Речь Гитлера как образец эклектики фашистской идеологии.
•1. Учитесь мыслить, общаться и слушать друг друга. Прочтите речь Гитлера. Выскажите свое мнение по данной проблеме во время дискуссии.
•2. Найдите в речи Гитлера «Бог живёт только в гордых сердцах» рассуждения, которые связаны с утверждением новой веры (которая, по заявлениям фюрера, придет на смену всем религиям мира). Гитлер создал новую веру?
•3. Объясните, почему такие политики, как Гитлер, могли иметь временный успех у своего народа.
Речь рейхсканцлера А. Гитлера в Рейхстаге от 1 сентября 1939.
Адольф Гитлер
Бог живёт только в гордых сердцах
Писатель нашего времени, чьи произведения были высоко оценены нацией, выразил свои убеждения следующими безжалостными словами: «Лишь тот, кто нуждается в Боге, ищет Бога. Тот, кто не нуждается в Нём, не ищет Его». Только те люди, которые нуждаются в Боге, ищут Бога... Так ли это? Разве могут в истинном свете увидать Божий Образ те, чья жизнь наполнена мраком и для кого она является тяжким бременем? Не является ли Он для них лишь предусмотрительной выдумкой, необходимой для того, чтобы справиться с миром, который не удовлетворяет их в своей истинной форме, таким, как он есть в действительности? Всегда ли молитва должна быть лишь просьбой, актом утешения или нашей слабостью?
Когда мы утверждаем принцип «Бог живёт только в гордых сердцах», мы имеем в виду другого Бога, нежели те, кто нуждается в Боге лишь как в утешении или, по крайней мере, другой путь обращения к Нему. Поскольку мы верим, что Бог, мужество и сила взаимосвязаны между собой, и что те, кто нуждаются в Нём не из страха, также способны искать Его.
Возможно ли, чтобы молодой человек, оказав помощь своим товарищам в героической битве со вражьей силой, проведя многие горькие часы, балансируя на грани между жизнью и смертью, возможно ли, чтобы такой человек после того как опасность прошла, разразится слезами! Гораздо вероятнее, что он обратится с молитвой к Всевышнему, и молитва его будет страстной и горячей. Нас не особенно волнует, что именно говорит человек в таком состоянии - нам важно то, что человек в наиболее важные моменты своей жизни продолжает с благоговением взывать к высшему, к непостижимому единству, тем самым утверждая всемогущественную веру. Человек поднимается над видимым, постижимым, утилитарным. Он возносится над всем индивидуальным и обретает знание о мире, о таинственном законе непостижимости мира, в который мы приходим, и из которого смерть забирает нас в назначенный час, не спрашивая нас. Но сила и величие человека состоят в том, что хотя он рождается и не по собственной воле, но всё же живет самостоятельной жизнью. Начиная с ранних лет сила его духа постоянно возрастает, поскольку он взирает на существование как ищущий, вопрошая что же в действительности означают 30, 60 или 90 лет прожитой им жизни. А ответ таков: верность. любовь, дружба и мужество.
Одновременно и благословение, и проклятие человечества состоит в том, что до сих пор никто не смог найти лёгкого ответа на этот вопрос. Бог - это не абстрактное число «икс», которое может быть вычислено при помощи определённых математических операций. Для нас людей, Он представляет собой не столько факт, сколько вопрос. И способность вновь и вновь ставить перед собой этот вопрос, осознавать своё существование, условия нашего существования, не будучи разрушенными этими мыслями или изнурёнными ими... это представляется нам наиболее прекрасным и плодотворным проявлением духовного мужества, которое мы только можем вообразить себе.
Всё рождённое проходит короткое время до смерти и борется за пищу и жильё. Гордостью человечества является умение совершить шаг за пределы жизненного круга, чтобы свободно утвердить или отвергнуть мир. Мы становимся настоящими людьми благодаря этой способности. Не существует точки, в которой умирает мысль. Тот, кто имеет мужество так чисто и радостно воспринимать в своем сердце мир и Бога, ведёт простую и суровую жизнь, сохраняя постоянную бдительность. Как может превратится он в буржуа, крупного или мелкого? Существует уровень вещей, к которому он должен подниматься вновь и вновь, пробивая свой путь к небесам: но это не уровень человека, но весь сотворённый, мир, во всей его широте и глубине, открывающейся ему.
Мы нуждаемся в таком торжестве и откровенно признаем, что оно нам необходимо, мы стремимся возвыситься над всем низменным и робким. Мы не желаем удобной жизни, мы стремимся постичь тайну жизни с её сотнями тысяч и миллионами проявлений. Мы вопрошаем звёзды, чья воля заставляет их чередовать свои восходы и закаты. И мы вопрошаем воды, в какую даль и глубину устремляют они свой бег. Мы достаточно сильны сердцем, чтобы не убегать от вечных вопросов «откуда» и «куда» и мы не можем согласится с тем, что научное познание законов природы может дать законченное объяснение этих причин.
Наше благоговение перед глубиной мира не исчезает перед лицом необходимости вести борьбу за существование. Но мы не желаем превратиться в бездеятельных фантазёров или людей, которые, снедаемые постоянными сомнениями, не способны вести активную жизнь. Скорее мы стремимся принять жизнь такой, как она есть в повседневности, со всеми ее горестями, которые так же, как и радость, ведут нас к постижению смысла бытия. Бог, в которого мы верим, соответствует нашим сердцам. Он пребывает в наших сердцах тогда, когда они открыты и находятся в гармонии с миром.
Бог живёт в нас, потому что мы постоянно ищем свидетельства Его Силы в мире и стремимся приобщиться к ним. Разве это не требует гордости и благородного мужества, чтобы обрести Бога в себе? Разве это не требует благородной стойкости и способности - утвердить себя как человека перед Всемогущим Богом?
Мы возносим мольбу к Богу и Его мировому творению с тем большей верой, чем более гордыми и уверенными мы ощущаем себя. Смеющийся глаз, легкий шаг, дух, который воистину способен радоваться и возвышаться, искренняя юность, неподдельная стойкость, любовь, дружба - вот заповеди, данные нам Богом. И вновь мы соглашаемся с мыслями автора, которого мы упоминали в начале и который завершает утверждение своего поэтического кредо словами, представляющими символ Веры для всех нас: «Сила Божия творится руками человеческими».
Всемогущий есть наш Судья. Наша задача - исполнить наш долг так, чтобы мы смогли предстать перед Ним как Творцом всего мироздания в соответствии с данным Им законом, законом борьбы за существование.