Отставка генерала Милли

Sep 24, 2023 18:55


Генерал Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов, покидает центральную сцену.

Поклонники говорят, что он помог спасти американскую демократию. Критики утверждают, что он еще глубже втянул военных в токсичную политическую драку в стране.




https://www.washingtonpost.com/national-security/2023/09/24/mark-milley-trump-biden/

По мере того, как война на Украине приближалась к своей первой годовщине, высший офицер Пентагона генерал Дж. Марк А. Милли оценил кровавую бойню, последовавшую за полномасштабным вторжением России: по его словам, с учетом того, что с каждой стороны, вероятно, было убито или ранено более 100 000 солдат, у комбатантов появилось “окно возможностей” заключить сделку.

Выступая в Нью-Йорке, Милли сказал, что обе стороны должны признать, что победа может быть “недостижима военными средствами”. Он провел сравнение с Первой мировой войной, объяснив, как стратеги столетием ранее предсказывали быстрое прекращение кровопролития, только для того, чтобы оно превратилось в безвыигрышное противостояние, в результате которого погибли миллионы и была подготовлена почва для Второй мировой войны. “Ситуация может ухудшиться, поэтому, когда есть возможность для переговоров, когда может быть достигнут мир, воспользуйтесь ею”, - сказал Милли. “Ловите момент”.

Заявление было классическим для Милли, по словам коллег и наблюдателей, которые тесно с ним работали. Генерал, погруженный в военную историю и встревоженный потенциальной эскалацией отношений с Россией, крупнейшей ядерной державой в мире, публично отстаивал позицию, которой избегала администрация Байдена, поскольку президент и другие высокопоставленные советники стремились продемонстрировать безоговорочную поддержку обороны Украины. Это была идея, которая нервировала американских партнеров в Киеве.

Милли, чей четырехлетний срок пребывания на посту председателя Объединенного комитета начальников штабов заканчивается в связи с его уходом в отставку в этом месяце, покинет центральное место в качестве одного из самых влиятельных и поляризующих военных начальников за последнее время, возглавлявшего вооруженные силы Америки в напряженный период, который включал в себя опасные последние месяцы президентства Дональда Трампа, катастрофический вывод войск из Афганистана и противостояние Вашингтона с Москвой, в котором были поставлены на карту высокие ставки.

Поклонники отдают должное дерзкому уроженцу Бостона за то, что он руководил военными в попытках Трампа подорвать демократию и конституционное верховенство закона, удерживал войска от хаоса на выборах 2020 года и ставил хореографию ключевых аспектов поддержки Пентагоном Украины. Позже Милли сказал бы, что он питал обеспокоенность тем, что Трамп мог отдавать незаконные приказы, и что, если бы он это сделал, они “не были бы выполнены”.

Критики говорят, что генерал перешел границы того, что, как ожидается, должно быть беспартийной ролью, снова и снова ввязываясь в горячие дебаты и все глубже втягивая военных в политическую борьбу в то время, когда общественная поддержка этого учреждения и так находится под напряжением. Некоторые сочли его чрезмерно сосредоточенным на собственном наследии.

Этот отчет о пребывании Милли на посту председателя основан на интервью с более чем дюжиной высокопоставленных политических назначенцев в администрациях Трампа и Байдена, отставных военных офицерах и других инсайдерах Вашингтона. Несколько человек высказались на условиях анонимности, чтобы дать откровенные оценки послужному списку генерала. В совокупности они изобразили откровенного, амбициозного лидера, который оскорбил некоторых своими предположениями о главном назначении вооруженных сил и руководством им, и который впал в немилость у одного президента только для того, чтобы найти новую опору у другого, и все это при проведении токсичной политики Вашингтона.

Трамп, по-видимому, реагируя на освещение в новостях предстоящей отставки генерала, заявил на своей платформе социальных сетей поздно вечером в пятницу, что уход Милли “станет поводом для празднования всеми гражданами США!” Он обвинил Милли в “крушении поезда” и ложно заявил, что телефонные звонки, санкционированные чиновниками администрации Трампа в то время, в которых Милли пытался заверить китайских чиновников в том, что Соединенные Штаты были стабильны во время президентского перехода, были “предательским актом”. Трамп написал: “Это акт настолько вопиющий, что в былые времена наказанием была бы СМЕРТЬ!”

Милли публично не ответил на обвинения. Однако ранее он прокомментировал, что в адрес Пентагона раздается “разрушительный барабанный бой” критики, что, на мой взгляд, равносильно “преднамеренной попытке очернить офицерский корпус и руководителей вооруженных сил и политизировать вооруженные силы”.

Как и генерал, адмирал в отставке. Пребывание Майка Маллена на посту председателя Объединенного комитета начальников штабов при республиканце Джордже У. Буш и демократ Барак Обама были двумя президентами с совершенно разными взглядами и повестками дня, второй из которых стремился отменить многое из того, что сделал его предшественник. По словам Маллена, при любых обстоятельствах эта работа “смехотворно трудна”. Милли, добавил он, “столкнулся с большими трудностями”, чем большинство , и, вероятно, “проявит себя где-то близко к героизму” за свои действия во время президентской кампании. “Он был и остается отличным бойцом”, - сказал Маллен.

Милли, офицер армейской пехоты и бывший хоккеист колледжа, провел в армии более 43 лет и стал кандидатом Трампа на пост председателя в неожиданное время. Президент объявил о своем решении в Twitter, который теперь называется X, в декабре 2018 года, удивив высокопоставленных чиновников в Пентагоне как раз перед футбольным матчем армии и флота. Этот шаг был сделан с опережением графика на несколько месяцев и многими рассматривался как подрыв тогдашнего председателя, генерала морской пехоты. Джозеф Ф. Данфорд-младший, который должен был оставаться на этом посту до сентября следующего года, но, по мнению Трампа, недостаточно лоялен.

Однако этот момент омрачили новостные сообщения, указывающие на то, что президент стал объектом жалобы осведомителей, вызванной телефонным разговором, который у него состоялся с Владимиром Зеленским, тогда новоизбранным лидером Украины. Скандал приведет к первому из двух импичментов Трампа.

В последующие недели Милли и Пентагон оказались в центре внимания на фоне ряда громких событий в области национальной безопасности. Во-первых, это было кровавое вторжение турецких войск в северную Сирию, поставившее под угрозу безопасность сотен американских военнослужащих, дислоцированных там. Затем последовал дерзкий рейд с целью убийства лидера "Исламского государства" Абу Бакра аль-Багдади. К концу декабря 2019 года, после того как в Ираке был убит американский подрядчик и было взломано посольство США в Багдаде, чиновники администрации, придя к выводу, что ответственность несут поддерживаемые Ираном ополченцы, разработали заговор с целью устранения одного из самых известных военных деятелей Тегерана.

3 января 2020 года в результате удара американского беспилотника был убит Касем Сулеймани, глава иранских сил Кудс, когда он сидел в автомобиле за пределами международного аэропорта Багдада. Милли и другие официальные лица США выступили в защиту операции, заявив, что разведка предположила, что Сулеймани готовится развязать новую волну насилия против американского персонала в регионе. Иран ответил ударами баллистических ракет по двум американским позициям в Ираке, в результате чего десятки военнослужащих получили ранения в голову, но погибших нет.

Марк Т. Эспер, который стал министром обороны Трампа за несколько месяцев до того, как Милли возглавил Объединенный комитет начальников штабов, написал в своих мемуарах, что, хотя некоторые высокопоставленные чиновники США в то время хотели нанести быстрый и неоднократный удар по Ирану, он и Милли призвали к сдержанности и учету последствий второго порядка. В интервью Эспер, который конфликтовал с Трампом из-за ряда политических разногласий, назвал Милли “важным советником и партнером для меня в необычайно сложное время в американской истории”.

Кеннет “Фрэнк” Маккензи, генерал, отвечавший в то время за вооруженные силы США на Ближнем Востоке, сказал, что он “очень, очень, очень высоко ценит Милли”, назвав его “единственным парнем, который поддерживал меня” в трудные дни, когда, как опасались некоторые, мало что стояло на пути полномасштабной войны с Ираном. “Я всегда чувствовал, что Марк прикрывает меня там, в Вашингтоне, когда никто другой не был заинтересован в этом”, - сказал Маккензи. Милли понимал “тот факт, что перемещение войск на театр военных действий и с него действительно посылало сигналы Ирану”.

В мае 2020 года, после того как убийство полицейским Джорджа Флойда вызвало протесты против расовой справедливости в городах по всей территории Соединенных Штатов, Трамп призвал вывести войска на действительную службу на улицы Америки. Но Милли и другие высокопоставленные чиновники министерства обороны видели большую опасность в любой попытке ссылаться на Закон о восстании, утверждая вместо этого, что с любым насилием должны бороться правоохранительные органы, а не военные.

Недели напряженности, наконец, закончились 1 июня 2020 года, когда сотрудники правоохранительных органов резко и агрессивно разогнали сотни демонстрантов, собравшихся на площади Лафайет перед Белым домом, перед тем как Трамп и другие официальные лица прошли маршем к церкви через дорогу, демонстрируя силу. Среди них были Эспер и, какое-то время, Милли.

Генерал, одетый в камуфляжную форму, отделился от группы вскоре после того, как Трамп покинул Белый дом, и позже сказал, что ситуация сложилась так быстро, что он сначала не понял, что происходит. Но ущерб был нанесен. Фотографии этого зрелища произвели фурор, критики утверждали, что Трамп использовал американских военных, чтобы угрожать американскому народу.

Милли подумывал об отставке, но его отговорили от этого коллеги и другие лица, к чьему совету он обращался, руководствуясь импульсивными директивами Трампа и желанием использовать вооруженные силы для демонстрации политической силы. Несколько дней спустя генерал вместо этого извинился, заявив аудитории в Университете национальной обороны в Вашингтоне, что совершил “ошибку” и не понимал, что происходит, пока не стало слишком поздно. “Меня не должно было там быть”, - сказал Милли. “Мое присутствие в тот момент и в той обстановке создало впечатление, что военные вовлечены во внутреннюю политику”.

Обвинение, наряду с аналогичным заявлением Эспера, привело Трампа в ярость до такой степени, что отношения ни одного из них с президентом не восстановились. По словам бывшего американского чиновника, инцидент привел обоих в замешательство, после чего оба продемонстрировали большую независимость от Белого дома.

Со своей стороны, Милли начал ежемесячную кампанию, призванную публично подчеркнуть, что военные не будут играть неконституционной роли в приближающихся президентских выборах или внутренней политике в более широком смысле. Выступая позже перед специальным комитетом Палаты Представителей, который расследовал нападение сторонников Трампа на Капитолий США 6 января 2021 года, он привел несколько предоставленных им интервью СМИ в дополнение к комментариям, которые он сделал в Национальном музее армии Соединенных Штатов в ноябре 2020 года.

“Мы уникальны среди военных”, - сказал тогда Милли. “Мы не приносим присягу королю или королеве, тирану или диктатору. Мы не приносим присягу отдельному человеку. Нет, мы не приносим присягу стране, племени или религии. Мы приносим присягу Конституции ”.

Маллен, председатель Объединенного комитета начальников штабов в отставке, сказал, что эпизод на Лафайет-сквер причинил боль как Милли, так и военным. “Вам лучше подумать, каковы ваши границы, прежде чем браться за”такую работу, как председательство, - сказал он, - “потому что вас могут ударить. Однажды вы окажетесь в Овальном [кабинете], и у вас есть 30 секунд. Если вы не продумали, каковы ваши границы, вы проиграете ”.

Когда президент Байден вступил в должность, некоторые демократы задавались вопросом, могут ли они доверять Милли, одному из немногих высокопоставленных чиновников США, которые должны остаться после переходного периода. Администрация Байдена с ее стандартным процессом обеспечения национальной безопасности и обширной базой опытных вашингтонских чиновников будет вести дела иначе, чем ее предшественники.

По словам наблюдателей, Милли заслужил доверие на этом пути, консультируя Байдена, но публично не разглашая их беседы. Но под непрекращающимся шквалом нападок со стороны бывшего президента и других консерваторов Милли продолжал конфликтовать с критиками.

Один инцидент произошел во время слушаний в Комитете Палаты представителей по вооруженным силам в июне 2021 года, когда республиканцы надавили на министра обороны Ллойда Остина и Милли по поводу того, что они назвали “бодростью” в вооруженных силах. Они выделили факультативный курс по расовой принадлежности, который преподается курсантам Военной академии США в Вест-Пойнте, штат Нью-Йорк, и политику в Остине, введенную после того, как десятки военных ветеранов участвовали в беспорядках в Капитолии, требующую, чтобы все военнослужащие потратили пару часов на изучение внутреннего экстремизма.

Милли сказал законодателям, что лично он считает “оскорбительным” то, что военных вызывают для “изучения некоторых существующих теорий”. Генерал сказал, что хотел “понять ”Белую ярость" и то, что заставило тысячи людей напасть на Конгресс. “Я читал Мао Цзэдуна. Я читал Карла Маркса. Я читал Ленина. Это не делает меня коммунистом ”, - добавил он. “Так что плохого в ”наличии“ некоторого ситуационного понимания страны, которую мы здесь защищаем?”

Его заявление стало вирусным, став еще одним примером того, как Милли в военной форме говорит то, что, по мнению критиков, лучше было бы оставить гражданскому политическому назначенцу. “Одна из особенностей похода на Холм - ‘Не говори того, чего не должен был говорить”, - сказал отставной генерал, работавший с Милли. “Марк пытался дать интеллектуальный ответ, но это не сработало, потому что звуковые фрагменты были плохими”.

В августе 2021 года неудачи, связанные с падением поддерживаемого американцами правительства в Афганистане и последующей смертельной схваткой за эвакуацию, вызвали поток критики. Милли, который в частном порядке посоветовал Байдену не выводить все силы, поскольку боевики Талибана неуклонно продвигались к афганской столице, придержал язык, когда президент позже ложно предположил, что никто не поощрял его поддерживать там присутствие примерно 2500 американских военнослужащих. Месяц спустя, выступая перед Комитетом Сената по вооруженным силам, Милли объявил крах “стратегическим провалом”.

“Враг правит в Кабуле”, - свидетельствовал Милли, отслуживший три срока в Афганистане. “По-другому это не описать”. Милли, заданный сенатором Дж. Том Коттон, почему он не подал в отставку после того, как Байден решил не следовать его совету, ответил, что Соединенные Штаты “не хотят, чтобы генералы выясняли, какие приказы мы собираемся принять”.

Несколько месяцев спустя, когда Кремль телеграфировал о своих приготовлениях к вторжению в Украину, официальные представители американской разведки неверно предсказали, что Киев быстро падет. С тех пор Милли развил то, что наблюдатели называют эффективным партнерством со своим украинским коллегой, генералом Валерием Залужным.

Наблюдатели говорят, что эпоха Милли также уникальна его участием во множестве книг, посвященных президентству Трампа, что он признал в ходе допроса членами Сенатского комитета по вооруженным силам. Критики говорят, что сообщения выставляют его защитником американской демократии способами, которые не способствуют беспартийному характеру его работы.

Кори Шейк, эксперт по отношениям между гражданскими и военными в Американском институте предпринимательства, сказала, что сотрудничество генерала с авторами представляется ей “самовозвеличиванием”. Она сказала, что съежилась, читая сообщения о том, как Милли говорил другим, что им нужно безопасно “посадить самолет”, в то время как Трамп работал над отменой своего поражения на выборах 2020 года.

“Старшему военному советнику президента не подобает вторгаться на политическую территорию, и генерал Милли часто делает это в бытность свою председателем”, - сказал Шейк. “Он не может устоять перед искушением”.

Другой бывший высокопоставленный чиновник министерства обороны, работавший с Милли, был еще более резок. “У него масса достоинств, ” сказал этот человек, - но его ахиллесовой пятой будет то, что временами он говорил слишком много, слишком часто и слишком громко, обычно изображая из себя героя”.

Его защитники говорят, что наследие генерала имеет большое значение, поскольку его пребывание на этом посту совпало со многими взрывоопасными моментами в истории страны.

Питер Фивер, эксперт по отношениям между гражданскими и военными из Университета Дьюка, с которым генерал консультировался на протяжении многих лет, сказал, что, хотя существует множество мнений о Милли и его выполнении работы, он заслуживает высоких оценок. Да, признал Фивер, он допустил некоторые ошибки. Но критики неоднократно преувеличивали или неправильно оценивали его действия, сказал он.

“Каждый раз, когда кого-то рисуют в слишком ярких красках, есть вероятность, что правда находится где-то посередине”, - сказал он. “Генералу Милли было дано одно из самых сложных назначений” из “всех современных председателей ОКНШ”.

США, СВО, milley, папа римский

Previous post Next post
Up