Инновационные регионы мира: Сингапур

Jun 26, 2017 12:28

Продолжение. Часть 1 http://upravleniye.livejournal.com/11389.html

Часть 2. Сингапурский инвестиционный ландшафт

В связи с указанными в Части 1 геополитическими и социально-экономическими особенностями Сингапура - госкапитализмом и сервисной  экономикой, свободное предпринимательство в американском смысле отсутствует. Инвесторы не свободные акторы, они встроены в сложную систему частно-государственного партнерства. Проекты ранних стадий получают щедрую господдержку. По словам одного из управляющих фондом ранних стадий, если проект не пользуется средствами бюджета или другими формами поддержки государства, частный инвестор не вкладывает. Получение господдержки является не просто формой снижения нагрузки на первого инвестора, но в первую очередь свидетельствует о серьезности намерения основателей. Компетенция в части использования инструментов и средств господдержки инноваций считается одной из основных.




Редкие стартапы из Сингапура уходят в Кремниевую Долину. Магомет не ходит к горе; сама гора навещает время от времени Магомета. Менеджеры американских корпораций в Сингапуре частые гости: они высматривают подходящие решения и быстро их забирают к себе. В связи с этим "единорогов" в экосистеме не много: Grab (региональный аналог Uber) с капитализацией 1,3 млрд. долл. и приобретенная им за 100 млн. индонезийская платежная платформа Kudo. https://techcrunch.com/2017/04/02/grab-buys-kudo/

Среди корпоративных инвесторов много китайцев. Китайский капитал активно рыщет по региону в поисках масштабируемых бизнес-проектов для развития своих предприятий и финансовых групп. Присутствуют и японцы, однако их повестка совершенно отлична от китайцев, хотя и составляет им конкуренцию. Японские инвесторы нацелены на вложение средств своих венчурных партнеров, как правило, корпоратов и чиновников, в быстро масштабируемые проекты для последующей продажи. Если китайцы пытаются встроить инновационные компании в свой бизнес, японцы рассматривают проекты ранних стадий как способ увеличения личных доходов вне основной деятельности. Последнее напоминает отношение к стартапам в нашей стране: система социальных отношений и связей сложилась, бизнес-процессы налажены или изменяются только изнутри корпораций. "Не трогай сервер, пущай работает". Как и российская экономика, японская находится в глубокой стагнации с точки зрения темпов развития и скорости финансового обращения. Китайская экономика, напротив, на подъеме. Скорость процессов развития обусловлена жесточайшей конкуренцией Китая и США в Африке и в Азии. Основной инвест фокус китайцев и японцев кажется одинаковым: отрасли - мобайл, медиа, ритейл, сервисы, маркетплейсы + быстрая масштабируемость на потребительских рынках региона. Однако китайцы осуществляют часто acquihire - найм стартап-команд на работу с выплатой небольших сумм. Японцы пытаются строить на стартапах спекулятивный бизнес, продавая их дальше в Америку. Безусловно, указанные способы являются лишь реконструкцией: отдельные фонды и проекты могут действовать по другим схемам.

В целом бизнес-составляющая интересует местных инвесторов гораздо больше, чем технология. Это и понятно: инженерных компетенций как склонности к изобретательству и соответствующего фундаментального научно-технического образования в Сингапуре и окрестных странах нет. Если в Индии высокий уровень математического образования присутствует до сих пор за счет воспроизводства касты брахманов, в SEA такого социального института в историческое время не было. В регионе велика доля населения, занятого в сельском хозяйстве, причем частный сектор мелких крестьянских хозяйств составляет более 70%. Как и в России, эта категория отличается честностью (просроченная задолженность по кредитам составляет всего лишь 1-4%), однако по-крестьянски недоверчива, консервативна и обладает слабой платежеспособностью вследствие распространения натурального хозяйства и бартерных, то есть неденежных форм обмена. Почти все наши сингапурские собеседники отмечали слабый охват населения Индонезии пластиковыми карточками, в связи с чем развиты различные экзотические формы банковских платежей через терминалы в магазинах и платежи со смартфонов и планшетов. Скорее, это не внедрение новых платежных технологий, а даунгрейд - попытка хоть как-то приспособить архаичные способы ведения дел к современным финансовым и информационным технологиям.




Население стран в сфере влияния Сингапура достаточно велико и плотно распределено. В регионе проживает более 600 млн. чел. Самой многочисленной является Индонезия (240 млн. чел.), меньше всего живет в Малайзии (31 млн.). Сам Сингапур не дотягивает и до 6 млн., хотя ход развития города-государства и темпы строительства позволяют предполагать достижение отметки в 10 млн. уже к 2025 году.

Справка. Примерное население стран SEA
Индонезия - 240 млн. чел.
Филиппины - 100 млн. чел.
Вьетнам - 92,5 млн. чел.
Таиланд - 70,5 млн. чел.
Мьянма (бывш. Бирма) - 55 млн. чел.
Малайзия - 31,5 млн. чел.
Лаос - 7 млн. чел.
Сингапур - 6 млн. чел.

В то же время подсчитывать потенциальную аудиторию стартапов, ориентированных на потребительский рынок, исходя только из количественных параметров - дело неблагодарное. Сингапурские коллеги-инвесторы постояно отмечали, что рынок SEA - это рынок молодого населения крупных городов. Это растущий рынок новоукладников - людей, не привязанных к территории, занимающихся сервисом или созданием нематериальных активов (разработка софта, банкинг, финансы). Это не только креативный класс, но и все слои, занятые в технологичной сфере обслуживания, включая гостинично-туристический сектор, ритейл и логистику. Поэтому интернет-магазин масс-маркет косметики для девушек 18-25 лет с какой-нибудь непритязательной "фишкой" может легко занять лидирующие строки в поисковиках и быть супер-успешным.

Инвесторы в Сингапуре четко делятся на несколько групп.

1. Инвесторы ранних стадий в стартапы
Как и в России, это бизнес-ангелы и посевные фонды с чеком 100-500 тыс. долларов. (Суммы указаны в USD, сингапурский доллар SGD = 1,3 USD). Аналогичны подходы к инвестированию: стартап мыслится как быстрый проект, дающих быстрый результат. До прототипа никто не будет даже разговаривать: на разработку даются государственные средства и бесплатные места в коворкингах.




2. Инвесторы стадии pre-A, A
Это основная категория инвесторов, с которой нашей группе удалось встретиться. Чеки варьируются от 500 тыс. до 3 млн. долларов. Должна быть возобновляемая месячная выручка (MRR) 3-10 тыс. долларов и/или привлеченные большие аудитории в сотни тысяч человек. Всех интересует быстрая масштабируемость в пределах региона.
Некоторые инвесторы этой стадии, особенно корпоративные фонды больших медиа- и ритейл холдингов, смотрят и на совместимость стартапа со своим бизнесом. Решения принимаются "по-семейному": нравится - берем.




3. Инвесторы следующих стадий
Местный биржевой механизм продажи стартапов, как и в России, отсутствует. Есть подобия биржевых выходов, но исключения лишь подтверждают правило. Здесь появляется лазейка для наукоемких стартапов. В отличие от российской ситуации, где почти все пригодные для дальнейшей продажи стартапы содержат в себе оригинальную технологию, в Сингапуре такие проекты появляются в связке с американцами или индусами.

Возьмем проект Dyna Optics http://www.dynaoptics.com Действительно инновационный проект: новая конструкция оптических линз для любого типа камер и оптического оборудования. Местная девушка, закончившая магистратуру в Стэнфорде, "нашла" профессора, занимавшегося разработкой линз ассиметричной формы совместно с американцами. Им дали довести конструкцию до опытного образца и встроиться в цепочку, ведущую к Foxconn. Причем они испытывали свои линзы у поставщка компонентов для камер, который в свою очередь поставляет их Foxconn. Слабо представляю, как аналогичный предмет, созданный российскими умельцами, смог бы так глубоко и, самое главное, мягко и быстро забраться...



Отдельное направление - проекты для городской среды и хозяйства. К сожалению, не было возможности встретиться с теми игроками, кто инвестирует в Smart City, агротех, промышленный финтех и проч. Очевидно, в Сингапуре с его растущей экономикой, огромными транспортными, человеческими потоками, возникают проблемы в сферах связи, строительства, экологии, жизнеобеспечения, качества жизни. Косвенным свидетельством интереса к российским технологиям в этих направлениях я увидела прежде, чем оказалась в Сингапуре - на заседании Российско-Сингапурского делового совета. Однако такие проекты, как правило, ведутся на межгосударственном уровне, в рамках давно существующего военно-технического сотрудничества, под эгидой Межправкомиссий. Роль государства здесь определяющая.

В аэропорту Сингапура имеется достопримечательность - выполненная из сплавов цветных металлов фантастическая рыба. Ее передняя часть взята у акулы, а хвост светится всеми частями радуги. Эта скульптура символична. Показывая всем разноцветный тыл, фигура намекает на разнообразное прошлое культур и языков, сошедшихся Сингапуре - экономическом центре региона South East Asia с 600 млн. населения. Но истинное предназначение этого инновационного хаба - агрессивное целенаправленное движение вперед, к новым финансовым и технологическим завоеваниям.

vc, инвестиционная привлекательность, Индонезия, инвестор ранних стадий, Филиппины, Малайзия, инновации, Китай, венчурный инвестор, Сингапур

Previous post Next post
Up