Проблема не в том, что Постановление №354 плохое, а в том, что квартплата все растет и растет
Тема оплаты за так называемые «общедомовые нужды» (ОДН) уже не раз поднималась на страницах нашей газеты. Это и неудивительно: в Ульяновске, наверное, уже не осталось людей, которых данная проблема так или иначе не озаботила бы. Лично знаю несколько семей, у которых итоговая сумма в платежках (по сравнению с оплатой за осенние месяцы 2012 года) увеличилась почти на 3 тысячи рублей. Надо ли говорить о том, что далеко не все горожане способны безболезненно пережить такой удар по семейному бюджету? И здесь уже совершенно не важно, чем именно объясняется такое повышение: выделением ли в отдельную строку ОДН, переходом ли на посезонную оплату за отопление или чем-то еще. Здесь важен сам факт: произошедшее повышение оплаты «за коммуналку» действительно приблизило многих к пресловутой «черте бедности»…
Все эти вопросы мы решили обсудить с человеком, который является, что называется, не теоретиком, а настоящим практиком в сфере ЖКХ. Председатель ТСЖ «Луч» Александр ПОТАПОВ, впрочем, не нуждается в особом представлении, так как многие ульяновцы его уже знают, в том числе и по публикациям в «Управдоме». Напомним только, что его товарищество, созданное собственниками 32-го дома по улице Промышленной, является если не самым успешным, то уж точно одним из самых организованных в городе.
Проблема старая, а платежи новые
- Давайте сначала определимся, что такое «общедомовые нужды». ОДН - это разница между показателями общедомовых и внутриквартирных счетчиков. Иными словами, это те потери коммунальных ресурсов (например, горячей воды), которые наблюдаются, когда мы начинаем сравнивать, сколько дом потребил «в реальности» и сколько было в итоге собрано с жильцов, - согласно показаниям индивидуальных счетчиков, - поясняет наш собеседник.
По его словам, 354-е федеральное постановление - в принципе, документ нужный и правильный, однако он, безусловно, нуждается в корректировке.
- Благодаря этому постановлению люди наконец-то начали интересоваться, куда и за что именно они платят. Дело в том, что денежные «недоборы» за коммунальные ресурсы были всегда, но это мало кого волновало. Именно поэтому разорялись многие ТСЖ, а управляющие компании оказывались банкротами. К примеру, мне все 7 лет (столько существует наше ТСЖ «Луч») удавалось спасать положение только потому, что технический этаж нашей высотки приспособлен под антенны сотовых компаний. Они платят ТСЖ за аренду, что, в частности, позволяло компенсировать упомянутые потери без так называемой «тринадцатой платежки» - корректировки в конце каждого года, - продолжает председатель.
Таким образом, мнение о том, что ОДН и ранее присутствовали в наших платежках, но просто не выделялись в отдельный пункт - не совсем справедливо: потери были всегда, но в платежках они никак не учитывались.
Магнитная политика
Откуда же берутся эти самые «потери»? Первое, что приходит в голову - ресурсы «пропадают» из-за плохого состояния инженерно-технических сетей и отсутствия ремонта в подъездах. Это и в самом деле очень важный фактор, во многих случаях действительно объясняющий то, куда деваются такие дорогие ресурсы, как горячая вода и тепло. Но есть и еще одно немаловажное обстоятельство.
- Несколько лет назад благодаря капремонту в рамках 185-го федерального закона мы заменили все трубы в доме, - говорит Александр ПОТАПОВ. - Кроме того, на все виды ресурсов были установлены общедомовые приборы учета и абсолютно все квартиры оборудованы индивидуальными счетчиками. Эти шаги должны были обеспечить нам минимальное ОДН, но на деле оказалось совсем не так. После недолгого размышления я понял, что чудес не бывает: если счетчики показывают столь существенное отличие, значит должна быть еще одна причина - воровство. И я начал действовать!
Председатель ТСЖ обратился в ульяновскую организацию «Центр измерений №1», которая является обладателем сертификата международного образца на использование прибора, определяющего «сверхнамагниченность» счетчиков. Как пояснили специалисты этой компании, причина феномена огромных начислений по ОДН может быть только одна - на счетчики кладут магниты для того, чтобы исказить показания приборов учета.
- Сверхнамагниченность сохраняется очень продолжительное время, так что скрыть воровство фактически невозможно, - комментирует Александр. - Каково же было мое удивление, когда благодаря применению этого прибора, нам удалось установить факт «магнитной политики» в 40 процентах квартир дома (имеются в виду счетчики на ГВС). «Попались» на этом даже те, на кого никто никогда не подумал бы! Опираясь на то же 354-е постановление, я подсчитал все возможные штрафы за использование магнитов: в итоге получилась сумасшедшая цифра в 455 тысяч рублей. Я представил все эти документы в областное Министерство экономики, и там подтвердили правильность моих подсчетов.
Далее на общем собрании собственников председатель ТСЖ сообщил об этом, что, мягко говоря, «расшевелило всех». Высказывались различные сомнения в адекватности проверки, но в итоге все «проштрафившиеся» согласились заменить свои счетчики.
- На первый раз я использовал это исключительно в воспитательных целях, никаких штрафов взимать не стал, - продолжает председатель. - Но я уверен, что многие собственники теперь сто раз подумают перед тем, как использовать магниты. Самое главное, что в результате всего этого, после замены индивидуальных счетчиков на исправные, начисления по ОДН у нас в доме действительно сократились!
В «ручном режиме»
Наш собеседник указал и на еще один недостаток 354-го постановления: ОДН рассчитывается, исходя из «квадратных метров», тогда как считать нужно, отталкиваясь от количества проживающих.
- К примеру, возьмем трехкомнатную квартиру с двумя жильцами и однокомнатную - с четырьмя. Где больше будут тратить горячую воду? Конечно, во втором случае! А на кого больше возложат общедомовые потери? Ответ понятен!
Любопытно, что Потапов отказался прописывать в платежках жильцам своего ТСЖ строку, связанную, с «отоплением подъезда». По его убеждению, эта строка - только повод к лишнему раздражению собственников.
- Дом платит за отопление столько денег, сколько гигакалорий показал общедомовой счетчик. И мы данную сумму распределяем на всех. Так всегда было - зачем вводить лишний пункт? Кроме того, все мои жильцы уже больше года платят за отопление посезонно: мы приняли это решение на общем собрании. Конечно, в зимние месяцы было тяжеловато, но потом - когда все подсчитали общую сумму - оказалось, что собственники заплатили меньше, чем когда мы просто платили по тарифу круглогодично.
Кстати, ПОТАПОВ регулирует температуру в своем доме, что называется «в ручном режиме»: например, видит, что все пооткрывали форточки и балконы, в квартирах жарко и дискомфортно - убавляет температуру; если холодно - прибавляет.
- Здесь и никакого дорогостоящего прибора погодного регулирования не надо: я сам живу в этом доме, неужели я буду создавать себе и своим соседям дискомфортные условия?!
Вопрос без ответа
Но все-таки самую «сильную» и запомнившуюся мне мысль председатель «Луча» озвучил уже «под занавес» нашей беседы, которая длилась более часа. Я спросил его, какие проблемы более всего тревожат его как руководителя ТСЖ.
- Честно говоря, мне совершенно непонятен ежегодный рост тарифов, - ответил Александр ПОТАПОВ. - Ну, сами подумайте: какова основная цель наших ТЭЦ? Производить электроэнергию. Отопление и подогрев горячей «технической» воды - это, так сказать, побочный продукт данного производства, который жители утилизируют в своих домах. Почему мы - богатейшая в мире по ресурсам страна - должны постоянно поднимать тарифы на коммуналку для своих же граждан? Вот это - главный мой вопрос. Не будь этого роста, можно было бы пустить средства на строку «содержание и ремонт» и существенно повысить комфортность проживания!
Действительно, раз уж мы взялись считать деньги, сколько и на что тратим, то конечно хотелось бы узнать на, что уходят миллиарды рублей, полученные от повышения тарифов? Возможно, настала пора говорить не только о стоимости коммунальных услуг, но и о их качестве? Каждый год мы платим все больше и больше, и больше… А как пишут в учебниках по экономики, с повышением цены растет и качество. Но то ли учебники врут, то ли мы чего-то не понимаем потому, что в ЖКХ эти правила почему-то не действуют.
Евгений Нувитов