буквально «сделался настоящим интриганом валахским».
См.:
Шереметьев О.В.
Женщины в наполеоновских войнах // Вопр. истории. - 2009. - № 7.
[Цит. по:
Дубровин Н. Письма главнейших деятелей в царствование императора Александра I (1807-1829 гг.). Москва, 2006].
На самом деле
...
"В 1809 г. Милорадовичу было вверено верховное управление Валахией и командование тамошними русскими войсками, отчего позиции Филипеску и компании только укрепились. Это в конце концов привело в отчаяние начальника Милорадовича, командующего всеми русскими силами на дунайском театре Багратиона. Сначала отношения между ними были хороши, но уже 29.12.1809 Багратион писал Аракчееву:
«…А скажу вам в откровенности, что общий наш приятель Михайло Андреевич [Милорадович] крепко виноват против меня. Я люблю пробовать людей не на словах, а на деле: он кричал и писал - я дам пример всем служить и повиноваться и т.п., на поверку вышло, что не хочет расстаться с мамзель Филипеско, в которую по уши влюблен. Любовь его - Бог с ним, пусть бы веселился, но отец ее наш первый враг, и он играет первую роль во всей Валахии. Наш приятель за него уцепился крепко и способу нет никакого отделить, ибо что бы я ни затеял, тотчас турки знают от Филипеско. Наш приятель влюблен до сумасшествия, и способа нет с ним ладить. Я позвал было на сию сторону [Дуная], яко пост важный, почетный и составляющий левое мое крыло; но вот его рапорт: „Мне надо быть в Бухаресте; и премножество дел по всем частям”; а надо все хвататься за Филипеско и его товарищей. Но наш Михайло благословенный сделался от любви как дитя блаженный. Будет придираться, беситься, а в резон ввести не могу никак, ибо влюбленный человек лишается почти рассудка. Я вам говорю сие для того, что вы его любите и я очень люблю: он добрый, благородный, честный и все хорошее имел, но теперь узнать невозможно его. Из доброго человека сделался самым настоящим интриганом валахским. Его надо отсюда вывести; со временем любовь пройдет - он же нам спасибо скажет, а между тем избавится и от разорений. Он должен в Бухаресте около 35000 руб. - шутка ли? Истинно любя, его надо уволить: он очень желает, говорят, в Киев военным губернатором» [Дубровин 1883: 13-14].
Весной 1810 года Милорадовича и точно убрали из Валахии в киевские военные губернаторы".
См.:
http://wyradhe.livejournal.com/164698.html?thread=3465050М.А.Милорадович и П.И.Багратион
Дополнительные цитаты из этого письма можно найти
по ссылке.
Upd.
Неслучайная случайность:
galina_vrЯ нашла интересный для меня материал о Н.А. Дуровой, когда искала портреты М.А. Милорадовича; в портретах Н.А. - рассказы о "кавалерист-девицах; один из них вернул меня к М.А. ...