О вреде чтения хороших книг

Dec 29, 2015 12:17

На дворе 2556 год. Страна празднует день рождения Короля. Старый, едва окрепший после болезни, Король обратился с речью к своему народу - «Я люблю свой народ. Я люблю каждого из Вас. Помните всегда об этом…»
Знал ли Он, что каждый подданный Его королевства, не только помнил об этом, но боготворил своего Короля - портреты и флаги Короля, Королевы почти в каждом доме, на каждой улице, магазине. Это не просто символы, не подобострастие. Нет. Все, что происходит, все, что строится и растет, делается по Его проектам - национальные парки, дороги, школы, медицина и гидроэлектростанции, пенсии и выделение земель обедневшим семьям - каждый житель видит и чувствует Его заботу и внимание. Вся социальная сфера, пособия и помощь, делаются из личных средств Королевской семьи и прибыли от семейного бизнеса, а не из государственного бюджета.
А, может быть, Король прощался со своим народом, понимая, что стар, что силы уже хватает только на то, чтобы подняться с инвалидного кресла, когда заиграл гимн. Может быть, это Его последний, восемьдесят шестой день рождения со своим народом…
Я сижу на веранде, утопающей в цветах. Шорох пальмовых листьев. По дороге проносятся мотоциклы, увешанные пакетами, пассажирами, собачонками. Улыбающиеся беззаботные лица - жизнь, как ощущение вечного праздника. И смерть кажется далекой и близкой, нереальной и очень простой - только вдалеке послышится залп пушки - это еще одна душа прощалась с землей.
Из компьютера тихими трелями журчит, переливается на солнце ручейком музыка Шопена...
И внимая Шопену, я думаю о том, как я оказалась здесь. В этом Королевстве, где уже лет триста не знают войн, и дети не играют в казаков-разбойников. Здесь никто не знает, что такое голод и как плачут на похоронах, здесь работают только когда хочется или в веселой компании, а после обеда ложатся поспать прямо на стройплощадке или на циновке в углу магазина. Окна, двери, магазины - все это не запирается, ведь воровство это где-то там, далеко… это что-то очень страшное, как и призраки, которых тоже никто не видел, но которых боятся и говорят о них шёпотом…
Я вспоминаю далекий теперь уже 2009 год. Очередная зарисовка Жванецкого, что-то вроде «Куда подевались женщины после 50?». И… кругами по воде пошли расходиться волны - сокращают, предлагают уволиться всем кому… да, всем, кто уже не вписывается в формат.
Что же это такое - не формат? Это - разговаривает на русском языке без мата, ходит в театр (зимой с туфельками в пакете, чтобы не в сапожищах по паркету), читает книги (нет, не эти в мягких обложках с жуткими картинками любовной страсти или детективы, которые поглощают только от дома до работы и обратно, чтобы забыться), встречаются с подругами в музеях, ждут-не-дождутся какой-то мудреной выставки и не бегают с доносами к начальству, не играют в офисные войны. Их, этих мамонтов от социализма, трудно упрекнуть в плохой работе - трудяги. Но работают, почему-то, не за деньги, а ценят уважение к себе и к своему труду. И они, почему-то всегда имеют собственное мнение…
И как такими управлять? В чем их «мотивация»?
День ото дня я слышала, что еще кого-то уволили. Кого-то попросили уйти по какой-то странной непонятной причине.… И вот эта волна докатилась и до меня…
Еще с начала «нулевых» я стала ощущать какой-то духовный вакуум в офисах - интеллект сотрудников из года в год все ниже и ниже. Они не читают книг или читают нечто странное - женские романы или Шилову, из всего богатства латиноамериканской литературы - в лучшем случае, примитив Пауло Коэльо. Нет базы, на которую можно было бы опереться в разговоре. Ни мушкетеры, ни маятник Фуко, ни Дона Флор, ни…., ни…, ни…. - невыносимая легкость духовного бытия в этом новом странном мире без Книг и Музыки, без Театра, Консерватории, Музеев. Словно дикое поле - каждый день - лишь битва за деньги. Машины, кредиты, недвижимость, бренды и, снова, деньги.
На перекурах стало не о чем поговорить, не то, чтобы узнать что-то новое. На корпоративах народ заливается водкой и похабничает, а поговорить? А поговорить-то и не о чем… Может, поэтому и началась война с курением - зачем перегружать мозги сотрудников лишними разговорами, ведь на перекурах уже не рождаются новые идеи, не происходит обмен опытом в непринужденной обстановке. Каждый сам за себя в борьбе за деньги и за рабочее место, а если что, так любой винтик в нашем дружном молодом коллективе легко заменить - в крайнем случае, эйчар поможет.
Что это? Будто черное стало белым, и лицемерие, вдруг стало положительной чертой (умеет вести себя правильно в любой обстановке), а честность и порядочность - глупостью (сам себя подставить хочет, зря, это за него всегда успеют сделать сотрудники).
Зачем мы забивали себе головы Стивенсоном и Капитаном Немо, зачем выживали вместе с друзьями на Таинственном острове, зачем верили Ваську Трубачеву? Один за всех - это когда на кого-то одного сваливают всю работу, зато потом все на этого одного и…
Мы плакали над романами Диккенса, над «Хижиной дяди Тома». Как Пьер Безухов мучились от того, что обидели кого-то, не желая того.
Почему нас не учили по книгам новоявленных пророков - «Как манипулировать людьми», «Как заводить друзей»?
Почему, читая «Человеческую комедию», мы осуждали не тех героев и не те поступки, ведь, в итоге, правы оказались лишь беспощадные и алчные?
Шагреневая кожа - это, всего лишь, страшилка для слабаков.
Почему нам мамы не объяснили, что «Лунный свет» - это всего лишь романтическая приманка для глупеньких девочек, и, что секс должен быть выгоден, а любовь … Ну, вы знаете, что случилось с госпожой Бовари и другими бесприданницами - их бесплатно использовали.
Изображайте наивных чистых золушек, если так нужно по ходу событий, но в душе… Помните всегда, что самое дешевое на свете - это настоящая любовь и, что глупо быть таким, какой ты есть, нужно быть таким, каким тебя хотят видеть. А пока не долезли до вершин топовых позиций, всегда, прежде чем что-то сказать, мысленно задайте себе вопрос - а что хотят услышать, и никогда не перепутайте - вслух только то, что изволят, про себя - то, что на самом деле. Это окупится.
А честь и совесть - слишком большая роскошь в эпоху беспредела демократии. Как только засомневаетесь, захотите сказать правду или высказать свое мнение, вспомните Сократа, казненного при демократии (но совершенно спокойно вещавшего на любые темы при тирании).
С моими сомнениями «вшивого интеллигента» и глупой готовностью кому-нибудь помочь, влезть к месту и не к месту со своими советами, поделиться опытом работы, всегда вставать на сторону слабых, защищать своих подчиненных, даже в ущерб себе… в общем, со всем тем, чему нас учили хорошие добрые книги - я стала мастодонтом (как в шутку назвал меня зять). Видимо, уже не вписываюсь в новый формат, в дружный молодежный коллектив. По результатам собеседований и тестов «нет мотивации». Оказалось, что в новом мире, таким как я, испорченным хорошей литературой, нет больше места. Нужны ли мы своему государству, нужны ли мы как специалисты?
Сейчас, когда я смотрю на своих внуков, воспитанных по-американски (или абсолютно невоспитанных) под лозунгом - «не грузи!», я думаю о том, что, вероятно, так и надо. Науки, языки и никаких Дюймовочек, никаких «Снежных королев». Зачем эта нищенка Герда потащилась вытаскивать Кая из дворца? Нищету плодить? - доярка из Хацапетовки, и та знает - в Москву, замуж за олигарха, вот это цель нормальная.
А «Маленький принц»? Не читайте его детям! Это же страшно, это, надрыв! Это невозможно вынести. Зал рыдал, когда Ираклий Андронников читал прощальный монолог Принца. Разве, прочитав эту книгу, можно будет устроиться в новой жизни? Это навсегда погубит маленькие хрупкие души детей - они никогда не смогут распихивать локтями, заводить нужных друзей и предавать их, подставлять, сдавать и манипулировать.
Подумайте об этом завтра. Не отвечайте сразу, сгоряча.

Источник

книги

Previous post Next post
Up