Реванш потомков Авеля

Apr 10, 2012 19:31

Сетевые формы не обязательно связаны с Интернетом. Сети существовали, вероятно, с момента возникновения коллективных форм общежития. Вспомним известные со школы племенные союзы оседлых народов и орду народов кочевых. У кельтов была сетевая жреческая организация друидов, имевшая священные центры от Рейна до Пиренейского полуострова на западе и от Британских островов до Альп на юге. Это позволяло кельтским племенам в течение по крайней мере полутора тысячелетий удерживать под контролем огромную территорию, сохранять культурное и религиозное единство и преемственность духовной и светской власти. Другим примером сетевой организации, существующей тысячи лет, являются семитские народы на Ближнем Востоке.

С сетевой точки зрения можно разделить исторические и современные народы на три группы: оседлые, роевые (от слова "рой") и собственно сетевые. К первым относится население преимущественно лесной и лесо-степной зоны, добывающее себе жизнь земледелием, охотой, собирательством. К ним относятся, например. народы т.наз. "балто-славяно-кельтской общности", образовавшей субстрат в языке и культуре для кочевых племен, проходивших по их территории. Последние образуют вторую группу преимущественно скотоводческих народов, двигавшихся с севера на юг, как индо-иранцы и хетты, или с востока на запад, как готы, германцы и позднее тюрки.

Если образ жизни оседлых и кочевых народов достаточно изучен с исторической, археологической и культурологической точек зрения, то возникновение, традиции и особенности сетевых форм жизни пока не стало предметом отдельного изучения. Яркими представителями сетевого типа были финикийцы, позже древние греки-ахейцы. Сейчас к сетевому можно отнести два огромных цивилизационных ареала - семитский и англосаксонский. Сетевые народы демонстрируют отличную от оседлого и кочевого порядка структуру расселения: города-хабы, связанные караванными или морскими путями, при отсутствии административного центра, столицы, верховной ставки. Оседлые народы никуда не движутся, их распространение географически предопределено и связано с оскудением лесных и пахотных угодий. У кочевых народов, напротив, всегда есть вектор движения, которому не являются помехой даже пустыни Средней Азии или Гималаи. Единственное, что могло остановить евразийский рой, это океан. Сетевым народам также присуще движение, но оно не является целенаправленным. Это постоянно осуществляемые вылазки из "порта приписки" и колонизация встречаемых по пути территорий. В основе передвижения сетевых народов - вечное движение из одного пункта в другой, не поход, но переход.

Известно, как была создана одна из самых мощных геополитических сетевых структур современности - Британская империя. (Сейчас ее продолжением и прямыми наследниками являются США.) До изобретения парового двигателя на море хозяйничали сначала испанцы, потом голландцы. Их успехи были следствием развития картографии и технических усовершенствований парусных судов. В XIX века, в связи с изобретением парового двигателя, основным условием морских перевозок становится своевременно пополнение запаса угля. И здесь англичане применяют не техническое, а организационное усовершенствование: они строят во всех портах своей юрисдикции угольные заправки. Эта сеть заправочных станций, окончательно положив конец доминированию на море других держав, образовала только топологию будущей Британской империи, "надо которой не заходит Солнце".

В течение последних ста лет происходит нарастание сетевых форм геополитической организации. Сетевая империя англосаксов укрепляется и развивается. Р.Генон выводит кризис современной цивилизации из постоянной борьбы оседлых и кочевых народов [ср. главу "Каин и Авель" в его книге "Царство количества и знамения времени";  http://needlib.com/bibl/index.php?page=12&Id=16844]. Потомки Каина, основатели земледельческих и, позднее, городских цивилизаций последовательно теряют свои вертикально построенные сухопутные империи. В первой половине прошлого века в ходе двух мировых войн англичанам удалось развалить Австро-Венгерскую империю. До 1990-х годов последним оплотом оседлых народов был СССР, наследник Российской империи, но и он пал под натиском потомков Авеля.

Еще несколько десятков лет назад казалось, что город, домен Каина, будет длиться вечно. Пространство движения кочевников Авеля было сжато в городские стенах, превращено во время. В 1945 году Генон дал характеристику этому процессу: "Напротив, кочевые и пастушеские народы не создают ничего длительного и не работают ради будущего, которое от них ускользает; но они имеют перед собой пространство, не выдвигающее перед ними никакого ограничения, но напротив, открывающее им постоянно новые возможности. Таким образом, обнаруживается соответствие космическим принципам, с которыми соотносится - в ином порядке - символизм Каина и Авеля: принцип сжатия, представленный временем; принцип расширения, представленный пространством. На самом деле, и тот и другой принципы проявляются сразу и во времени, и в пространстве, как и во всех вещах, что необходимо отметить, чтобы избежать слишком «упрощенческих» уподоблений или отождествлений; но не менее верно, что действие первого преобладает во временных условиях, а второго - в пространственных. Однако время изнашивает, если можно так сказать, пространство, утверждаясь в своей роли «пожирателя» а также в ходе веков оседлые народы мало-помалу поглощают кочевые: в этом, как мы уже указывали выше, социальный и исторический смысл убийства Авеля Каином." [там же]

Однако не стоит обольщаться. Сейчас мы становимся свидетелями, как время исчезает, горизонт планирования сузился до точки, а пространство, напротив, берет свое. В Интернете нет истории. Есть Сеть - без начала и конца, без края, без времени. Авель победил.

Генон, сети

Previous post Next post
Up