Углубляющийся кризис на рынке традиционных финансовых инструментов играет венчурным инвесторам на руку. Раньше, при гарантированной доходности на фондовых рынках, на рынке недвижимости альтернативное инвестирование не было популярным. Сейчас многие финансовые инструменты потеряли свою былую привлекательность. Инвестирование в технологические команды переживает новое рождение. Сейчас у наших инвесторов появляется возможность принять полноценное участие в очередном «выбросе в мир» высоких технологий. Мы настроены оптимистично: видим на презентациях не только советский задел, но и современные разработки, молодых, талантливых ученых и инженеров.
Не хватает осведомленности о деятельности венчурного инвестора. Героем дня стал стартапер, оставив инвестора в тени. Позиция управляющего фондом ранних стадий пока еще не осознана в сообществе. Многие состоятельные люди отдали бы средства в управление, но не знают, куда и к кому обращаться. Институализация венчурного инвестора еще не состоялась.
В целом ситуация для венчурного инвестирования чрезвычайно благоприятная. Венчурная отрасль постепенно профессионализируется: появляются стандарты, разделение труда. Мы надеемся, что в ближайшие 2-3 года сложится не просто тусовка, но осознанная позиция инвестора-пайщика фонда.
Две модели инвестирования в проекты ранних стадий
В России есть очень большой потенциал для использования такого инструмента, как венчурное инвестирование. Этот потенциал скрыт, и мы, управляющие партнеры фонда Starta Capital, не так давно осознали эту проблему. Частное инвестирование в отдельные проекты осознано в бизнес-сообществе и активно применяется, хотя частные инвесторы не знают, что они выполняют роль бизнес-ангелов.
Деятельность есть, но она называется «поддержка проектов», «развитие новых направлений», «бизнес девелопмент» и т.п. Большая часть инвестиций - это прямые инвестиции в капитал, на цели проекта, направленные на развитие бизнеса с целью дальнейшего извлечения прибыли. Мы называем эту модель классической, или дивидендной.
Венчурное инвестирование менее распространено, так как его целью является не развитие бизнеса, а создание из компании инвестиционно привлекательного продукта. Отличие от классической модели кардинальное: стоимость компании на венчурном рынке - рынке капитала - формируется совершенно иначе, нежели на рынке продуктовом, отраслевом. Бизнес-ангелы здесь также имеются, но их меньше. Очень небольшое число профессиональных бизнес-ангелов специализируется именно на венчурных проектах. Основная часть инвесторов не различают дивидендную и венчурную модели.
Как устроен венчурный фонд
Посевных фондов в России очень мало: насчитали десяток на всю страну. Под фондом мы понимаем не «теплую компанию» бизнес-ангелов, вместе вкладывающихся в проекты. Фонд - это юридическая и управленческая организованность особого типа. По-простому: фонд является денежным мешком, которым распоряжается управляющая компания (УК). Управляющие партнеры - менеджеры УК, они отвечают за всю операционную деятельность фонда. Денежные средства поступают от пайщиков фонда через инструмент подписки на пай определенного размера. Поступившие паи расходуются на цели, указанные в инвестиционном меморандуме. Основная часть собранных средств инвестируется в портфельные компании-стартапы; есть другие целевые затраты, например, вознаграждение управляющих. По истечении срока жизни фонда (а фонд всегда создается на определенный срок; фонд Starta Capital создан на 6 лет) доли портфельных компаний должны быть проданы по большей стоимости: по отдельности или весь портфель. Пайщики фонда получают свои паи с «прибытком», а управляющие партнеры - management fee: вознаграждение за «успех», то есть за разницу между начальной стоимостью долей компаний и их стоимостью на момент «выхода» - продажи следующему инвестору.
Замечу, что купля-продажа долей является спекулятивной операцией, а ее успешность зависит от многих факторов, на которые фонд и его портфельные компании не оказывают влияния, например, изменение политической ситуации, законодательства, глобальные экономические процессы и пр. Искусство управляющих партнеров фондов, в отличие от бизнес-ангелов, заключается не в том, чтобы каждая компания стала крепким бизнесом и сделала замечательный продукт, а в том, чтобы понимать инвестиционные тренды и находить инвесторов следующего уровня - для эффективных «выходов» из портфельных компаний.