Семинар "Управленческие и методологические практики" в марте, апреле, мае

Jun 22, 2014 00:56

В работе семинара по мере возможности участвует Г.А.Давыдова, вдова Г.П.Щедровицкого (на фото слева).



Галина Алексеевна была вынуждена пропустить предыдущие два заседания в связи с выездами в Тольятти. С начала 1990-х она участвовала в становлении и развитии Тольяттинской Академии Управления (ТАУ), негосударственного вуза для подготовки управленцев, одном из последних проектов Г.П.Щедровицкого. В течение нескольких лет ректором ТАУ был известный деятель высшего профессионального образования А.Е.Волков, возглавлявший в 2008-2013 годах Московскую Школу управления «Сколково». Галина Алексеевна создала в ТАУ направление коммуникационного менеджмента и много лет заведовала одноименной кафедрой. (На заседании мы успели обсудить различение понятий «коммуникативный» и «коммуникационный».) Последние два года Галина Алексеевна является координатором программ ТАУ.

Удивительна судьба этой активной и мудрой женщины. Закончив в 1954 году Филологический факультет МГУ им. Ломоносова, Галина Алексеевна долгие годы работала редактором в известных академических издательствах. Примкнув к деятельности Московского логического кружка, созданного группой молодых выпускников Философского факультета МГУ под руководством известного логика, социолога и писателя Александра Зиновьева в 1954 году, Г.А.Давыдова перешла затем в Московский методологический кружок, созданный Г.П.Щедровицким, ее будущим мужем. Галине Алексеевне выпала непростая судьба быть спутницей человека, долгое время находившегося в оппозиции к официальной философской науке. После исключения Щедровицкого из членов КПСС в конце 1960-х годов за отказ подписать письмо, осуждавшее молодых правозащитников, протестовавших против ввода совестких войск в Чехословакию, на хрупкие плечи Галины Алексеевны легло обеспечение семьи: у Георгия Петровича до конца жизни не было постоянного места работы в «советском» смысле слова. Долгие годы до его безвременной кончины в 1994 году Галина Алексеевна принимала участие в организационной и содержательной деятельности ММК, часто сопровождая Георгия Петровича в командировках по всей России. Ее воспоминания о семинарах, оргдеятельностных играх, участниках методологического движения составляют самостоятельную ценность для нашего семинара.

После смерти Г.П.Щедровицкого Галина Алексеевна посвятила себя организации архива его работ и подготовки их к публикации. В связи с тем, что Щедровицкий находился в опале многие годы, было издано ограниченным тиражом всего несколько его работ. За последние двадцать лет вышло в свет несколько десятков книг, среди которых известный в методологическом сообществе «черный кирпич». (Щедровицкий Г.П. Избранные труды.- М., 1995.- 759 с.). Подробнее о публикациях Г.П.Щедровицкого и других русских и советских мыслителей XIX и XX века см. http://www.fondgp.ru/books/catalog/. Значительная часть текстов публикуется впервые и/или в новой редакции.

В 1994 году при непосредственном участии Галины Алексеевны и сына Г.П.Щедровицкого Петра был учрежден Фонд «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого» www.fondgp.ru. Основной задачей Фонда является организация ежегодных Чтений памяти Г.П.Щедровицкого, которые традиционно проходят 23 февраля, в день рождения мыслителя, а также популяризация его наследия в форме публикаций, конференций и исследовательских семинаров. Настоящий семинар был начат в 2010 году в рамках научно-исследовательской программы Фонда.

29 апреля 2014 года в Зале Ученого совета ИГУПИТ на Таганке состоялось очередное заседание семинара «Управленческие и методологические практики», на котором присутствовали москвичи, иногородние участники из Обнинска Калужской обл. и израильского городка Реховот, пригорода Тель-Авива, участвовали удаленно по скайпу. Это было уже четвертое заседания семинара в стенах института в 2014 году. Как и в марте, организационную поддержку заседания обеспечивала методист Татьяна Ковалева (на фото слева).


Участники семинара представили свои комментарии к Параграфу 4, центральным пунктом которого является представление о науке и связи современной науки с образованием. Обсуждение двух способов получения и трансляции двух типов знания (естественнонаучного и гуманитарного) вызвало оживленную дискуссию.



Г.А.Давыдова (на фото) напомнила участникам схему Г.П.Щедровицкого 1971 года, на которой изображен процесс коммуникации и его участники Согласно схеме, основным участником является не автор высказывания (№1), не его адресат (№2) и даже не тот, кто оформляет смысл в форме культурного опыта (№3), но четвертый позиционер, обеспечивающий с помощью специального выстроенного языка формирование у адресата понимания (если сформулировать проще, «лингвист» или «толмач»).



Одной из обязанностей ведущего семинара является подробное комментирование «зацепивших» его фрагментов текста. В этом качестве Л.Г.Голубкова развернула тезис П.Г.Щедровицкого о типологии как основном способе получении знания в науках о Человеке. Основным принципом является не усложнение знания об объекте как в естественных науках, а, напротив, творческое упрощение. Я сослалась на собственный успешный опыт построения и практического использования социодинамической модели проектных команд, в основе которой положено всего два признака.


Постоянный участник семинара из Израиля В.С.Поляк, бывший москвич, доктор экономических наук, представил любопытное сравнение методологических и антропософских представлений об образовании. В течение последних двадцати лет Владимир Сергеевич с группой израильских, киевских и американских исследователей ведет работу по построению «методософии», сплава СМД-методологии и антропософии Р.Штайнера, организуя игры и семинары в колледжах и вузах в Израиле и на Украине.

Семинар продолжил свою работу 28 мая. На заседании присутствовали постоянные участники Г.А.Давыдова, В.Ф.Степанов, А.И.Ковальский, О.А.Михайленко; удаленно по скайпу принял участие В.С.Поляк. Вела семинара его бессменный руководитель Л.Г.Голубкова.


Участникам было предложено прокомментировать последнюю часть текста лекций П.Г.Щедровицкого. С подачи Л.Г.Голубковой развернулась дискуссия относительно понятия и функций «негативного класса» у Гегеля в трактовке автора лекций и в приложении к сегодняшней ситуации глобального управления. Негативный, или революционный, класс отвергает любую связь с прошлым и целиком нацелен в будущее, что, по мнению, Л.Г.Голубковой, не учитывает естественных процессов в социуме, например, базовых форм жизнеустройства. Позиция П.Г.Щедровицкого, доведенная до предельного отрицания прошлого, предположительно из полемических соображений, является позицией революционера, возможной лишь на очень коротких, с исторической точки зрения, промежутках времени. Далее должны следовать большие периоды накопления общественных изменений.

Г.А.Давыдова сделала несколько тонких замечаний по поводу современного способа управления, т.наз. «семиотического управления» через знаки. С ее точки зрения, этот тип управления предполагает наличие двух позиций: заказчика, формирующего социальный заказ и представленного властной структурой, и культуротехника, формулирующего заказ в знаковых, символических формах.


А.И.Ковальский и Л.Г.Голубкова обратили внимание на то, как формировалась пропагандистская машина Третьего рейха. У ее истоков стоял племянник З.Фрейда Эдвард Бернейс, в 1928 году опубликовавший работу «Пропаганда», ставшую настольной книгой западных специалистов в области «мягкой власти» на многие десятилетия.



Участники в этот раз отошли от прямого комментирования. В основном обсуждали крупные тренды мирового управления, например, устранение с середины т.наз. «второго контура управления» (К.Куигли) из публичного пространства. В этой связи В.С.Поляк рассказал интересные подробности деятельности ордена иезуитов на Украине в последние годы. Будучи теневой, но крайне активной сетевой структурой, иезуиты обладают, возможно, самыми эффективными на сегодня инструментами влияния на мировые процессы. Не случайно Папа Римский является иезуитом, а миссии ордена немедленно развертываются там, где требуется осуществлять геополитические задачи способами, более изощренными, нежели политические и, тем более, военные.



В последнюю среду июня, 25 числа, семинар завершит свою работу. Будут подведены итоги комментирования лекций П.Г.Щедровицкого и трехлетного цикла комментирования лекций отца и сына Щедровицких по теме управления.

иезуиты, Русская школа управления, Людмила Голубкова, Щедровицкий, управление, семинар, методология, схема, проект, комментирование, организация

Previous post Next post
Up